Найти тему
Мир глазами историка

"Деловые люди" советского кино: последний рывок, часть 2

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Коллаж автора из фото в свободном доступе
— А у меня всё схвачено,
За всё заплачено,
И жизнь моя налажена
На зависть всем.
Везде места заказаны,
И кое-чем обязаны
Такие люди разные,
Что нет проблем.
(песня из кинофильма "Нужные люди", 1986)

Год 1986, в стране утвердился лозунг "Гласность" со всеми вытекающими последствиями. В конце мая в эфир вышел возрождённый КВН. И весной же 1986 года случилась чернобыльская катастрофа. А ещё это год XXVII съезда КПСС и торжества ещё одного лозунга Перестройки — "Ускорение". В этот год на экраны вышел фильм, песня из которого в исполнении Николая Караченцева смело может считаться эпиграфом ко всей образовавшейся серии публикаций.

Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Нужные люди" (1986)
Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Нужные люди" (1986)

Фильм этот носит вполне характерное название — "Нужные люди" (1986). И, честно говоря, по сути является пародией на то, как тема "деловых людей" освещалась в советском кинематографе все эти годы. Причём, по сюжету в нём как бы 2 противоборствующих лагеря: те самые "деловые люди" — изображающие самоуверенность торгаши и разного рода приспособленцы и рвачи по "одну сторону баррикад", с другой стороны молодые самоуверенные "строители коммунизма". Интересно, что это противопоставление начинается ещё с первых минут фильма вместе с титрами. Строительная молодёжная бригада романтиков, эти типа положительные герои, дружно посещают занятия бальными и а-ля народными танцами. Сообщество отрицательных "деловых" собралось на модной тогда аэробике. А ещё, видимо, чтобы зрители ничего не перепутали, самые первые кадры фильма — это его "счастливый финал". В итоге получилась пародия с вялой претензией на эстетику 1960-х. Хотя режиссёр Владимир Алеников, он же автор текстов песен к фильму, и сценаристы Лион Измайлов и Анатолий Трушкин, скорее всего, не рассчитывали изготовить пародию. Но получилась пародия на советское кино эпохи построения материально-технической базы коммунизма, где вместо чудаковатого героя Александра Демьяненко или брутального и весёлого одновременно героя Николая Рыбникова получился придурковатый герой Алексея Весёлкина. Всё как-то неубедительно, в том числе и расплата в финале постигшая тех, "кто нам мешает" (коронная фраза советского фельетона). Единственное, что в этом фильме убедительно — это песня "Монолог нужного человека" ("А у меня всё схвачено..") в исполнении Николая Караченцева. На эту песню в 1987 будет снят видеоклип, кадры из которого послужили обложкой для двух первых статей, а припев песни стал эпиграфом и для этой статьи. Сам же режиссёр позднее о фильме высказался так:

— Если история слабовата, ничего не поможет. … Я когда-то сам на этом споткнулся. Был в моей биографии один фильм — «Нужные люди». Это был фильм по чужому сценарию — единственный раз, когда я делал картину по чужому сценарию. … Я видел все слабости сценария,… Я решил, что все эти слабости преодолею. Я туда песен понаписал, музыкальных номеров всяких вставных понаделал, столько виньеток вокруг накрутил, чего только не придумал — а история-то по-прежнему слабая,… Это картина, за которую мне больно до сих пор. К тому же в результате того, что я много разного и по тем временам почти крамольного и сатирического напридумывал в этой картине, её потом здорово порезали и покромсали.
(из книги Алеников А. "Свой почерк в режиссуре")

Тогда всё это смотрелось просто слабовато, а по прошествии многих лет представляется, что авторы сценария известные на весь Советский Союз писатели-юмористы и сами в свой сценарий не верили ни на йоту. С чего бы вдруг должна была рухнуть картера преуспевающего директора ресторана Игоря Александровича (сыграл Александр Панкратов-Чёрный)? И с чего это тренер по плаванию Ольга (исп. Тамара Акулова) вдруг влюбилась в нелепого маляра-штукатура Алёшу (этакий городской дурачок в исполнении Алексея Весёлкина), который при первом же знакомстве начал ей читать нотации по поводу "жизни по блату" и т. п., который своей глупой общественной активностью нечаянно лишил её покупки дефицита. Который не умея плавать полез в прорубь спасать её, тренера и мастера спорта по плаванию. Который своим нелепым видом в домашнем платье Ольги и своим косноязычием ссорит её с пусть не особенно любимым, но адекватным как минимум Игорем. И который становится посмешищем, отправившись в ресторан, где собираются эти "деловые люди", учить их жизни. Из-за этого Алёши и его по-комсомольски назойливых друзей под Новый год она оказалась минимум без сантехни и люстры, и ещё что-то из домашнего обихода пришлось отдать. И с работы она ушла, а кормить её влюблённый Алёша вовсе не собирается, он так прямо это и высказал вместе с признанием в любви. Честно говоря, после всего этого директор ресторана Игорь со своей якобы мстительностью выглядит куда ближе к положительному герою. Да и в наступавшем 1987 году всерьёз утверждать, что всё необходимое можно легко приобрести без всякого блата, было уже полным издевательством.

Коллаж автора из фото с сайта КИНО-ТЕАТР.РУ
Коллаж автора из фото с сайта КИНО-ТЕАТР.РУ

Следующий фильм, которому в рамках развития темы стоит уделить внимание, — это кинокартина "Дорогое удовольствие" (1988) режиссёра Леонида Марягина. Это время второго пришествия НЭПа, но ставшего гораздо радикальнее. Главный герой научно-инженерный сотрудник какого-то НИИ или КБ Игорь Кравцов, которого сыграл Сергей Мигицко, получает как и все вокруг нищенскую зарплату, пытается внести творческое наполнение в свою работу, безуспешно старается убедить начальника внедрить свои идеи. Жена его Людмила (исп. Лариса Кузнецова) пытается строить научную карьеру микробиолога, друзья жены — отрешённые и незнаменитые люди искусства со сдвигом в деревенщину в духе конца 1960-х - 1970-х. Чтобы было на что пообедать на работе, сдал молочные бутылки в пункте приёма стеклотары, а в одной из них оказался редчайший образец культуры грибка — материал для диссертации его жены. Другой такой образец только в Австралии. И, судя по титрам, весь сюжет разворачивается задолго до Перестройки. Скорее всего, это, так называемый "брежневский застой".

Скриншот кадра из фильма "Дорогое удовольствие (1988)
Скриншот кадра из фильма "Дорогое удовольствие (1988)

И тут он случайно, проходя мимо, вмешался в ремонт автомашины чёрная "Волга", и всё заработало на радость владельца автомобиля, который окажется обладателем забавного сочетания имени и фамилии — Вильям Тер-Иванов (сыграл Валентин Гафт). Талантливый инженер Кравцов денег не берёт, но Вильям Тер-Иванов обещает доставить и доставляет культуру грибка взамен утерянной.

Похож то ли на Мефистофеля, то ли на Воланда этот влиятельнейший Вильям Тер-Иванов. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Дорогое удовольствие" (1988)
Похож то ли на Мефистофеля, то ли на Воланда этот влиятельнейший Вильям Тер-Иванов. Коллаж автора из скриншотов кадров из фильма "Дорогое удовольствие" (1988)

Так началось соблазнение инженера-рационализатора Игоря Кравцова на превращение удовольствия решать сложные технические задачи в хороший заработок. Когда его "грехопадение" свершится, с места инженера с своём НИИ-КБ он уйдёт в дворники санатория для беременных, чтобы в то же время трудиться с пользой в сарае, переделанном в гараж с телефоном, и у него появится помощник Василий Кузьмич (исп. Пётр Щербаков), окажется, что и те почти святые искусствоведы-любители овса и репки тоже включились в творческо-коммерческую деятельность. Несмотря на бунт Василия Кузьмича с сожжением мастерской, жизнь в лице его жены вынуждает Игоря Кравцова вернуться из романтических бредней к реальности и срочно позвонить Вильяму Тер-Иванову. Тому самому, что в фильме имеет вполне мефистофелевскую нагрузку.

Слева в розовой рубашке персонаж фильма "Любовь немолодого человека, или шашни старого козла" (1990) Василий Петрович. Справа персонаж фильма "Не будите спящую собаку" (1991) Вадим Алексеевич Фуфачёв. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Слева в розовой рубашке персонаж фильма "Любовь немолодого человека, или шашни старого козла" (1990) Василий Петрович. Справа персонаж фильма "Не будите спящую собаку" (1991) Вадим Алексеевич Фуфачёв. Коллаж автора из фото в свободном доступе

На закате Советского Союза в образе "делового человека" появляется интересная черта, которая проявилась в 2-х совершенно независимых кинокомедиях: "Любовь немолодого человека, или шашни старого козла" (1990) и "Не будите спящую собаку" (1991). В обоих фильмах этот персонаж не главный, но привлекающий пристальное внимание. И в обоих фильмах этот персонаж — директор городского кладбища: в первом это Василий Петрович (исп. Пётр Щербаков), во втором — Вадим Алексеевич Фуфачёв (исп. Виктор Павлов). На самом деле фигура весьма значительная. Но в 1991 году происходит ряд громких событий, в результате которых Советский Союз приказал долго жить. А, стало быть, и развитие рассматриваемой темы завершилось. Интересно было пронаблюдать как образ "делового человека" трансформировался от в целом всё же отрицательного в пусть и не принятого по идеологическим соображениям, но по факту в целом положительного героя.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.