В бурном водовороте XX века, когда мир сотрясали войны и революции, художник Норман Роквелл создал серию картин, которые стали символом надежды и единства. Серия называется «Четыре свободы», и каждая картина посвящена одной из них: свободе слова, свободе вероисповедания, свободе от нужды и свободе от страха.
Сегодня мы остановимся на одной из них — «Свобода вероисповедания». Это полотно было написано в 1943 году, в разгар Второй мировой войны, когда мир охватила волна религиозного фанатизма и нетерпимости. Роквелл хотел показать, что свобода вероисповедания — это не просто абстрактное понятие, а нечто, что объединяет людей разных культур и национальностей.
На картине изображены восемь фигур, представляющих людей разных вероисповеданий. Они собрались вместе, чтобы помолиться о мире и единстве. В нижнем ряду справа налево мы видим мужчину, пожилую женщину и молодую девушку. Кто же они?
На картине можно увидеть восемь голов, которые занимают небольшое пространство. Эти персонажи представляют людей разных религиозных верований, молящихся Богу.
В нижнем ряду, справа налево, мы видим мужчину с покрытой головой, который держит в руках религиозную книгу. Он — еврей. Рядом с ним изображена пожилая женщина, принадлежащая к протестантской вере. А слева от неё — молодая женщина, чье лицо ярко освещено. В её руках чётки, и она представляет католическую церковь.
Но не только эти три фигуры делают картину особенной. Роквелл собрал на полотне людей разных национальностей, возрастов и социальных статусов. Они все разные, но их объединяет одно — вера в свободу и мир.
В оригинальной версии картины действие происходило в парикмахерской, где клиенты разных религий и рас ожидали своей очереди в кресле мастера.
Первой работой Роквелла стала картина маслом размером 41 на 33 дюйма (104 × 84 см), на которой он изобразил терпимость как основу религиозного разнообразия в условиях демократии. На картине еврей был обслужен чернокожим протестантским парикмахером, а римско-католический священник ждал своей очереди.
Проблема заключалась в том, что мы создавали легко узнаваемые образы различных религий и рас, поскольку не было единого мнения о том, как должен выглядеть человек определенной религии.
Однако, пытаясь сделать образы более понятными, Роквелл обнаружил, что прибегает к оскорбительному преувеличению, особенно в отношении нерелигиозных персонажей. Создание стереотипного образа еврея, придание белому клиенту опрятного вида и низведение чернокожего до образа рабочего-агрария заглушили работу, не передав её суть.
Предполагаемой темой Роквелла была религиозная терпимость, но он чувствовал, что оригинальная композиция не отражает эту идею.
В июне 1942 года редактор журнала «Пост» Бен Хиббс поддержал наброски Роквелла «Четыре свободы» и дал ему два месяца на завершение работы.
К октябрю «Пост» была обеспокоена прогрессом Роквелла в «Четырёх свободах» и отправила своего художественного редактора в Арлингтон для оценки. В то время Роквелл работал над «Свободой вероисповедания», своей второй картиной из серии.
Роквелл потратил два месяца (октябрь и большую часть ноября 1942 года) на эту работу, вдохновлённую фразой «Каждый согласно велению своей совести». Его моделями стали жители Арлингтона, Вермонта: на третьем месяце беременности, с заплетёнными в косичку волосами, Роуз Хойт выдавала себя за католичку с чётками, хотя на самом деле она была протестанткой Епископальной церкви.
Другими моделями были миссис Харрингтон, плотник Роквелла Уолтер Сквайрс, жена Сквайра Клара Сквайрс (на правом краю), Уинфилд Секой и Джим Мартин (в центре).
Его окончательная версия опиралась на другие визуальные подсказки, включая чётки и религиозную книгу. По краям работы были изображены темнокожие верующие. Такое размещение не вызывало проблем, так как «Пост» ещё не уделяла много внимания чернокожим на своих страницах. Роквелл сказал, что сделал этих этнических персонажей более привлекательными, «украдкой» нарисовав лицо чернокожей женщины в верхней части; мужчина в нижней части с феской был слишком явно иностранцем, чтобы его можно было обидеть.
При воспроизведении изображение обычно увеличивают и затемняют, потому что в нём используется сочетание мягких серых, бежевых и коричневых тонов. Краска была нанесена тонким слоем, что позволяет переплетению нитей холста создавать изображение.
Роквелл заявил, что, по его мнению, руки по значимости для передачи истории уступают только головам. Он сказал о «Свободе вероисповедания»: «Я полагался только на руки, чтобы передать примерно половину того, что я хотел донести».
Роквелл приложил много усилий к этой работе, так как считал, что религия — это чрезвычайно деликатная тема. «Так легко задеть чувства стольких людей», — говорил он.
Картина «Свобода вероисповедания» стала символом борьбы за права человека и свободу вероисповедания. Она напоминает нам о том, что мы должны уважать и ценить разнообразие культур и традиций, которые делают наш мир богаче и интереснее.
Вторая картина из серии «Четыре свободы» Нормана Рокуэлла — «Свобода вероисповедания» — была опубликована в 1943 году в журнале «Saturday Evening Post».
В основу этой серии легли идеи, озвученные Франклином Д. Рузвельтом в его послании о положении в стране, произнесённом 6 января 1941 года. Эти идеи получили название «Четыре свободы».
Рокуэлл считал, что «Свобода вероисповедания» и «Свобода слова» — самые успешные работы в этой серии.
«Свобода вероисповедания» была опубликована вместе с эссе философа Уилла Дюранта в журнале «Saturday Evening Post» 27 февраля 1943 года.
В своей речи Франклин Д. Рузвельт говорил о том, что каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и свободу слова. Эти идеи были включены в Атлантическую хартию и стали частью устава Организации Объединённых Наций.
Серия картин публиковалась в журнале «Saturday Evening Post» четыре недели подряд. В это время в журнале также выходили эссе известных писателей: «Свобода слова» (20 февраля), «Свобода вероисповедания» (27 февраля), «Свобода от нужды» (6 марта) и «Свобода от страха» (13 марта).
Для эссе, сопровождающего «Свободу вероисповедания», редактор «Post» Бен Хиббс выбрал Уилла Дюранта, который в то время был автором бестселлеров на пике своей славы. В то время Дюрант работал над своим десятитомником «История цивилизации», который он писал в соавторстве со своей женой, Ариэль Дюрант. Уилл Дюрант также читал лекции по истории и философии.
Серия картин получила широкое распространение в виде плакатов и сыграла важную роль в кампании по выпуску военных облигаций правительства США.
В 1966 году Рокуэлл использовал «Свободу вероисповедания», чтобы выразить своё восхищение Джоном Ф. Кеннеди в иллюстрации к истории «Смелое наследие Кеннеди». На работе изображён Кеннеди в профиль в композиции, похожей на «Свободу вероисповедания», вместе с волонтёрами Корпуса мира.
В своей статье Бен Хиббс, редактор одного журнала, делится размышлениями о религиозных произведениях искусства. Он считает, что великие творения способны затронуть души миллионов людей.
Уолт Дисней был в восторге от работ Нормана Роквелла. Особенно его впечатлила картина «Свобода вероисповедания», в частности её композиция.
Сам Роквелл считал, что «Свобода вероисповедания» и «Свобода слова» были его лучшими произведениями в этой серии.
Лора Кларидж пишет, что фраза «Каждый в соответствии с велениями своей совести» является «банальностью, которая намекает на множественность собственных мыслей Роквелла о религии». Вероятно, источником этой фразы послужила цитата из «Тринадцати статей веры» Джозефа Смита.
Роквелл неоднократно спрашивал коллег о возможных источниках этой цитаты, и только после публикации серии ему рассказали о работе Смита.
Выражение «в соответствии с велениями совести» использовалось во многих конституциях штатов США в XVIII веке.
Критический анализ картины показывает, что некоторые люди, придерживающиеся определённых религиозных взглядов, были разочарованы тем, что все религии на ней представлены как равные.
Кларидж считает, что обилие лиц на картине и даже морщинистая кожа на руках пожилых людей, ставших объектами поклонения, выводят тему за рамки идеалистической терпимости в сторону сентиментальности. Кажется, что человеческие различия сливаются в волшебный момент снисхождения Света.
Клэридж отмечает, что более ранняя версия картины была «чистой, впечатляюще лаконичной, в противовес насыщенному повествованию. Прекрасно прорисованной даже на этапе предварительного наброска маслом».
Мюррей и Маккейб подчеркивают, что эта работа отличается от «стиля повествования», которым известен Роквелл.
Дебора Соломон считает эту картину наименее удачной в серии, поскольку, по её мнению, она перегружена деталями и в некоторой степени «дидактична».
Морин Харт Хеннесси, главный куратор Музея Нормана Роквелла, и куратор Энн Натсон считают, что масштаб картины, на которой изображены только головы и руки в молитве, нарушает композицию.
Брюс Коул из The Wall Street Journal отметил, что изображение призрачных лиц крупным планом и поднятых в молитве рук у Роквелла безжизненно и не несёт никакого реального послания о свободе вероисповедания. Это потому, что вера, как и отсутствие страха и желаний, по сути своей является чем-то личным, неосязаемым и не поддающимся изображению.
В 2018 году Шэрон Брус, среди прочих, была на обложке журнала Time, которая была создана по мотивам этой картины.В своей статье Бен Хиббс, редактор одного журнала, делится размышлениями о религиозных произведениях искусства. Он считает, что великие творения способны затронуть души миллионов людей.
Уолт Дисней был в восторге от работ Нормана Роквелла. Особенно его впечатлила картина «Свобода вероисповедания», в частности её композиция.
Сам Роквелл считал, что «Свобода вероисповедания» и «Свобода слова» были его лучшими произведениями в этой серии.
Лора Кларидж пишет, что фраза «Каждый в соответствии с велениями своей совести» является «банальностью, которая намекает на множественность собственных мыслей Роквелла о религии». Вероятно, источником этой фразы послужила цитата из «Тринадцати статей веры» Джозефа Смита.
Роквелл неоднократно спрашивал коллег о возможных источниках этой цитаты, и только после публикации серии ему рассказали о работе Смита.
Выражение «в соответствии с велениями совести» использовалось во многих конституциях штатов США в XVIII веке.
Критический анализ картины показывает, что некоторые люди, придерживающиеся определённых религиозных взглядов, были разочарованы тем, что все религии на ней представлены как равные.
Кларидж считает, что обилие лиц на картине и даже морщинистая кожа на руках пожилых людей, ставших объектами поклонения, выводят тему за рамки идеалистической терпимости в сторону сентиментальности. Кажется, что человеческие различия сливаются в волшебный момент снисхождения Света.
Клэридж отмечает, что более ранняя версия картины была «чистой, впечатляюще лаконичной, в противовес насыщенному повествованию. Прекрасно прорисованной даже на этапе предварительного наброска маслом».
Мюррей и Маккейб подчеркивают, что эта работа отличается от «стиля повествования», которым известен Роквелл.
Дебора Соломон считает эту картину наименее удачной в серии, поскольку, по её мнению, она перегружена деталями и в некоторой степени «дидактична».
Морин Харт Хеннесси, главный куратор Музея Нормана Роквелла, и куратор Энн Натсон считают, что масштаб картины, на которой изображены только головы и руки в молитве, нарушает композицию.
Брюс Коул из The Wall Street Journal отметил, что изображение призрачных лиц крупным планом и поднятых в молитве рук у Роквелла безжизненно и не несёт никакого реального послания о свободе вероисповедания. Это потому, что вера, как и отсутствие страха и желаний, по сути своей является чем-то личным, неосязаемым и не поддающимся изображению.
В 2018 году Шэрон Брус, среди прочих, была на обложке журнала Time, которая была создана по мотивам этой картины.
Сегодня, когда мир стал более открытым и толерантным, мы можем только восхищаться смелостью и гениальностью Нормана Роквелла, который создал такое замечательное полотно. Оно напоминает нам о том, что свобода вероисповедания — это неотъемлемое право каждого человека, и мы должны бороться за неё всеми силами.
О нём
Норман Роквелл (Norman Percevel Rockwell) — известный американский художник и иллюстратор, чьи работы снискали огромную популярность в стране. На протяжении четырёх десятилетий он создавал обложки для журнала The Saturday Evening Post, опубликовав в общей сложности 321 обложку.
Норман Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке. В возрасте 14 лет он поступил в Нью-Йоркскую школу искусств, основанную Уильямом Чейзом, а спустя два года перешёл в Национальную академию дизайна. Вскоре после этого он присоединился к творческой группе Art Students League of New York, где учился у Томаса Фогарти и Джорджа Бриджмана. Указания Фогарти в области иллюстрации подготовили Роквелла к его первому коммерческому заказу, а от Бриджмана он перенял технические приёмы, которые будут сопровождать его на протяжении всей карьеры.
Успех пришёл к Роквеллу рано. Уже в 15 лет он выполнил свой первый заказ — четыре рождественские открытки. Будучи подростком, он стал ведущим художником в Boys' Life, официальном издании бойскаутов Америки. Примерно в это же время он начал успешную карьеру свободного художника, получая множество заказов на иллюстрации для молодёжных журналов.
Когда Роквеллу исполнился 21 год, он открыл собственную студию. Вскоре после этого ему стали поступать заказы от таких изданий, как Life, Literary Digest и других. Примерно через год он создал свою первую обложку для журнала The Saturday Evening Post. Художник всегда высоко ценил этот журнал, называя его самым точным зеркалом американской жизни.
Период тридцатых-сороковых годов стал самым продуктивным в карьере иллюстратора. Вместе с женой и тремя сыновьями Роквелл переехал из Нью-Йорка в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт. Смена места жительства оказала значительное влияние на его работы: он стал уделять больше внимания изображению американской жизни в небольших городах.
В 1943 году, вдохновлённый выступлением президента Франклина Рузвельта в Конгрессе, Роквелл создал свою знаменитую серию картин «Американские свободы» («Four Freedoms»). В атмосфере приверженности демократическим ценностям, царившей в США в то время, эти работы принесли Роквеллу ещё большую известность. Выставки серии объехали всю страну, а полученные от них средства (130 миллионов долларов) были направлены на военные нужды.
В том же году Роквелл пережил большое несчастье: его студия в Арлингтоне была полностью уничтожена пожаром, вместе с ней погибло множество его работ. В начале пятидесятых годов художник создал ряд известных картин, используя в качестве натурщицы Мэри Уэллен.
В 1953 году Роквелл вместе с семьёй переехал в Стокбридж, штат Массачусетс, где продолжал активно работать, создавая многочисленные иллюстрации, постеры, рекламные работы и многое другое. В 1960 году, благодаря упорному труду, в котором ему помогал сын Томас, художник опубликовал автобиографическую книгу под названием «My Adventures as an Illustrator». Обложку книги украсил один из самых известных автопортретов Роквелла — тройной автопортрет, изображающий его за работой.
В 1963 году Роквелл прекратил сотрудничество с The Saturday Evening Post и начал рисовать для журнала Look. В течение десяти лет сотрудничества с этим изданием он создал множество иллюстраций, отражающих его личные интересы и мировоззрение. Он иллюстрировал материалы, посвящённые гражданскому праву, борьбе с бедностью и исследованию космоса.
В начале семидесятых Роквелл передал свои работы историческому обществу Old Corner House Stockbridge, которое впоследствии стало музеем (см. Музей Нормана Роквелла), названным в его честь. В 1970 году художник был удостоен высшей награды — президентской медали Свободы (Presidential Medal of Freedom) за яркие и характерные изображения американской жизни.
Его картина «Застольная молитва» (англ. Saying Grace) была продана на аукционе Сотбис за 46 миллионов долларов 4 декабря 2013 года в Нью-Йорке, став самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.