«Отправление на рынок»: как картина XIX века стала предтечей инстаграм-сторис и почему ее до сих пор не оценили в TikTok
Если бы Констан Тройон жил в наше время, он бы, наверное, вел блог о «лайфстайле XIX века»: «5 лайфхаков, как доехать до рынка на осле и не уронить ягненка из корзины». Его картина «Отправление на рынок» — это не просто холст размером с двуспальную кровать (260 × 211 см, между прочим!), а готовый сценарий для Netflix. Драма! Туман! Корова в кадре! Но давайте по порядку.
Утро крестьянина: стартап эпохи без айфонов
Представьте: 1859 год. Франция. Рассвет. Женщина верхом на осле, мужчина на лошади, стадо овец и коров — типичный «выход на рынок» по версии Тройона. Сегодня это назвали бы «ранним подъемом для медитации и хюгге», но тогда это было рутиной. Художник, впрочем, превратил ее в эстетический манифест.
«Он словно снимал тикток на холсте, — замечает современный арт-критик (воображаемый, но остроумный). — Туман? Это фильтр «Утренняя дымка». Солнечные лучи на спинах коров? Натуральный хайлайтер. А дым из трубки крестьянина — первый в истории арт-перформанс с вейпом».
Парижский салон 1859: хайп, лайки и граф-меценат
Картина взорвала Парижский салон, как котики взрывают интернет. Молодой Клод Моне, тогда еще не импрессионист, а просто Клод, написал учителю: «Там есть «Отправление»… Это огонь! Свет, туман — всё, как ты любишь!». Граф Кушелев-Безбородко купил полотно, видимо, подумав: «В Эрмитаже не хватает коровьего гламура».
А вот доктор искусствоведения Костеневич позже ехидничал: «Тройон пытался поймать свет, как импрессионисты, но вышел «банальный гламур». Примерно как если бы вам сказали: «Ваш инстаграм мил, но без изюминки».
Тройон vs NFT: ремейки, эскизы и путаница с князьями
Оказывается, Тройон был королем ремейков. Его «Отправление» существует в десятке версий: от эрмитажного гиганта до чикагского этюда с юношей в цилиндре (видимо, предок хипстера). В Метрополитен-музее хранится «облегченная» версия без мужчины на заднем плане — словно Тройон стер его ластиком, чтобы не отвлекал от коров.
А еще есть история с князем Трубецким, который «купил» картину… только вот не покупал. «Фейковые новости XIX века! — смеется куратор Эрмитажа. — Это все равно, если бы Пикассо приписали картину «соседа Вани».
Почему эта картина актуальна? Или как найти дзен в пробке
Секрет «Отправления» в том, что оно — манифест slow life. Тройон говорит: «Эй, остановитесь! Посмотрите, как туман тает, как овцы блеют в унисон, как дым смешивается с воздухом…». Сегодня мы слушаем подкасты про осознанность, а он предлагал медитировать на коров.
«Если бы Тройон вел инстаграм, его хештег #утронаферме собрал бы миллионы, — шутит арт-блогер. — Но в TikTok ему бы сказали: «Слишком долго, не зашло».
Эпилог: Овцы, туман и вечный двигатель искусства
«Отправление на рынок» — это не про овец. Это про нас. Мы всё те же крестьяне, только вместо ослов — Uber, вместо рынков — маркетплейсы. Но свет, который Тройон ловил кистью, все тот же: в чашке кофе, в утреннем эфире Zoom-совещания, в первом луче солнца на экране смартфона.
Так что в следующий раз, листая ленту, вспомните Тройона. Возможно, ваш путь на работу — тоже искусство. Просто не хватает рамы размером 2,6 метра.
P.S. Если вы всё еще не верите, что коровы могут быть глубокими, загляните в Эрмитаж. Или откройте инстаграм. Там, говорят, уже есть фильтр «Эффект Тройона».