Приветствую Вас, дорогие друзья! В прошлой части я рассказывал про съемки на тепловозной ветке Киров – Котлас. В этой части я расскажу про путешествие в город Кирово-Чепецк для съемок до сих пор сохранившейся там до наших дней пассажирской узкоколейной железной дороги.
Итак, наше путешествие начинается прямо в гостинице. Дело в том, что мы жили в здании автовокзала. И для того, чтобы поехать куда-то на автобусе, нам просто нужно было спуститься вниз и зайти на автовокзал. Удобно? Еще как!
Приходим на перрон за минуту до отправления автобуса. Подъезжает новейшая ГАЗель экспресс №103 Э Киров – Кирово-Чепецк. Народу на нее немного: в общей сложности набралось человек 5. Оказывается, этот экспресс не останавливается ни на одной остановке до самого Кирово-Чепецка, поэтому едет быстрее. А стоимость наоборот, дешевле. На обычном 103 автобусе проезд стоит 250 руб., а на экспрессе 242 руб.
Быстро доезжаем до Кирово-Чепецка, меньше чем за час. Просим водителя остановить возле узкоколейки. Выходим на остановке «7-ой микрорайон». Проходим пару сотен метров от остановки и вот она: узкоколейка в самой красе.
Никакой тупиковой призмы, просто резко кончаются рельсы, на которых наварены металлические вставки для недопущения схода состава.
А раньше рельсы шли дальше до Кирово-Чепецкой ТЭЦ, а через улицу Ленина был переезд.
Немного истории. Каринская узкоколейная железная дорога берет свое начало в военные годы. Она была построена в 1942 году в связи с началом торфяных разработок в поселке Каринторф. Первый участок от ТЭЦ до поселка составил 22 км, а первый состав с торфом был доставлен на Кирово-Чепецкую ТЭЦ 14 декабря 1942 года.
В последующие годы развивалась сеть узкоколейных железных дорог. Так, к 1958 году протяженность дороги превысила 100 км. Главное локомотивное депо дороги находилось на станции Техническая в посёлке Каринторф.
Со временем объем перевозок падал, а в связи с переводом Кирово-Чепецкой ТЭЦ на природный газ и вовсе планировалось закрытие дороги к июню 2012 года.
17 февраля 2012 года из Каринторфа на Кировскую ТЭЦ-3 был отправлен последний грузовой состав с торфом. К этому времени вывезли запасы добытого торфа, после чего были разобраны рельсы от разъезда Новый (в 7-м микрорайоне) до станции Торфяная (ТЭЦ). По узкоколейке перестали перевозить грузы, осталось только пассажирское движение, которое действует и по сей день. Это единственная транспортная связь поселка Каринторф с городом Кирово-Чепецк. В народе эту дорогу даже прозвали Кирово-Чепецким метрополитеном.
Начинаем свое путешествие по Каринской УЖД. Пройдя по рельсам чуть дальше, видим путевое развитие: главный и небольшой второй путь для обгона состава тепловозом. Это Разъезд Новый. Конечная остановка пригородного поезда Техническая – Новый, курсирующего здесь ежедневно несколько раз в день.
Довольно необычная табличка виднеется на платформе: 9 и ¾ - отсылка к фильму «Гарри Потер».
А раньше первый боковой путь был намного длиннее, но его укоротили. Оно и понятно. Зачем такая длина? Тут же всего тепловоз и два вагона.
Идем дальше по рельсам. Дорога достаточно ухоженная. Трава вокруг скошена, накат хороший. Видно, что поезда ездят ежедневно.
Пока шли по перегону – навстречу попалось много местных жителей. Тут целая тропинка вдоль путей.
Трава скошена, но вдалеке растут огромные кусты борщевика.
Узкоколейка просто утопает в зелени!
Доходим до платформы Вернисаж. Довольно необычное название. Эта платформа находится на перегоне Разъезд Новый – Разъезд Боево.
Идем дальше и почти доходим до Разъезда Боево. Рядом с платформой виднеется необычайно красивая Церковь Александра Невского.
А вот и сам разъезд Боево. Так же, как и на разъезде Новый – тут всего 2 пути. На втором пути почти нет наката. Давненько по нему не проезжал поезд!
На разъезде Боево две платформы. На Боковой путь редко заезжают поезда – в основном все движение осуществляется по главному.
Идем дальше и видим старый, уже неработающий светофор, видимо входной на Разъезд Боево – с пригласительным сигналом.
А чуть дальше находится переезд через проспект Мира. Переезд оборудован шлагбаумами и за его работой следит дежурный. Вот это конечно удивительно! Где еще найдешь переезд со шлагбаумами и дежурным на УЖД?
Полюбовавшись переездом направляемся дальше. Наша главная цель – дойти до самого красивого места на узкоколейке – моста через реку Чепца. До поезда остается немного, нужно успеть найти место съемки и настроить аппаратуру.
Наконец доходим до моста. Пришли! Снимать будем здесь.
Довольно большой мост с бетонными основаниями и металлическими перекрытиями впечатляет своими размерами. Построен он был в 1949 году, а длина его составила свыше 300 метров!
Какая же тут красота! Какой прекрасный вид открывается на полноводную речку Чепца.
Сначала я нашел место для съемки прямо на мосту и стал ждать поезд там. Но, когда мой напарник Никита отыскал другую точку, с которой открывается просто потрясающий вид на мост и речку свысока – я тут же побежал туда настраиваться там. Успел все настроить до появления узкоколейного поезда.
Ждем поезд. Слышно его шум вдалеке, словно грузовик едет по лесу. Гудит, подъезжает к мосту. И тут из-за деревьев выезжает бордовый ТУ7А-3318 с двумя зелеными вагонами. Это и есть пригородный поезд Техническая – Новый. Главный герой Каринской УЖД.
После съемок проходим мост, видим внизу на берегу реки рыбаков. А мы идем дальше в поисках нового места съемок. Через полчаса этот поезд поедет обратно, поэтому нужно успеть найти хорошую точку.
Искать долго не пришлось. Вскоре мы нашли прямую с последующим небольшим поворотом и устроились в конце прямой.
После того, как я настроил штатив, пошел устанавливать вторую камеру на шпалы, чтобы снять видео под поездом.
Двери в вагон даже не закрываются. А некоторые пассажиры и вовсе сидят на подножке вагона.
Отлично сняв поезд, мы возвращаемся назад в город. В сторону станции Технической мы решили не идти. Далековато будет топать туда пешком. Вернувшись к переезду, мы вышли на проспект Мира и поснимали там ПАЗики.
А дальше мы вернулись на Каринскую УЖД, зашли в павильон на Разъезде Боево и отлично устроились, чтобы начать обед.
До следующего поезда остается час, поэтому неспеша перекусываем и идем искать новое место съемок.
Хочется снять поезд на фоне церкви, что неподалеку от разъезда Боева, но встать некуда, с боков высокая трава. Приходится идти дальше, искать места там.
Доходим до платформы Вернисаж. Сначала думаем снять поезд здесь, но перед платформой кривая, не очень то красиво.
Идем чуть подальше от платформы в сторону Разъезда Нового, находим отличное место для съемки: тут скошена трава и солнце светит прямо в морду тепловозу. Решено. Остаемся здесь.
Благо ждать долго не пришлось, вскоре показался тепловоз. Он прибыл раньше на несколько минут.
Ну а после съемки поезда идем обратно, откуда и началось наше путешествие – на разъезд Новый.
Там, пока поезд стоит в ожидании времени отправления – фоткаем его. Тепловоз и два вагончика - словно игрушечные.
А после решаем зайти внутрь вагона, посмотреть и сфоткать салон.
Вот это да! Мы как-будто попали в прошлое! Вагон с деревянными лавками, как во всем известной электричке ЭР2 просто навевает ностальгию. Кондуктор в вагоне явно была удивлена: заходят в вагон двое: оба фоткают салон и уходят.
На этом наше путешествие в небольшой город Кирово-Чепецк и его главную достопримечательность – Каринскую УЖД завершается. Поезд снова уезжает в сторону станции Техническая, а мы идем к стеле на въезде в город, чтобы сделать несколько памятных фотографий.
Отличное выдалось путешествие! А главное веселое! Вдвоем всегда веселее! Никита - тоже транспортный блогер, только из Питера. Обязательно подписывайтесь и на его канал! Ссылки оставлю ниже:
https://www.youtube.com/@transporttamer
Следующую часть Большого Северного путешествия читайте здесь: https://dzen.ru/a/Z26k5L_qF1jRU9D1