Став князем смоленским в 1073 году, Владимир Мономах ясно показал, что является не только хорошим полководцем, но и искусным строителем, построив в Смоленске не только новые мощные укрепления, но и множество православных церквей, выполнявших в Средние века множество различных задач, помимо основной, религиозной, а вершиной этого ансамбля по праву считается Успенский собор, разделивший вместе с городом все радости и невзгоды.
В отличие от всех остальных храмов Смоленска, Успенский собор строился, что называется, с чистого листа и изначально в камне зодчими из Переяславля-Русского, которые, оставшись после окончания работы в Смоленске, дали начало смоленской архитектурной школе. Строительство Успенского храма (пока ещё не собора, так как собственная епархия в Смоленске была учреждена только в 1136 году) шло долго, тем не менее, литургии в недостроенном храме служились уже в начале XII века, тогда же туда из Чернигова Владимир Мономах перевёз чудотворный образ Богородицы, известный как Смоленская икона Божией Матери.
Строительство Успенского собора было завершено только в 1150 году при внуке Владимира Мономаха смоленском князе Ростиславе Мстиславиче, который сделал Смоленское княжество независимым от Киева и учредил в Смоленске собственную епархию, кафедральным собором которой стал Успенский храм на Соборной горе. Новый храм получился на славу, большой, пятиглавый, сложенный из плинфы (плоских кирпичей-плиток, один из последних случаев применения подобной технологии в русском каменном строительстве). Помимо функций главного храма Смоленска в Успенском соборе также хранились меры весов и городской архив, в нём проводились все важные церемонии в жизни Великого княжества Смоленского, в то время как церковь Воскресения Словущего оставалась главной церковью смоленской княжеской семьи. Также Успенский собор являлся мощной крепостью, пережившей множество осад, в том числе осаду Смоленска поляками в 1610-1611 году, в последние дни которой защитники Смоленска, не желая сдаваться в плен, взорвали себя прямо в Успенском соборе, который взрывом был порядком разрушен, но поляки его восстановили, там разместилась кафедра униатского архиепископа, но смоляне в этот храм из принципа не заходили.
В 1677 году старый Успенский собор был разобран ввиду общей ветхости и на его месте было начато строительство нового храма мастерами из всё того же Переяславля-Русского, работавшими теперь в стиле киевского барокко. Строительство нового храма тоже шло долго и было завершено только в 1740 году, при этом изначально новый Успенский собор был семиглавым, но в 1742 году под собственной тяжестью два его купола обрушились и его пришлось перестроить в нормальный пятиглавый храм, но и без этого смоленский Успенский собор поражает своим великолепием в стиле барокко, выражающимся во множестве окон разных форм и размеров, в массивных шлемовидных куполах с башнями-главками, в оригинальном пятиярусном иконостасе и росписях. Во время Отечественной войны 1812 года Успенский собор только чудом не пострадал, а восхищённый им Наполеон Бонапарт приказал взять его под охрану, передавшую его русским войскам в целости и сохранности. После революции Успенский собор остался действующим храмом, более того, нетронутым осталось даже драгоценное убранство храма, но гитлеровцы во время оккупации Смоленска 1941-1943 годов разграбили Успенский собор подчистую, тогда же из собора была вывезена Смоленская икона Божией Матери, до сих пор числящаяся пропавшей без вести. После войны Успенский собор был быстро восстановлен и ныне является кафедральным собором Смоленской епархии, главным храмом земли Смоленской.