Найти в Дзене
Сириус.Курсы

10 каверзных вопросов тренеру: блиц-интервью с легендой олимпиадной химии Вадимом Ерёминым

Правда ли, что без участия в олимпиадах не стать качественным специалистом? Когда школьнику лучше остановиться и не требовать от себя максимальных результатов? Готовиться к олимпиадам только ради образовательных льгот плохо? Собрали самые каверзные вопросы и задали их Вадиму Владимировичу Ерёмину, профессору химического факультета МГУ и автору Сириус.Курсов. Он руководит школьной сборной России по химии больше 20 лет и знает об олимпиадах всё! — Все говорят о пользе олимпиад для школьника. А есть ли вред от участия в них? Конечно. Из-за неудач у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, деформироваться система моральных ценностей. Перекос в подготовке, когда внимание уделяется только олимпиадам, способен привести к одностороннему развитию. Чтобы всего этого избежать, надо правильно относиться к своему участию и ставить перед собой адекватные цели или не участвовать вовсе, предпочтя более спокойное развитие, без соревновательной нервотрёпки. Важно помнить, что соревноваться сле

Правда ли, что без участия в олимпиадах не стать качественным специалистом? Когда школьнику лучше остановиться и не требовать от себя максимальных результатов? Готовиться к олимпиадам только ради образовательных льгот плохо?

Собрали самые каверзные вопросы и задали их Вадиму Владимировичу Ерёмину, профессору химического факультета МГУ и автору Сириус.Курсов. Он руководит школьной сборной России по химии больше 20 лет и знает об олимпиадах всё!

— Все говорят о пользе олимпиад для школьника. А есть ли вред от участия в них?

Конечно. Из-за неудач у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, деформироваться система моральных ценностей. Перекос в подготовке, когда внимание уделяется только олимпиадам, способен привести к одностороннему развитию. Чтобы всего этого избежать, надо правильно относиться к своему участию и ставить перед собой адекватные цели или не участвовать вовсе, предпочтя более спокойное развитие, без соревновательной нервотрёпки.

Важно помнить, что соревноваться следует только с самим собой, а не с другими. Правильный фокус поможет реализовать свои возможности на 100%.

— Бывает ли, что олимпиадник, поступив в вуз, лишается соревновательного опыта и постепенно утрачивает интерес к учёбе?

Бывает, но это если он глупый. Олимпиадная жизнь короткая, она быстро проходит, и в вузе начинается новая, студенческая. Разумеется, олимпиадные успехи какое-то время будут греть и давать бонусы в виде стипендий и премий, но они не вечны. Чем раньше олимпиадник это поймёт, тем легче ему будет. Большинство это понимают.

— Существует мнение, что добиться успеха на олимпиадах можно, если только тотально пренебречь основной школьной программой. Без этой жертвы хорошо подготовиться не получится. Так ли это? Или успевать всё реально?

Я придумал для себя такой мотив: время есть всегда, просто не всегда мы им правильно распоряжаемся. Если что-то не успел — сам виноват. Разумеется, подготовка к олимпиадам занимает много времени и чем-то, безусловно, приходится жертвовать. Школьная программа очень разноценна — это моё личное мнение, но математика, история России или русский язык для школьника исключительно важны, а вот условным обществознанием или ОБЖ можно пренебречь.

Сборная России после победы на международной олимпиаде, 2024 год.
Сборная России после победы на международной олимпиаде, 2024 год.

— Какая мотивация к участию в олимпиадах видится вам правильной? Если, например, школьник участвует в олимпиаде только для образовательных льгот, это плохо?

Лучшая мотивация — интеллектуальное развитие, стремление к знанию, поиски истины. Материальный аргумент вполне понятен, но очень недолговечен. Деньги заканчиваются, а вот связи в мозгу работают до конца жизни. Обычно те, кто участвует в олимпиадах ради «плюшек», большого успеха не добиваются.

— Где проходит тонкая грань между сверхусилиями школьника и его собственным пониманием, что чемпионом ВсОШ и межнара он не станет? В какой момент лучше остановиться, чтобы не надорваться и не выгореть?

Всё очень индивидуально. Здесь важен процесс самореализации. Школьник должен понимать, что победа на ВсОШ зависит не только от него, но и от других. А вот показать свой лучший результат — это чисто индивидуальное, ни от кого другого не зависящее достижение.

Пока есть силы, мотивация и тонус, важно пробовать пройти как можно дальше. В конце концов сам процесс участия тоже очень интересен и полезен для будущего.

— Каким образом родитель может поддерживать и мотивировать ребёнка? Как здесь не перегнуть палку и не вырастить ребёнка с синдромом отличника?

Можно спрашивать ребёнка об успехах или что-то мягко советовать и рекомендовать, но нельзя давить, это совершенно бессмысленно. Пусть родители поддерживают во время неудач и радуются в дни побед. Важно помочь правильно осмыслить результат, высказывая своё мнение, но не навязывая его. Например, серебро Международной Менделеевской олимпиады — это хорошо или плохо? На мой взгляд, очень крутое достижение, к тому же оставляет шансы на межнаре. Подобным мнением можно делиться с ребёнком, захочет — воспримет, не захочет — его дело.

-3

— Какой вам видится роль школы в подготовке детей к олимпиадам?

Олимпиадные успехи не являются основной целью школы, поэтому нельзя обижаться, если её администрация по какой-то причине не идёт навстречу. Задача учителей — дать качественное, всестороннее среднее образование, остальное второстепенно. Если в школе помогают готовиться к олимпиадам, организовывать сборы, искать преподавателей — вам повезло, если нет отнеситесь с пониманием. Недостатки обучения можно компенсировать с помощью онлайн-курсов, сейчас таких возможностей много.

— Можно ли до обучения школьника оценить его потенциал? Существуют ли качества характера, отличающие победителей?

Можно, но только по его результатам в предыдущих олимпиадах и по отзывам учителей, больше никак. Победителей от других отличают высокая мотивация, большая работоспособность, упорство, психологическая устойчивость и везучесть.

— Если школьник ни разу в жизни не участвовал в олимпиадах, это не приговор? Может ли он стать хорошим специалистом?

Может, большинство достойных специалистов не побеждали в олимпиадах. Взять хотя бы Дмитрия Ивановича Менделеева или Александра Михайловича Бутлерова. Если, например, школьник не любит органическую химию, это не помешает ему стать хорошим физхимиком, но стать победителем олимпиады — да. Конечно, олимпиадная жизнь интересная и насыщенная, и лучше в ней участвовать, но и без неё реально добиться успехов в жизни и науке.

Сборная России на международной олимпиаде в Саудовской Аравии, 2024 год.
Сборная России на международной олимпиаде в Саудовской Аравии, 2024 год.

— Вы долго являетесь тренером сборной России на международной олимпиаде. Как сложилась судьба победителей межнара?

По-разному. Среди бывших победителей есть много кандидатов наук и даже доктора — Игорь Седов и Михаил Ягофаров, оба из Казани. В ближайшие два-три года их число может значительно увеличиться. В команде, которая занимается подготовкой сборной России, есть пять-шесть победителей и призёров международной олимпиады. Часть ребят продолжает карьеру за границей — в США, Англии, Швейцарии. Абсолютный победитель двух международных олимпиад Алексей Зейфман работает в Германии, в наукоёмком бизнесе. Большинство межнаровцев остались в химии и занимаются наукой, иногда совсем чистой, как победитель олимпиады 2008 года Володя Поддубный, чаще — с примесью преподавания.

Подготовка к олимпиадам невозможна без получения новых знаний и решения нестандартных задач. Погрузиться в интересную для себя область и испытать удовольствие от обучения можно на Сириус.Курсах. В онлайн-школе открыты бесплатные курсы по семи направлениям: изучайте расписание и занимайтесь в удобном темпе!

Читайте по теме:

Легенда олимпиадной химии Вадим Ерёмин: «Одарённым детям важно дарить частичку души»

Победитель межнара Ратибор Коптилин: «Люди могут видеть во мне гения. Особенно если плохо разбираются в математике»