Найти в Дзене
Дикое поле

Смоленский собор.

Став князем смоленским в 1073 году, Владимир Мономах ясно показал, что является не только хорошим полководцем, но и искусным строителем, построив в Смоленске не только новые мощные укрепления, но и множество православных церквей, выполнявших в Средние века множество различных задач, помимо основной, религиозной, а вершиной этого ансамбля по праву считается Успенский собор, разделивший вместе с городом все радости и невзгоды.

Успенский собор в Смоленске, современное состояние.
Успенский собор в Смоленске, современное состояние.

В отличие от всех остальных храмов Смоленска, Успенский собор строился, что называется, с чистого листа и изначально в камне зодчими из Переяславля-Русского, которые, оставшись после окончания работы в Смоленске, дали начало смоленской архитектурной школе. Строительство Успенского храма (пока ещё не собора, так как собственная епархия в Смоленске была учреждена только в 1136 году) шло долго, тем не менее, литургии в недостроенном храме служились уже в начале XII века, тогда же туда из Чернигова Владимир Мономах перевёз чудотворный образ Богородицы, известный как Смоленская икона Божией Матери.

Список Смоленской иконы Божией Матери работы Дионисия, 1482 год, Государственный Русский музей.
Список Смоленской иконы Божией Матери работы Дионисия, 1482 год, Государственный Русский музей.
Ростислав Мстиславич (1107-1167), основатель смоленской княжеской династии, при котором было завершено строительство Успенского собора.
Ростислав Мстиславич (1107-1167), основатель смоленской княжеской династии, при котором было завершено строительство Успенского собора.

Строительство Успенского собора было завершено только в 1150 году при внуке Владимира Мономаха смоленском князе Ростиславе Мстиславиче, который сделал Смоленское княжество независимым от Киева и учредил в Смоленске собственную епархию, кафедральным собором которой стал Успенский храм на Соборной горе. Новый храм получился на славу, большой, пятиглавый, сложенный из плинфы (плоских кирпичей-плиток, один из последних случаев применения подобной технологии в русском каменном строительстве). Помимо функций главного храма Смоленска в Успенском соборе также хранились меры весов и городской архив, в нём проводились все важные церемонии в жизни Великого княжества Смоленского, в то время как церковь Воскресения Словущего оставалась главной церковью смоленской княжеской семьи. Также Успенский собор являлся мощной крепостью, пережившей множество осад, в том числе осаду Смоленска поляками в 1610-1611 году, в последние дни которой защитники Смоленска, не желая сдаваться в плен, взорвали себя прямо в Успенском соборе, который взрывом был порядком разрушен, но поляки его восстановили, там разместилась кафедра униатского архиепископа, но смоляне в этот храм из принципа не заходили.

Образец кладки плинфой, Церковь Архангела Михаила на пристани, Смоленск.
Образец кладки плинфой, Церковь Архангела Михаила на пристани, Смоленск.
Медаль в честь взятия Смоленска поляками в 1611 году, центральное место на которой занимает изображение самоподрыва защитников Смоленска в Успенском соборе.
Медаль в честь взятия Смоленска поляками в 1611 году, центральное место на которой занимает изображение самоподрыва защитников Смоленска в Успенском соборе.

В 1677 году старый Успенский собор был разобран ввиду общей ветхости и на его месте было начато строительство нового храма мастерами из всё того же Переяславля-Русского, работавшими теперь в стиле киевского барокко. Строительство нового храма тоже шло долго и было завершено только в 1740 году, при этом изначально новый Успенский собор был семиглавым, но в 1742 году под собственной тяжестью два его купола обрушились и его пришлось перестроить в нормальный пятиглавый храм, но и без этого смоленский Успенский собор поражает своим великолепием в стиле барокко, выражающимся во множестве окон разных форм и размеров, в массивных шлемовидных куполах с башнями-главками, в оригинальном пятиярусном иконостасе и росписях. Во время Отечественной войны 1812 года Успенский собор только чудом не пострадал, а восхищённый им Наполеон Бонапарт приказал взять его под охрану, передавшую его русским войскам в целости и сохранности. После революции Успенский собор остался действующим храмом, более того, нетронутым осталось даже драгоценное убранство храма, но гитлеровцы во время оккупации Смоленска 1941-1943 годов разграбили Успенский собор подчистую, тогда же из собора была вывезена Смоленская икона Божией Матери, до сих пор числящаяся пропавшей без вести. После войны Успенский собор был быстро восстановлен и ныне является кафедральным собором Смоленской епархии, главным храмом земли Смоленской.

Пятиярусный иконостас Успенского собора в Смоленске.
Пятиярусный иконостас Успенского собора в Смоленске.
Богослужение в смоленском Успенском соборе.
Богослужение в смоленском Успенском соборе.