Школьная сборная России по химии приучила нас к большим победам. За последние 20 лет наши ребята завоевали на Международной химической олимпиаде более 50 золотых медалей!
Все эти годы командой руководит Вадим Владимирович Ерёмин — профессор химического факультета МГУ, доктор физико-математических наук и автор Сириус.Курсов. Поговорили с ним о том, что помогает российским школьникам побеждать каждый год, чем его до сих пор удивляет химия и почему он сам редко занимал первые места на олимпиадах.
Нехватка времени
— Вадим Владимирович, как вы стали руководителем национальной сборной?
Честно говоря, случайно. Мой хороший друг Александр Кириллович Гладилин (сейчас — профессор химфака МГУ) в 2001 году решил покинуть пост тренера и порекомендовал меня. Наш декан, академик Валерий Васильевич Лунин, это предложение поддержал, и я решил попробовать. Тогда моя олимпиадная жизнь только начиналась, я впервые попал в состав жюри на финал Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по химии, и всё было в новинку. На химфаке МГУ я задумывался о докторской, а эта работа могла стать интересным дополнением к научной.
— Вы тренируете участников национальной команды постоянно или только перед международными олимпиадами?
С одарёнными ребятами нужно работать круглый год, иначе падает их мотивация, пропадает форма. Большую часть времени каждый ученик занимается со своим постоянным преподавателем, а наш тренерский штаб их консультирует и поддерживает. Горячий сезон начинается в апреле, после финального этапа ВсОШ, когда мы отбираем 20–30 кандидатов в состав сборной. Идёт серьёзная подготовка, проходит Международная Менделеевская олимпиада, организуются сборы перед межнаром (международной олимпиадой по химии). В июле сезон заканчивается, и ребята начинают готовиться к соревнованиям уже следующего года.
— Что вам больше всего нравится в работе тренера?
Очень интересно смотреть, как ребята взрослеют и развиваются. Обычно они приходят в олимпиадную жизнь в восьмом классе, ещё очень наивные, мало знающие. Школьники взрослеют, меняются их интересы, характер, приоритеты. Важно поддерживать их мотивацию, особенно у тех ребят, кому не удалось победить. Победителям надо придумывать и ставить новые цели.
Другой мой интерес — содержательный. Я всю жизнь учусь химии и не устаю удивляться, какая она разнообразная и сколько всего сделано, изучено, накоплено. В базах данных содержится информация о более чем 150 миллионах веществ и 100 миллионах реакций. Я специалист по физической химии, но мне нравится решать задачи и поддерживать определённый уровень по остальным разделам тоже. Как и любая другая наука, химия может быть занудной, но составители олимпиадных заданий из обилия информации выбирают для детей самое интересное.
— А что вам как тренеру даётся труднее всего?
Катастрофически не хватает времени. Способным детям важно дарить не только знания, но и частичку души — только в этом случае получится выстроить продуктивное общение. Олимпиадным школьникам очень нужно наше внимание. В этих случаях я часто вспоминаю классическую фразу из советской сферы обслуживания: «Вас много, а я одна!»
Как изучать химию в удовольствие? Ответ на Сириус.Курсах
Спортивные принципы
— Вы около 20 раз приезжали со сборной на Международную олимпиаду по химии. Признайтесь честно, каждый год там происходит одно и то же?
По большей части да. Международная олимпиада живёт по строгим законам, у неё своя «конституция», где прописаны строгие правила, которых должны придерживаться и организаторы, и участники. Например, ребятам нельзя готовиться к соревнованию больше двух недель на летних сборах, организаторам не разрешается составлять задания больше определённого объёма или превышать число сложных тем. На заседаниях международного жюри при обсуждении заданий произносят одни и те же аргументы, а при оценке заданий расписан каждый шаг — иначе будет сложно поставить справедливые баллы.
С другой стороны, каждый год олимпиада проходит в новой стране — другие люди, традиции, культура, история, поэтому при всей предсказуемости своей внутренней кухни международная олимпиада остаётся для меня важной частью жизни.
— Наши ребята побеждают на олимпиадах каждый год. В чём секрет такого постоянства?
В очень мощной олимпиадной системе, которая была создана в СССР и которую удалось сохранить и развить в России. Химия — единственный предмет, по которому всесоюзные олимпиады проводились и после 1991 года, только они стали называться Международными Менделеевскими. Крепкая система олимпиадной подготовки сохранилась, а в последние годы она только усилилась за счёт правильной государственной политики в области образования. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» даже есть специальная статья о работе с одарёнными детьми. Во многих западноевропейских системах образования всё ровно наоборот: там не принято выделять способных.
Кроме того, наши ребята умеют хорошо работать и очень мотивированы. Они всегда в числе фаворитов, пока им трудно бороться только с китайцами — эти соперники практически не делают ошибок.
— Расскажите коротко, как проходит отбор в национальную команду?
Мы придерживаемся чётких спортивных принципов и берём в сборную только тех, кто является лучшим на данный момент. На сборы приезжают десяти- и одиннадцатиклассники, занявшие первые 10–12 мест на заключительном этапе ВсОШ. Также к команде присоединяются школьники, которые успешно выступили на межнаре в прошлом году, но по каким-то причинам не справились с заданиями всеросса. После двух недель тренировок все кандидаты участвуют в отборе: мы проводим для них олимпиаду — аналог международной. Школьники, попавшие в первую четвёрку, оказываются в команде России.
— Может ли ученик, успешно прошедший отбор, не выдержать давления международного соревнования?
Ребята, которые попадают на сборы, уже участвовали до этого во многих олимпиадах. Это стойкие и закалённые бойцы. Нам надо лишь чуть помочь им в конкретных вещах, например научить решать задания за ограниченное количество времени. Те, кто боятся олимпиад, отпадут ещё на этапах ВсОШ.
— Ваши ребята много раз побеждали на международных олимпиадах. Какие их достижения запомнились больше всего?
Абсолютные победители межнара появляются каждый год. Но завоевать этот титул дважды удалось Алексею Зейфману в 2004 и 2005 годах. Повторить этот подвиг пока так никто и не смог.
Другой уникальный олимпиадник — Даниил Хохлов. Он единственный школьник в истории олимпиад, который два года подряд получал золотую медаль из рук нобелевских лауреатов. Ребят всегда награждают крупные учёные, но не всегда это обладатели столь престижной награды. Просто так совпало.
Призёр международной олимпиады Алексей Михеев: «Химия описывает мир, в котором я живу»
Необычные мечты
— Вы сами побеждали в олимпиадах по химии, когда были школьником?
Это больная тема. Участвовал, но не побеждал. В детстве я читал очень много книг по химии, но самообразования не хватало, а с хорошими преподавателями мне не везло. Рядом не оказалось наставника, кто мог бы помочь устранить пробелы в знаниях. Я неплохо разбирался в физической химии и понимал неорганическую, а вот органическая давалась хуже. Как назло, это был основной раздел школьной программы в старших классах. Без знания органической химии победить на олимпиадах было невозможно. Думаю, что с толковым преподавателем и ресурсами, которые есть сейчас, я бы мог добиться большего. Вершина моих достижений в школьные годы — второе место на олимпиаде в Пищевом институте (сейчас это Российский биотехнологический университет). Я решил олимпиаду за себя и за друга — он занял первое место, а я второе. Через много лет, уже будучи доктором наук, я победил в открытой студенческой олимпиаде по матанализу. Думаю, у меня получилось, потому что настоящие студенты вообще не готовились.
— Каких учеников вы считаете одарёнными?
Тех, кто любит химию, хорошо решает задачи и требует новых. Таким ребятам многое интересно, они задают правильные вопросы. Плюс они лучше других знают, чего хотят, у многих есть чёткие цели. Ученики понимают, что для победы на олимпиадах нужно быть универсалом, хорошо разбираться не только в любимом разделе химии, но и во всех основных областях — поэтому органик учится считать, а физхимик учит именные реакции.
— Гарантирует ли одарённость успешные выступления на олимпиадах?
Одарённость — необходимое, но не достаточное условие. Важно быть трудолюбивым. Есть эмпирическое правило: чем больше ты работаешь, тем больше тебе везёт. Но надо работать правильно. Например, очень ценный источник информации — ошибки. Если сначала ты их совершишь, а потом правильно проанализируешь, то станешь значительно умнее.
Ум понадобится и после олимпиад. Каждому ученику важно понимать, что олимпиадный этап интересный, но короткий, и аплодисментов, которые сопровождали их победы, на всю жизнь не хватит. Дальше начинается взрослая жизнь. У олимпиадников есть стартовое преимущество — ранняя профориентация. Они хорошо разбираются в химии и, только-только став студентами, уже способны оценить, в каком направлении им надо развиваться в науке.
— Вы многого добились в науке и работе со способными ребятами. О чём мечтает легенда олимпиадной химии в обычной жизни?
Мои мечты не совсем обычные: хочу увидеть северное сияние, а ещё оказаться на Чукотке, самом дальнем регионе России. Как филателист со стажем мечтаю купить (за разумные деньги) буклеты романовской серии 1913 года — они крайне редко встречаются. Хорошо было бы провести финальный этап ВсОШ на химфаке МГУ: здесь были организованы четыре международные олимпиады и ни одной всероссийской. Хочется исправить эту несправедливость.
Вознаграждение тем, что дочитал до конца. У вас есть возможность задать Вадиму Владимировичу вопрос — обо всём, что кажется важным и заслуживающим внимания. На самые интересные из них он обязательно ответит в одном из следующих интервью.
Чтобы не пропустить этот момент, оставайтесь с Сириус.Курсами!