— А у меня всё схвачено,
За всё заплачено,
И жизнь моя налажена
На зависть всем.
Везде места заказаны,
И кое-чем обязаны
Такие люди разные,
Что нет проблем.
(песня из кинофильма "Нужные люди", 1986)
Год 1986, в стране утвердился лозунг "Гласность" со всеми вытекающими последствиями. В конце мая в эфир вышел возрождённый КВН. И весной же 1986 года случилась чернобыльская катастрофа. А ещё это год XXVII съезда КПСС и торжества ещё одного лозунга Перестройки — "Ускорение". В этот год на экраны вышел фильм, песня из которого в исполнении Николая Караченцева смело может считаться эпиграфом ко всей образовавшейся серии публикаций.
Фильм этот носит вполне характерное название — "Нужные люди" (1986). И, честно говоря, по сути является пародией на то, как тема "деловых людей" освещалась в советском кинематографе все эти годы. Причём, по сюжету в нём как бы 2 противоборствующих лагеря: те самые "деловые люди" — изображающие самоуверенность торгаши и разного рода приспособленцы и рвачи по "одну сторону баррикад", с другой стороны молодые самоуверенные "строители коммунизма". Интересно, что это противопоставление начинается ещё с первых минут фильма вместе с титрами. Строительная молодёжная бригада романтиков, эти типа положительные герои, дружно посещают занятия бальными и а-ля народными танцами. Сообщество отрицательных "деловых" собралось на модной тогда аэробике. А ещё, видимо, чтобы зрители ничего не перепутали, самые первые кадры фильма — это его "счастливый финал". В итоге получилась пародия с вялой претензией на эстетику 1960-х. Хотя режиссёр Владимир Алеников, он же автор текстов песен к фильму, и сценаристы Лион Измайлов и Анатолий Трушкин, скорее всего, не рассчитывали изготовить пародию. Но получилась пародия на советское кино эпохи построения материально-технической базы коммунизма, где вместо чудаковатого героя Александра Демьяненко или брутального и весёлого одновременно героя Николая Рыбникова получился придурковатый герой Алексея Весёлкина. Всё как-то неубедительно, в том числе и расплата в финале постигшая тех, "кто нам мешает" (коронная фраза советского фельетона). Единственное, что в этом фильме убедительно — это песня "Монолог нужного человека" ("А у меня всё схвачено..") в исполнении Николая Караченцева. На эту песню в 1987 будет снят видеоклип, кадры из которого послужили обложкой для двух первых статей, а припев песни стал эпиграфом и для этой статьи. Сам же режиссёр позднее о фильме высказался так:
— Если история слабовата, ничего не поможет. … Я когда-то сам на этом споткнулся. Был в моей биографии один фильм — «Нужные люди». Это был фильм по чужому сценарию — единственный раз, когда я делал картину по чужому сценарию. … Я видел все слабости сценария,… Я решил, что все эти слабости преодолею. Я туда песен понаписал, музыкальных номеров всяких вставных понаделал, столько виньеток вокруг накрутил, чего только не придумал — а история-то по-прежнему слабая,… Это картина, за которую мне больно до сих пор. К тому же в результате того, что я много разного и по тем временам почти крамольного и сатирического напридумывал в этой картине, её потом здорово порезали и покромсали.
(из книги Алеников А. "Свой почерк в режиссуре")
Тогда всё это смотрелось просто слабовато, а по прошествии многих лет представляется, что авторы сценария известные на весь Советский Союз писатели-юмористы и сами в свой сценарий не верили ни на йоту. С чего бы вдруг должна была рухнуть картера преуспевающего директора ресторана Игоря Александровича (сыграл Александр Панкратов-Чёрный)? И с чего это тренер по плаванию Ольга (исп. Тамара Акулова) вдруг влюбилась в нелепого маляра-штукатура Алёшу (этакий городской дурачок в исполнении Алексея Весёлкина), который при первом же знакомстве начал ей читать нотации по поводу "жизни по блату" и т. п., который своей глупой общественной активностью нечаянно лишил её покупки дефицита. Который не умея плавать полез в прорубь спасать её, тренера и мастера спорта по плаванию. Который своим нелепым видом в домашнем платье Ольги и своим косноязычием ссорит её с пусть не особенно любимым, но адекватным как минимум Игорем. И который становится посмешищем, отправившись в ресторан, где собираются эти "деловые люди", учить их жизни. Из-за этого Алёши и его по-комсомольски назойливых друзей под Новый год она оказалась минимум без сантехни и люстры, и ещё что-то из домашнего обихода пришлось отдать. И с работы она ушла, а кормить её влюблённый Алёша вовсе не собирается, он так прямо это и высказал вместе с признанием в любви. Честно говоря, после всего этого директор ресторана Игорь со своей якобы мстительностью выглядит куда ближе к положительному герою. Да и в наступавшем 1987 году всерьёз утверждать, что всё необходимое можно легко приобрести без всякого блата, было уже полным издевательством.
Следующий фильм, которому в рамках развития темы стоит уделить внимание, — это кинокартина "Дорогое удовольствие" (1988) режиссёра Леонида Марягина. Это время второго пришествия НЭПа, но ставшего гораздо радикальнее. Главный герой научно-инженерный сотрудник какого-то НИИ или КБ Игорь Кравцов, которого сыграл Сергей Мигицко, получает как и все вокруг нищенскую зарплату, пытается внести творческое наполнение в свою работу, безуспешно старается убедить начальника внедрить свои идеи. Жена его Людмила (исп. Лариса Кузнецова) пытается строить научную карьеру микробиолога, друзья жены — отрешённые и незнаменитые люди искусства со сдвигом в деревенщину в духе конца 1960-х - 1970-х. Чтобы было на что пообедать на работе, сдал молочные бутылки в пункте приёма стеклотары, а в одной из них оказался редчайший образец культуры грибка — материал для диссертации его жены. Другой такой образец только в Австралии. И, судя по титрам, весь сюжет разворачивается задолго до Перестройки. Скорее всего, это, так называемый "брежневский застой".
И тут он случайно, проходя мимо, вмешался в ремонт автомашины чёрная "Волга", и всё заработало на радость владельца автомобиля, который окажется обладателем забавного сочетания имени и фамилии — Вильям Тер-Иванов (сыграл Валентин Гафт). Талантливый инженер Кравцов денег не берёт, но Вильям Тер-Иванов обещает доставить и доставляет культуру грибка взамен утерянной.
Так началось соблазнение инженера-рационализатора Игоря Кравцова на превращение удовольствия решать сложные технические задачи в хороший заработок. Когда его "грехопадение" свершится, с места инженера с своём НИИ-КБ он уйдёт в дворники санатория для беременных, чтобы в то же время трудиться с пользой в сарае, переделанном в гараж с телефоном, и у него появится помощник Василий Кузьмич (исп. Пётр Щербаков), окажется, что и те почти святые искусствоведы-любители овса и репки тоже включились в творческо-коммерческую деятельность. Несмотря на бунт Василия Кузьмича с сожжением мастерской, жизнь в лице его жены вынуждает Игоря Кравцова вернуться из романтических бредней к реальности и срочно позвонить Вильяму Тер-Иванову. Тому самому, что в фильме имеет вполне мефистофелевскую нагрузку.
На закате Советского Союза в образе "делового человека" появляется интересная черта, которая проявилась в 2-х совершенно независимых кинокомедиях: "Любовь немолодого человека, или шашни старого козла" (1990) и "Не будите спящую собаку" (1991). В обоих фильмах этот персонаж не главный, но привлекающий пристальное внимание. И в обоих фильмах этот персонаж — директор городского кладбища: в первом это Василий Петрович (исп. Пётр Щербаков), во втором — Вадим Алексеевич Фуфачёв (исп. Виктор Павлов). На самом деле фигура весьма значительная. Но в 1991 году происходит ряд громких событий, в результате которых Советский Союз приказал долго жить. А, стало быть, и развитие рассматриваемой темы завершилось. Интересно было пронаблюдать как образ "делового человека" трансформировался от в целом всё же отрицательного в пусть и не принятого по идеологическим соображениям, но по факту в целом положительного героя.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.