История хита 25-летней давности.
«Люби меня, люби жарким огнём, ночью и днём, сердце сжигая»,
- эти строки звучали в разных исполнениях. Во второй половине 2010-х их запела молодая исполнительница с кулинарным псевдонимом Гречка, обратившись к хиту, который на год старше её самой. Сейчас эту певицу уже мало кто помнит, в отличие от первоисточника в исполнении группы «Отпетые мошенники». Хит стал саунд-треком юности и первой влюбленности поколения, взрослевшего на рубеже веков. Вспомнить о ней есть повод – в этом году исполняется 25 лет с момента выхода композиции. Песня была представлена публике в 1999 году, а в её истории обнаруживается след популярнейшей в тот период рок-группы.
Ломка стереотипов
История этой песни примечательна тем, что она объединила представителей совсем разных музыкальных ниш, тем самым опровергая расхожий стереотип. В конце 90-х, начале нулевых поклонники рок-музыки часто «противопоставляли» себя рэперам и попсе. При этом музыканты взаимодействовали друг с другом. И вот на рубеже веков на вершине хит парадов оказывается песня, объединившая представителей музыкальных сцен разных жанров и городов.
Музыкальное хулиганье, не слишком то культурная по своему образу экстравагантная троица родом из города, слывущего культурной столицей. В банду «Отпетых мошенников» объединились три коренных ленинградца – Сергей Суровенко, Вячеслав Зинуров и Игорь Богомазов, они же – Сергей Аморалов, Том Хаус и Гарик Богомазов. Они выходцы из питерской андеграундной хип-хоп тусовки. Коллектив, прозванный критиками «нетипичным бойсбендом», привнес элементы этого жанра в эстрадный дискурс, снискав широкую популярность во второй половине 90-х.
«Наверное, мы были одними из первых, кто стал накладывать речитатив на танцевальную музыку, и то не первые. А именно к рэп-культуре я себя не причислю»
- так говорил о своей творческой ориентации Сергей Аморалов.
А хит, о котором сегодня пойдет речь, происхождением связан с представителями русского рока. Песня «Люби меня, люби» восходит к творению участника легендарной рок-группы 90-х, ревнителей «музыкального декаданса» с именем британской писательницы, классика мирового детектива в названии – Агата Кристи.
Группа была основана в Свердловске-Екатеринбурге и считается представителем «мощной» уральской школы русского рока, но уже с середины 90-х годов музыканты перебираются в Москву.
Нарzду с братьями лидерами группы Глебом и Вадимом Самойловыми одной из ключевых фигур в истории «Агаты Кристи» был клавишник и композитор Александр Константинович Козлов, выступивший автором и соавтором многих хитов коллектива.
Если не знать, то никогда не подумаешь, что к хиту хулиганствующей троицы питерских рэперов приложил руку тот же автор, под чью музыку братья Самойловы влекли поклонников рок-музыки в «Сказочную тайгу» и летали на «Ковре-вертолете».
Казалось бы, что может связывать работавшего в Москве уральского рокера с разбитными питерскими хулиганами? Помимо «Агаты» Александр Козлов работал и со многими другими музыкантами, писал очень разную музыку, в том числе он в какой-то мере способствовал и развитию карьеры «Отпетых мошенников», помогал петербуржцам с организацией концертов в Москве.
«Саша Козлов изначально помимо участия в «Агате Кристи» и другую музыку писал. Он вообще меломан был — я бы его даже рокером не назвал. Мы сами из Питера, и когда только делали свои первые шаги в шоу-бизнесе, приезжали в Москву — он все время нас встречал, рассказывал, показывал, очень хороший дядька был»,
- отзывается Аморалов о Козлове.
Не только Козлов: обретение «Отпетыми мошенниками» хита и его авторы.
Во многих источниках о песне «Люби меня, люби» Козлов указывается чуть ли не единоличным автором произведения, хотя, справедливости ради, нужно отменить, что к его созданию причастна целая группа авторов, и информация по этому поводу неоднозначная. Например, со ссылкой на слова Сергея Аморалова упоминается, что припев к песне сочинила некая девушка, которая эмигрировала в Германию. Имя её не называется.
При этом реестр РАО дает совсем другую информацию. Авторов там четверо, и все - мужчины. Соавтором музыки на пару с Александром Козловым значится продюсер «Отпетых мошенников» Евгений Орлов. Авторы текста - Андрей Репников и Дмитрий Панфилов.
Оба в музыкальной культуре 90-х люди заметные. Репников участвовал в написании многих песен группы «Отпетые мошенники». Произведения со словами поэта-песенника Дмитрия Степановича Панфилова есть в репертуаре российских эстрадных звезд первой величины: Филиппа Киркорова, Ларисы Долиной, Николая Баскова. Один из самых известных хитов его авторства «Молитва» группы Smash – лауреат «Золотого граммофона-2003».
Согласно рассказу Сергея Аморалова, приведенному в книге Александра Горбачева «Не надо стесняться», песня Александра Козлова, послужившая первоисточником хита «Люби меня, люби» изначально предназначалась группе «Неоновый мальчик», где ранее выступал Том Хаос. Они работали над альбомом в сотрудничестве с Козловым. Услышав одну из песен, «Мошенники» захотели забрать её себе.
«Там другой текст был и другая аранжировка — чуть более попсовая. Так как у нас был общий продюсер, мы ее услышали. Я сказал: «Блин, надо нам эту песню сделать, потому что припев ну уж очень цепляющий, прям очень хороший». Нам сказали: «Без проблем, перепевайте».
А уже дальше песню «под мошенников» доработали другие авторы, сотрудничавшие с коллективом. Аранжировка версии «Отпетых мошенников» была сделана «Гостем из будущего» Юрием Усачевым.
Нетипичный хит «взрослеющих» мошенников
«Отпетые мошенники» собрались в 1996. Вместе ребята поймали волну «Мальчишника» и продюсируемого тем же Орловым «Мистера Малого», представив ту же тематическую линию в более легкой, «попсовой» форме. Вскоре трио ворвалось в телеэфиры, утверждая что «Всяко-разно, это не заразно», а «девочки бывают разные, и им хочется на что-нибудь заморочится». В вольготную на самовыражение эпоху 90-х хулиганский коллектив, не гнушавшийся спорных тем и намеков «ниже пояса», пришелся ко двору и прославился именно в этом амплуа.
Наступает 1999-ый. Группа выпустила «Фигню». Такое неоднозначное название получила третья полноформатная пластинка «Отпетых мошенников». На ней в числе прочего оказалась лирическая композиция, резко контрастирующая с другими треками альбома и с предыдущим творчеством группы. Сочетающую речитативные куплеты с мелодичным запоминающимся припевом композицию характеризуют как «рэп-балладу». Эффект оказался просто потрясающий.
Комментируя успех хита «Люби меня, люби», Игорь Богомазов отметил, что этой песней группа дала слушателям необходимую порцию «лирики», которая всегда востребована.
«Девочкам 12–13 лет надо в кого-то влюбляться. Под какую-то музыку. Так что без лирики не обойтись. И мы решили, что это немножко не в том стиле, но пускай будет».
Песня быстро обрела популярность, став традиционным номером для медленного танца молодежных дискотек того времени.
Ставший для многих слушателей неожиданным хит «Люби меня, люби» будто бы дал слушателям намек на смену траектории, некое «творческое взросление».
«После этого к нам стали более серьёзно относиться. Никто не ожидал, что мы можем такой вот «медляк» записать. Если до «Любви меня, люби» нас считали хулиганам, то после стали считать романтиками; такими хулиганистыми романтиками. Поклонниц, конечно, прибавилось»,
- так о восприятии песни и её месте в творчестве группы высказался Сергей Аморалов.
Романтическую линию продолжил дуэтный хит «Моя звезда», исполненный совместно с девушками из группы «Сливки», однако в целом коллектив продолжил движение в том же фарватере.
Кино о любви
Успех композиции закрепил клип, выпущенный в том же году. Атмосферное сюжетное музыкальное видео – работа режиссера Александра Игудина и оператора Алексея Тихонова. Идея ролика принадлежит самим музыкантам «Отпетых мошенникам», сюжет в стиле «кино о любви» они стали сочинять во время поездки в поезде «Москва-Киров», сидя вместе в одном купе, набросали сценарий будущего клипа.
Снимался клип в окрестностях родного Петербурга, на дамбе у берегов Финского залива. Процесс занял три дня. На дворе стоял май, погода на капризной Балтике была прохладная, музыканты даже простудились.
«Если присмотреться, то видно, что у меня губы синие. Там вроде как закат летний — но на самом деле было очень холодно, градуса три-четыре. А нам приходилось заходить в воду по колено. Мы снимались и бежали в машины греться»,
- рассказывал Аморалов.
Главную мужскую роль в клипе сыграл калининградец Максим Воняшин, его возлюбленную – петербургская модель Ирина Калашникова. В роли родителей в клипе появились Андрей Чиликин и Алиса Колокольцева – узнаваемые в медийных кругах Петербурга персоны.
Блюдо с Гречкой
Прошло 18 лет. Выросло новое поколения меломанов. Мотивы хита «Отпетых мошенников» вновь зазвучали из северной столицы. Песню под названием «Люби меня, люби» в самом конце 2017 года выпустила живущая в Санкт-Петербурге уроженка Кингисеппа Настя Иванова. Автор и исполнительница 2000 года рождения стремительно снискала популярность, подписавшись необычным псевдонимом «Гречка», по поводу которого ходило много шуток.
«Люби меня, люби» от Гречки – это не кавер-версия в чистом виде, здесь больше подойдет термин «ремейк». В композиции юная исполнительница, героиня новой эпохи, использовала «мошеннический» припев с оригинальными словами и мелодией, адаптированной под тенденции звучания конца 2010-х годов. Куплеты – другие, их девушка написана сама.
Получается, что это уже новая песня с цитированием известного произведения. Продолжая навеянные сценическим именем певицы кулинарно-гастрономические ассоциации, на базе ингредиентов старого хита было приготовлено «блюдо с Гречкой». "Люби меня люби" от "Гречки" вышла на её дебютном альбоме "Звезды только ночью".
Гречка представила слушателям немало авторских песен, но сегодня даже люди, следящие за модной музыкой, вряд ли вспомнят хоть одну из них, за исключением «частично ворованной» «Люби меня, люби» с обширным заимствованным фрагментом. За эту «выходку» Гречка подверглась критике и от подросших меломанов из конца 90-х, и от поклонников «Мошенников», и от самих музыкантов. Участников группы возмутило, что кусочек их знакового хита землячка, изначально создававшая треки «для интернета», взяла без спроса у авторов и исполнителей оригинала.
«Любой уважающий себя артист в первую очередь хотя бы разрешения спросит. Что я могу сказать: во дворе и на пикнике люди лучше, наверное, поют под гитару»,
- так прокомментировал трек «Гречки» Игорь Богомазов.
Главного автора, давшего начало истории хита, к тому моменту уже не было на этом свете. Александр Козлов ушел из жизни очень рано в результате болезни, спустя 2 года после выхода хита, в 2001. Музыканту было всего 39 лет. Его последняя работа с основной в его музыкальной карьере группой «Агата Кристи» - альбом «Майн Кайф», того же 2001 года. Спустя 9 лет не стало и самой группы, как творческий коллектив «Агата Кристи» перестал существовать в 2010-м. Братья пошли каждый своим путем, официально не используя бренд группы, хотя оба то и дело поют старые «агатовские хиты», в том числе и те, что написаны их покойным коллегой Александром Козловым.
К 2017 году, когда строчки припева «Люби меня, люби» обросли новой ассоциацией, популярность «Мошенников» была уже в прошлом, группа продолжала существование в несколько измененном составе: в начале 2020-х проект понес потери в лице Тома Хаоса, он покинул группу, а в 2022 ушел из жизни.
Коллектив остался в памяти яркими образами прошлого, хулиганскими, провокационными, неоднозначными. А романтичную рэп-балладу «Люби меня, люби» сами музыканты назвали «хитом всех времен и народов».
Материал написан в информационных и развлекательных целях на базе информации открытых источников с использованием книги А. Горбачева "Не надо стесняться".
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.