В 1960-х годах корпорация General Motors придерживалась политики ограничивающей рабочий объем двигателей в автомобилях среднего размера. И это не было связано с заботой о безопасности клиентов, несмотря на то, что развивать большие скорости и динамично стартовать со светофоров автомобили уже могли, а эффективно тормозить, а уж тем более поворачивать нет… На самом деле, менеджмент General Motors опасался внутренней конкуренции, если случайно получится построить автомобиль, который будет заметно быстрее главного спорткара Америки Chevrolet Corvette. Однако, спрос на гражданские автомобили с мощными моторами был всегда, ведь многие хотели иметь запас под педалью газа, когда собирались похулиганить.
Известный в США производитель компонентов для тюнинга Джон Херст из Hurst Perfomance пришел к руководству Pontiac с предложением создать автомобиль Hurst/Pontiac на базе модели Firebird и составить конкуренцию культовому Shelby Mustang. Чтобы не смущать высший менеджмент General Motors Херст предлагал устанавливать большие двигатели в Firebird на своем заводе, но в Pontiac не стали нарушать правила. А вот Oldsmobile оказались готовы отступить от корпоративной политики.
Первым модельным годом производства Hurst/Olds стал 1969 год, когда клиентам предложили купе Cutlass 4-4-2 c 7,5-литровым V8 мощностью 390 лошадиных сил. За автомобилем выстроилась очередь, собрать удалось 515 экземпляров и программу, конечно, продлили на следующий год, когда продажи уже 906 машин. Далее наступили недружелюбные к мощным прожорливым машинами 1970-е и Hurst/Olds предлагались не в каждый модельный год, но определенным спросом пользовались. В 1983 году выпустили 3001 экземпляр, а в финальном для модели Hurst/Olds 1984 году – 3500. Это уже были совершенно другие машины на базе Oldsmobile Cutlass Calais – тень американских автомобилей прошлого, но времена не выбирают, в них живут и… покупают Oldsmobile Hurst/Olds со 180-сильным V8 объемом 5 литров. Автомобиль разгонялся до «сотни» за 8,4 секунды и развивал максимальную скорость до 190 км/ч – не спорткар, но для законопослушного гражданина вполне достаточно.
1983 год был юбилейным для партнерства Джона Херста и Oldsmobile и автомобили гордо несли название 15th Anniversary Edition. Все экземпляры 1983 года были окрашены в черный цвет с серым низом, а в 1984 году схему окраски изменили на противоположную – серый верх, черный низ.
Самое интересное в этих автомобилях – переключатель скоростей Hurst Lightning Rods с тремя рычагами, прозванными в свое время «громоотводами». Стандартную автоматическую коробку передач GM Hydramatic инженеры Херста доработали для возможности переходить с первой передачи на вторую и со второй на третью в ручном режиме.
Водитель мог переместить левый рычаг в «драйв» и неспешно поехать на работу, а мог почувствовать себя пилотом драг-рейсинга и при агрессивном старте со светофора вручную врубать передачи дополнительными рычагами. Уменьшало ли это время разгона? Думаю, не на много, но адреналин в кровь выбрасывался в нужных количествах! Драг-рейсинг был чрезвычайно популярен в США, ведь американские автомобили поворачивали по-прежнему неохотно…
А Джон Херст заслуживает слова благодарности также за то, что изобрел «Челюсти жизни» - гидравлический инструмент, позволяющий резать искореженные в авариях кузова автомобилей и спасать людей.
Фото Mecum