Найти тему
Лена про карьеру

Самое ВАЖНОЕ о вашем РЕЗЮМЕ

Оглавление

Последнее время самый популярный запрос при поиске работы - на помощь в редактировании резюме. Когда кандидаты рассылают резюме и их не приглашают на собеседование, и они решают обратиться за профессиональной помощью. Или когда только планируют сменить работу и хотят сократить себе этот путь, сэкономить время и деньги.

Меня зовут Елена Маршалова, я HR и карьерный консультант.
Этот канал для тех, кто ищет работу и хочет построить карьеру.

А сегодня будет самая важная и самая сложная тема - как описать результаты вашей работы в резюме. Как перестать переписывать свою трудовую и должностную в резюме, и как начать презентовать себя через ценность бизнесу и результаты. Потому что нанимают вас именно за результаты.

Сканируем резюме на описание задач

Резюме может быть описательное и результативное. Можете называть как хотите, но суть такая:

- вы либо только описываете в резюме то, чем вы занимались - и тогда это резюме описательное.

- либо вы фокусируетесь на ваших результатах, и пишете, какую пользу вы приносили бизнесу, каких результатов достигали. Тогда это резюме результативное. Крутые понятные оцифрованные результаты - это 80% успеха резюме.

Так вот в глазах работодателя, когда он смотрит на ваше резюме, а еще смотрит на резюме десятка других кандидатов, результативное резюме намного намного более интересно, ценно и существенно больше привлекает внимание. В идеале там есть небольшая описательная часть про задачи, и значимая часть про результаты.

Описательное резюме - это когда вы пишете там фразы:

  • занимался тем-то тем-то.... (занимался закупкой оборудования);
  • выполнял работу по ..... (модернизации оборудования);
  • осуществлял взаимодействие с отделами по вопросам;

Или более коротко, но в том же ключе:

  • работа с рекламными материалами;
  • работа с поставщикам и услуг, заключение договоров;
  • формирование план-графика и целей проекта.
  • обслуживание клиентов, проведение переговоров;
  • составление коммуникационного плана;
  • составление отчетности, деловая переписка.

И вы скажете: "Что плохого? Я же должен работодателю рассказать, чем я занимался? И к тому же в описании вакансии задачи часто звучат точно так же?"

НО посмотрите критично на эти фразы. Да, они дают рекрутеру отдаленно понять, что вы грубо говоря не у станка стояли, а работали с документами, но из них совершенно непонятно:

  • что конкретно вы делали
  • зачем вы это делали, зачем это нужно было бизнесу
  • какая именно ваша роль
  • и самое главное, насколько успешно вы это делали, насколько вы хороший специалист, какую пользу вы принесли своими действиями бизнесу.

И когда работодатель читает первое место работы, второе место работы, и весь ваш опыт вызывает вот эти вопросы, то естественная реакция - хочется отложить ваше резюме и перейти к следующему кандидату. Потому что разбираться хочется, когда там есть за что зацепиться. Есть хоть какая-то конкретика, а не переписанная типовая должностная инструкция. Другими словами, такими фразами вы льете воду в резюме.

Поэтому когда описываете задачи, которым занимались, пишите не воду в духе “взаимодействие с подразделениями” или “составление отчетов”, а что конкретно делали:

  • Если вы HR: разработка промо мини-курсов для аудитории 55+ по актуальным цифровым темам для расширения ЦА онлайн-школы и последующей продажи основных программ (использование соц.сетей, настройка цифровых сервисов и тд).
  • Если вы торгуетесь с поставщиками за выгодные условия, то так и пишите: прямые переговоры с поставщиками оборудования по цене для снижения стоимости проекта модернизации оборудования.

То есть что конкретно делали, для чего делали, какая была ваша роль.

Очевидные базовые вещи вроде отчетов, переписки, участия в совещаниях я всегда рекомендую убирать совсем, потому что это ни о чем и только занимает место на странице.
Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

Или вот еще в описательном резюме, особенно в разделе “о себе”, пишут:

"коммуникабельный, легко адаптируюсь в задачам, стрессоустойчивый, инициативный" и другие классные слова.

Но друзья, почему рекрутер вам должен верить?

Если вы хотите подчеркнуть вашу инициативность, и она важна для вашей будущей должности, то приведите конкретный пример того, что вы что-то инициировали и оно было полезно бизнесу. Например, если вы офис-менеджер или руководитель административного отдела, то можете написать: “Инициировала изменение порядка согласования служебных записок, благодаря чему срок согласования сократился с 5 до 1,5 дней”.

Этот пример намного больше раскрывает вашу инициативность, чем просто красивое слово.

Первое сканирование резюме на описание задач закончили. Поделитесь в комментариях, есть ли у вас такие описательные формулировки, которые являются водой, а не конкретными задачами? Какие фразы у себя заметили?

Результативное резюме

Когда вы читаете описание вакансии, где описано, чем вам предстоит заниматься и какие есть формализованные требования, в своем резюме вы должны продемонстрировать, доказать, что вы такие задачи делали и успешно с ними справлялись, что конкретно вы повлияли на какие-то бизнес-показатели и внесли какую-то пользу бизнесу. Причем не голословно, а на цифрах и конкретных примерах, конкретных проектах.

Кого приглашают на интервью? Тех, кто произвел впечатление, что он будет ценным сотрудником, что компания выиграет, то того что наймет его. Кто привел примеры, за которые можно зацепиться и порасспрашивать, как ему удалось достичь таких результатов. Чтобы вас пригласили на свидание, вы должны чем-то заинтересовать, чтобы с вами захотелось подольше поговорить и узнать вас лучше. С интервью то же самое.

Что пишут в результаты:

  • Успешно выполнял план продаж = и что? какие цифры?
  • Реализовал ряд идей по повышению эффективности = и что? они были внедрены?
  • Разработал коммуникационную стратегию = и что? она была внедрена? Как ее внедрение повлияло на бизнес?
  • Заключила договоры с двумя новыми поставщиками = и что? сколько денег это сэкономило? или как-то сэкономило сроки поставки?
  • Разработала единый концепт корпоративных подарков в соответствии с сферой деятельности компании и ее ценностями.
  • Отстояла интересы компании, что сохранило фирме 5% от бюджета проекта.
Это все не результаты. Это довольно голословные фразы, из которых неясно, какую пользу это принесло бизнесу (разработали стратегию и что дальше? Внедрили? Как она повлияла?). А еще не видно масштаба (два поставщика - это много для вашей компании или капля в море?).

Поэтому к результатам есть требования:

  1. Они должны быть оцифрованы: проценты, деньги, человеко-часы,
  2. Они должны содержать слова-крючки: увеличил, изменил, внедрил, минимизировал, сократил, перестроил, ввел и тд. То есть глаголы, отражающие влияние на бизнес.
  3. Должен быть понятен масштаб и что это реально достижение: когда говорите, что увеличили выручку на 20% - это круто. Когда вошли в топ чего-то (лучший среди сети например) - тоже сразу понятно.

Или например вы автоматизировали процесс согласования договоров. И пишете “Новый срок согласования составил 5 дней” - непонятно, это много или мало? А сколько было? Насколько улучшилось? А когда пишете “Срок согласования сократился с 15 до 5 дней или срок согласования сократился в 3 раза”, то работодатель тут же подумает “Ого, нам тоже надо, давайте пригласим его на собеседование и порасспрашиваем подробнее, как конкретно ему это удалось и сможет ли он у нас сделать то же самое”.

То есть три правила: цифры, глаголы влияния на бизнес, оценка масштаба - в каждом результате должны быть все три составляющие.

Опять же, вы можете использовать для себя любые формулировки - что вы хвастаетесь, что продаете себя, что презентуете - но суть одна. Если вы не расскажете про свои результаты работы и что вы приносили пользу бизнесу - то работодатель этого и не узнает из вашего резюме. И пригласит на собеседование другого кандидата, кто его больше заинтересовал.

Источник изображения Freepik.com
Источник изображения Freepik.com

"Лена, но у меня нет результата. Я просто работал" - скажете вы.

И я вам отвечу, что часть про результаты для людей самая сложная, поэтому мало кто ее пишет, мало кто вообще старается в резюме.

Но это не потому что у вас их нет, а потому что не хочется посидеть и подумать. А если разберетесь, то у каждого человека, если вы работали в компании больше 1-2 лет, есть какие-то результаты работы.

Шпаргалка, откуда их можно взять:

  1. Очевидно, если в компании есть общие цели и KPI (ebitda, выручка, планы, уровень клиентского сервиса, расширение базы) - вы можете на себя взять общие результаты в своей части. Например: “благодаря моему промо-проекту “английский за минуту” мы увеличили число посещений сайта на 30%.
  2. Дальше изучаете свои собственные KPI и цели отдела. Каждый отдел и человек в компании влияет на бизнес - либо впрямую зарабатывает, либо сокращает, либо поддерживает что-то, либо предотвращает. И у каждого стоят гласные и негласные цели. Кому-то проще и они прописаны и вас еще по ним периодически оценивают. Например если вы HR, это может быть в зависимости от вашей зоны: скорость закрытия вакансии, % текучки персонала, уровень вовлеченности, % сотрудников, прошедших обучение. То есть конкретные цифры, которые вам спустили и утвердили и вы должны выполнять. Кому-то сложнее, но и здесь цели могут быть: успеть завершить задачу в срок или раньше, модернизовать, оптимизировать процесс в вашей зоне. Я уже говорила пример про инициативность. Сделать что-то быстрее, не допустить без ошибок..... Совсем уж просто: за что вас хвалили? За что ставили в пример? Чем вы выгодно выделяетесь среди других? Чем в своей работе сами гордитесь? За что вас будут помнить, когда вы уйдете?
Никто за вас не придумает ваши достижения и результаты. Но вы должны сами научиться мыслить на языке бизнеса. Вам платят зарплату не за то, что вы работаете с 9 до 18, а за результат, который вы приносите. Какой он?

Причем вы можете и свои личные результаты тоже указывать: выиграли в каком-то конкурсе профмастерства, стали лучшим сотрудником, получили карьерный рост, были в топе среди ваших коллег, получили грант - все это ваши личные достижения, но они ассоциированы с вашим профессионализмом и работой, соответственно можете их тоже писать. Опять же помним про конкретику и масштаб.

Ну что, проверили свои результаты, отражены ли они в резюме? Поделитесь, пожалуйста, к комментариях вашими примерами результатов, там и другие подписчики смогут вдохновиться и взять себе примеры из разных сфер.

Если вы хотите, чтобы мы вместе с вами детально разобрали ваше конкретное резюме и вместе его профессионально отредактировали, то пишите мне в Телеграм и записывайтесь на индивидуальный разбор и составление резюме. Мои контакты я оставила в описании канала.

Если у вас остались вопросы, также пишите в комментариях. Я желаю вам удачи!