Всем здравствуйте! Вчера на канале вышла статья про Ярославский вокзал образца 1988 года с его очень насыщенной жизнью. Почитать можно по ссылке:
Ну а сегодня у нас если не полная противоположность, то гораздо более размеренный столичный вокзал - Савеловский. Я был на нем единственный раз в жизни - в 2008 году. Тогда оттуда ходили аэроэкспрессы в Шереметьево. И он показался мне очень пустым. Уезжал я с него где-то днем в районе 12 часов. И там в то же время была буквально еще одна электричка на целый час вперед. Сейчас, конечно, интенсивность возросла. Всё-таки через нее проходят МЦД-1, соединяя Белорусское и Савеловское направления. и МЦД-4 - Калужско-Нижегородское.
А вот само здание мне понравилось. И я тут же полез читать его историю.
Оказалось, что инициировал строительство Савва Иванович Мамонтов. Я уж думал, что в честь него вокзал и назвали. Оказалось, что нет. Савёлово - это конечная станция на направлении с этого вокзала. В настоящее время - микрорайон города Кимры. Кстати, если уж совсем правильно, то вокзал Савеловский, а станция вроде как до сих пор Москва-Бутырская, если не переименовали. На ней всего 11 путей, однако выход на платформы осуществляется с 9. В принципе не так и мало. А соответственно можно предположить, что интенсивность пригородных поездов может быть весьма приличной. Вот только поездов дальнего следования теперь на вокзале нет совсем. Ну вот так сложилось. Но у нас же статья про историю. А поскольку расписание пригородных поездов у меня оказалось в этот раз за 1995 год, то вот давайте его и отследим.
Первым поездом дальнего следования был №640 на Весьегонск. Отправлялся он в 01:15. Как-то я пропустил эту станцию, когда рассматривал поезда на букву "В". Шел он естественно через Савёлово. Время в пути было 12 часов 20 минут. Интересно, что после этого отправления поездов дальнего следования не было на протяжении 15 часов 40 минут. Следующий отправится в путь лишь в 16:55. Но некоторые прибывали, конечно.
А вот пригород был весьма интенсивный. Первый поезд в направлении сразу Дмитрова отправлялся еще в 00:30. В Дмитров он прибывал в 01:53. И следовал со всеми остановками. А симпатичный вокзал в Дмитрове, кстати:
Правда, эта электричка на 00:30 так и останется единственной в интервале от 0 до 1 часа. А вот в 01:15 уходил пригородный поезд на Орудьево. Он, правда, следовал в режиме полуэкспресса. остановки были на крупных станциях: бескудниково, Марк, Лобня (01:46), Катуар, Икша, Яхрома (02:22), Дмитров (02:30), Каналстрой (02:37), пл 75 км (02:47) и Орудьево (3:00).
Следующий цикл пригородного сообщения начинался в 04:08. И за первый час с 4 до 5 утра отправлялось 3 электрички, причем одна была проходящая.
С 5 до 6 утра отправлялось еще 3 пригородных электропоезда, причем все были именно с Савеловского вокзала. Ну а дальше интенсивность резко возрастала:
- с 6 - 7 (3 проходящих);
- с 7 - 9 (2);
А вот в 06:05 на Савеловский вокзал столицы прибывал регулярный / ежедневный № 601 из Рыбинска. Время в пути у него до Москвы было аж 10 часов 43 минуты. Не быстро, конечно. Причем на участке от Савёлово, откуда он отправлялся в 03:50 до Москвы у него не было ни одной остановки. Кстати! Интересной была продолжительность стоянки рыбинского поезда № 601 в Савёлово. Внимание! 1 час 52 минуты! Даже интересно, что он там делал. Видимо просто стоял, чтобы не прибывать в Москву совсем уж в негуманное время.
В 06:54 на Савеловский вокзал прибывал следующий по особому назначению № 605 из Рыбинска. Через Сонково и Калязин. В пути он был 9 асов 31 минуту.
Что там с пригородом?
- с 8 - 8 (2);
- с 9 - 8 (2);
- с 10 - 6 (2);
- с 11 - 4 (0);
- с 12 - 3 (0) - вот в этот интервал я, видимо, и попал, когда было совсем пустовато;
- с 13 - 5 (0);
В 13:05 прибывал поезд № 621 из Углича. Следовал он через Калязин. Время в пути было 6 часов 5 минут.
Что там с пригородом?
- с 14 - 6 (0);
- с 15 - 6 (1);
- с 16 - 4 (0).
И вот в 16:55 отсюда отправлялся, наверное, самый известный поезд всего направления - № 197/198 в Санкт-Петербург. В 1995 году он прибывал в городе на Неве на Витебский вокзал, что было ну уж совсем издевательством. Шёл он веткой через Сонково, Пестово, Мгу, а время в пути у него было 23 часа 27 минут. Соответственно прибывал он на Витебский вокзал в 16:22. Видел я его там. Даже хотел однажды взять на него билет до Москвы, чтобы посмотреть эту северную ветку (относительно Октябрьской дороги), но что-то меня остановило.
Пригородное сообщение вступало в свой вечерний "час пик":
- с 17 - 8 (3);
- с 18 - 7 (1);
- с 19 - 7 (1);
Конец этого часа был отмечен и отправлением поезда в Рыбинск, но не регулярного, а следующего по особому назначению - № 606. Отправлялся он в 19:40 и через 9 часов 15 минут прибывал в Рыбинск в 04:55 утра.
Кстати, а вот в Рыбинске вокзал очень красивый. Чем-то он мне Иркутск-Пассажирский напоминает:
В 20:50 прибывал поезд дальнего следования № 639 с Весьегонска. Интересно, что назад в Москву у него время в пути было аж на 3,5 часа дольше, чем в Весьегонск - 16 часов ровно.
Вот фотография станции Весьегонск (явно уже из XXI века, судя по табличке).
А вот еще:
Вот так посмотришь на это и не верится, что до Москвы около половины суток пути. Кажется, что какая-то глухомань. Но это город в Тверской области с населением около 6,5 тыс. чел. Расшифровать это название можно как весь (деревня) (помните - по городам и весям) на Егне (это река так называется). Старый Весьегонск был частично затоплен при наполнении Рыбинского водохранилища. А современный - является самым северным городом Тверской области. Кстати, о нём в весьма пренебрежительном тоне высказался Николай Васильевич Гоголь в "Мертвых душах":
... а тот суд пишет опять: препроводить тебя в какой-нибудь Весьегонск...
В интервале между 20 и 21 часом здесь проходило 5 пар пригородных поездов, в течение следующего часа - еще 5.
В 22:43 на Савеловский вокзал прибывал поезд из Санкт-Петербурга - тот самый через Мгу, Пестово, Сонково. На обратном пути он шел еще на 11 минут медленнее - 23 часа 33 минуты. Соответственно с Витебского вокзала Петербурга отправлялся в 23:10.
А уже через 2 минуты в 22:45 отправлялся регулярный поезд № 602 Москва-Рыбинск. В пути он был 8 часов 47 минут, оказываясь в Рыбинске в 07:32.
В интервале между 22 и 23 часами отправлялось еще 5 пригородных поездов. Все уходили именно с этого вокзала (не транзит).
С 23 часов, правда, пригородное сообщение совсем шло на спад. Всего 3 электрички отправлялись. Но в 23:50 по четвергам, пятницам и субботам уходил поезд № 622 на Углич. В пути до места официальной гибели царевича Дмитрия он был чуть больше 6 часов. А вот в Угличе вокзал скромный:
На этом сутки заканчивались, а впереди был новый день. Если резюмировать, то всё не так и плохо, кстати: 114 пар только пригородных поездов. Плюс еще 5 поездов дальнего следования. Вот только в настоящее время дальнего следования уже и нет (
Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях!