Ну вот и добрались мы до поездов из Москвы. Долго я думал, как же их посмотреть. И решил написать об этом в стиле "Один день из жизни ...". Но захотелось посмотреть не только по поездам дальнего следования, но и по электричкам. То есть максимально охватить движение вот прямо с утра до вечера. С расписанием пригородных поездов на все годы у меня пока туго. Кое-что уже нашел на просторах сети. И в том числе попался Ярославский вокзал за 1988 год. А поскольку я сам приезжал в 1988 году на Ярославский и уезжал потом с Ярославского, то решил а почему бы не начать этот новый цикл именно с Ярославского вокзала образца 1988 года. Ну и если такой формат будет интересен, то и продолжим.
- 00:10 - сутки открывались поездом с одним из самых коротких маршрутов с Ярославского вокзала (если не самым коротким) - Москва-Кинешма. № 78;
- 00:20 - № 660 сообщением Москва-Вологда. И здесь интересная деталь. Через 10 минут после него в путь отправятся международные поезда на Пекин и Улан-Батор. Так вот, обогнать вологодский поезд они не смогут;
- 00:30 - по разным дням недели уходили международные поезда на Пекин или Улан-Батор - соответственно № 4 или 6. И если говорить о пекинском, то это был тот поезд, который шел через Наушки, а не Забайкальск. Ну и улан-баторский естественно тоже через Наушки. Почему-то я их помню грязноватыми, запыленными, когда они проходили через Иркутск. наверное, сказывались монгольские степи. Но вот в сравнении с нашим "Байкалом" они были прямо грязными.
- 00:40 - № 184 сообщением Москва-Хабаровск;
- 00:50 - отправлялся № 612 на Горький. Да уж... С Ярославского вокзала. Ну, видимо, специально старались удлинить маршрут, чтобы пассажиры могли вздремнуть хотя бы немного. Общее время в пути у этого ночного поезда было 8 часов 12 минут.
Получается, что поезда уходили ровно каждые 10 минут. Сильно сомневаюсь, что этот результат можно будет превзойти. Но посмотрим.
А еще раньше, чем первый поезд в 00:02 от перрона Ярославского вокзала отправится первая электричка за астрономический день. Всего же их за первый час суток будет 13 штук.
- 01:00 - в это время уходил поезд № 114 на Лабытнанги;
- 01:10 - №662 сообщением Москва-Иваново;
- 01:20 - отправлялся либо международный на Пекин, но уже через Забайкальск, либо поезда в Читу / Забайкальск №144/146. ну вот вообще как-то не очень милосердно по отношению к нашим китайским друзьям, Поздновато, конечно. Эти поезда все объедут Москва-Хабаровск, когда тот уйдет из Ярославля на Кострому, видимо;
- 01:45 - Москва-Соликамск - были в расписании с Ярославского вокзала и такие поезда - совсем не в областные центры;
Удивительно, но даже с 1 до 2 ночи отсюда уходили электрички. 9 штук. Ну а результат 1-го часа устоял.
- 02:10 - Москва-Сосногорск. Ну, видимо, здесь поступили по принципу - к вам пустили свой поезд, вот и радуйтесь. а то, что это 2 ночи в Москве - ну это мелочи;
С 2-х часов ночи до 4-х утра интенсивность резко спадала. За эти два часа уйдет всего 5 пригородных поездов. А с 4-х утра с вокзала снова начинали отправляться пригородные поезда более интенсивно. Начинался следующий цикл.
В 04:09 уходил первый электропоезд. И в интервале этого часа их было еще 8 штук в зависимости от того, будний день был или выходной. В интервале 5-6 утра уходило еще 11 электричек, а с 6 до 7 утра - еще 14! Ну хорошо хоть в это время поезда не отправлялись. В последние годы, когда я приезжал на Ярославский вокзал, там как минимум от Мытищ было явно не два пути. Что было в 1988 году - я, конечно, не помню, но сильно сомневаюсь, что пригородные поезда и поезда дальнего следования могли двигаться по одним и тем же путям. Думаю, что как минимум до развилки на Монино поезда дальнего следования и пригородные поезда были разделены уже в те годы. Иначе просто быть не может - поезда преодолевали бы этот участок со скоростью самой медленной электрички, которая бы держала весь поток.
- 04:00 - прибывал первый поезд из Костромы;
- 04:05 - прибывал по расписанию поезд Соликамск-Москва № 357;
- 04:15 - в это время прибывал поезд из Лабытнанги. № 113.
- 04:25 - прибывал первый в день из Ярославля - № 603;
- 04:50 - прибывал поезд Вологда-Москва;
И здесь очень приличный результат по прибытию. Тоже 5 поездов.
- 05:15 - прибывал № 349 - Благовещенск-Москва;
- 05:30 - прибывал поезд Шарья-Москва;
- 05:40 - время прибытия поезда Кинешма-Москва;
- 05:50 - время прибытия поезда из Кемерово;
- 06:00 - время прибытия поезда из Иваново;
- 07:45 - в это время уходил первый поезд на Ярославль. №624 Время в пути у него на всем маршруте около 5 часов;
Количество электричек с 7 утра вообще какое-то фантастическое - 20! Естественно, что примерно столько же должно было и приезжать. Иначе откуда им взяться.
- 08:25 - Москва-Соликамск № 502. Самое интересное, что это не описка. Действительно бывали дни, что в Соликамск отправлялся и еще один поезд п особому назначению;
- 08:45 - в это время отправлялись два поезда, которые в общем-то не самую значительную часть маршрута преодолевали по одному графику (а затем расходились). № 82 - Москва-Новый Уренгой и № 90 - Москва-Улан-Удэ. Интересно, что в наши дни № 82 - это как раз Москва-Улан-Удэ. Вот только вокзал другой;
В этот час (с 8 до 9 утра) с вокзала уходило еще 18 электричек;
- 09-20 - прибывал поезд из Череповца;
- 09:30 - в Москву прибывал первый поезд из Кинешмы;
- 09:45 - в это время по расписанию отправлялся сезонный поезд № 140 сообщением Москва-Владивосток;
- 09:50 - в Москву прибывал поезд из Сыктывкара - "Вычегда";
Были электрички и в этом интервале - еще 16 штук. Средние интервалы движения можете прикинуть сами - 3-5 минут - это максимум.
Вообще, достаточно странно, что утром прибывало так мало поездов. А как же командировки?! Все-таки желательно в Москве оказаться утром, а не после обеда.
- 10:20 - на станции оказывался очередной поезд из Архангельска;
- 10:50 - прибывал второй поезд из Костромы;
С 10 до 11 уходило 14 электричек, с 11 до 12 - еще 14.
- 11:00 - прибывал поезд № 91 из Северобайкальска;
- 11:20 - прибывал второй из Ярославля - № 601;
- 11:35 - в разные дни прибывали поезда из Пекина, Забайкальска или Читы;
- 11:45 - в это время прибывали поезда из пекина / Улан-Батора. В основном из Улан-Батора и лишь один раз в неделю из Пекина. Они будут стоять в Москве половину суток.
4 поезда в час. Не рекорд, но прилично.
- 12:10 - отправлялись поезда на Архангельск или Северодвинск. № 16 или 32;
- 12:15 - прибывал поезд из Воркуты № 21;
- 12:45 - уходил поезд, на котором я ездил точно несколько раз в жизни - № 350 - Москва-Благовещенск. Правда, я им не из Москвы ездил, а из Иркутска в Читу. Но как он выглядел, отлично представляю. Если коротко, то плохо он выглядел. Потом его перекрашивали в какие-то экзотичные цвета, но внутреннее содержание при этом не особенно менялось.
То есть вот с этого момента начинается карусель. Что-то приезжает, а что-то уезжает.
Что касается электричек, то в этот час их было 12. ну прямо можно было передохнуть - иначе и не скажешь. Всего лишь 12 электричек!
- 13:10 - в это время уходил еще один поезд в северном направлении. На Воркуту;
- 13:30 - и в это время уходил еще один на север - Москва-Северодвинск № 358;.
- 13:45 - поезд Москва-Серов. № 226.
А с 13 до 14 - снова 14!
- 14:05 - в это время отправлялся № 642 на Кострому.
- 14:43 - в Новосибирск отправлялся "Сибиряк". Его тоже многие считают одним из самых красивых:
Действительно, интересно сморится с этой яркой желтой полосой.
14:50 - в это время прибывал "Байкал" (или "Енисей"). А наш поезд в 1988 году еще немного и опоздал. Пока добрались до "Измайлово", пока разместились - кое-как на ужин успели. Это как раз был тот год, когда мы ездили в Румынию и Болгарию со школьными товарищами. Вот до Москвы как раз добирались на "Байкале". Но вот я в упор не помню, как мы добирались до Измайлово. Кажется автобус нас ждал, прямо слева от вокзала. Никаких заборов тогда не было, а была организована автобусная стоянка.
В этот час отправлялось 15 электричек!
- 15:05 - в это время от перрона отправлялся, наверное, всё-таки главный поезд на данном направлении - № 2 - "Россия". Конечно, каждому городу был дорог свой фирменный поезд, но тут он шел через всю страну практически по маршруту колоссальной протяженности.
Я его запомнил навсегда вот таким:
А еще как-то помню, что мы ехали на новеньких-новеньких вагонах. И то ли их не успели покрасить, то ли и не собирались это делать. И они были зелеными. Но вот он даже пах еще заводом. Там ничего не скрипело, не стучало. В общем, "Россия" в зеленом цвете мне тоже понравилась.
И вот здесь очень интересно: а обгонит ли "Россия" новосибирский поезд, который ушел на 22 минуты раньше?
Обгонит! И относительно быстро! Еще в Шарье "Россия" была позади, а вот в Кирове "Россия" уже уйдет, а "Сибиряк" только прибудет через 15 минут. Вопросик, конечно, напрашивается, а нельзя было сразу отправить "Россию" пораньше, чтобы не устраивать этот маневр с обгоном?!
И вот что странно. В Москву поезд прибывал в 15:50. То есть состав будут обслуживать в столице почти сутки!
- 15:15 - прибывали "Двинские зори" из Котласа;
- 15:30 - на станцию прибывал поезд со стороны Воркуты - Воркута - Москва;
С 15 до 16 - снова 14 электричек!
- 16:25 - прибывал Северодвинск-Москва;
- 16:30 - и здесь был именно 600-й - Москва- Иваново, назывался "Красная Талка". Ну вот чуть понасыщеннее бы красный цвет, и было бы совсем красиво. Видимо, это перекраска из какой-то компьютерной игры, но подозреваю, что автор пытался сделать что-то близкое к оригиналу:
- 16:35 - в путь отправлялся еще один поезд на Горький. № 610 - самый быстрый на этом маршруте. Время в пути 6 часов 55 минут. В Горьком он окажется еще до полуночи;
- 16:40 - прибывал один из самых дальних после Владивостока - Хабаровск-Москва.
С 16 до 17 - снова 15 пригородных поездов.
- 17:35 - в это время уходил еще один поезд на Владивосток, в одном составе с которым шли вагоны на Пхеньян. Причем в справочнике 1988 года он показывается затем с основным направлением именно Москва-Пхеньян. Время, конечно, будет поудобнее, чем у №4, 6 и 20. Не глубокая ночь;
Интересно, что в то же самое время в расписании стоит и еще один поезд. Но он явно был другой по скоростным параметрам. Это поезд сообщением Москва-Шарья;
С 17 часов у пригородных начинается очередной час пик. В соответствующий час в путь отправилось 18 электропоездов.
- 18:00 - ближе к вечеру прибывали поезда из Архангельска или Северодвинска. Стоять они будут как-то долго - назад тронуться лишь в полдень на следующий день.
- 18:10 - уходил поезд 600-й нумерации, но с именем. № 602, Москва-Ярославль. Время в пути чуть больше 4-х часов. Назывался поезд "Ярославль";
- 18:16 - а вот здесь интересно. Указывается, что это еще один поезд в Ярославль. То ли их реально было два, и они шли друг за другом, как сегодня любят пускать "Сапсаны". То ли сначала был один, а потом его заменили;
- 18:50 - прибывал еще один из Ярославля;
С 18 до 19 часов еще на два пригородных электропоезда больше - 20! Это же каждые три минуты!
- 19:05 - очередной час открывался прибытием поезда из Улан-Удэ №89;
- 19:15 - уходил еще один поезд на Архангельск;
- 19:40 - прибывал поезд № 41 то ли из Владивостока, то ли из Пхеньяна. Стоять будет опять-таки очень долго;
- 19:45 - и это было время отправления поезда "Вычегда". Москва-Сыктывкар. Как-то мы уже вспоминали его маршрут;
- 19:55 - в это время уходил поезд № 92 Москва-Северобайкальск. Поразительно, но и в 2024 году этот поезд имеет этот же номер. Вот мне даже интересно, а его "Байкал" (см. ниже) обгонит? При отправлении между ними 1 час 20 минут;
С 19 часов пригородное движение идёт на спад. Ну как на спад - 17 пригородных поездов отправится за час. Знаете, сколько пригородных поездов в наши дни проходит по станции Иркутск-Пассажирский на запад за сутки? 18. А на восток - 13. А тут 17 за час!
- 20:10 - а вот и еще один фирменный - № 686 сообщением Москва-Череповец. "Шексна";
Он без особой претензии на оригинальность:
- 20:30 - отправление кемеровского;
- 20:45 - на станции оказывался поезд с Урала - Соликамск - Москва;
- 20:50 - указан еще один поезд на Улан-Батор № 110. Причем так очень неплохо он шел! "Байкал", который уходил всего на 25 минут позже, не только не сможет его обогнать, он еще и отстанет от него.
И с 20 до 21 часа уйдет еще 16 пригородных поездов!
- 21:15 - в это время уходил наш "Байкал" (ну или "Енисей" в другой день). И я отлично помню тот день в 1988 году. Днем стояла жуткая жара. Мы съездили из Малаховки последний раз в Москву в магазин на Волжский бульвар. За три дня до этого продавец нам сказала, что ожидается большое поступление новых моделек автомобилей в масштабе 1:43, которые я коллекционировал. Вот утром и поехали сначала на электричке до "Ждановской", потом до "Текстильщиков" на метро, потом на троллейбусе. Кажется был № 27, но точно я не уверен. А вот что купили - отлично помню - темно-вишневую модель ГАЗ-24-02. Вернулись в Малаховку, а к вечеру начали собираться черные тучи. Вот прямо чернее не бывает. Чтобы не попадать с багажом под дождь, вышли пораньше, часов в 5 вечера. И вот только сели в электричку, и он полил. Это был ужас просто. Но самое главное, что нам же нужно было с Казанского вокзала перейти на Ярославский. Ну ладно - частично там был подземный переход, но до него и после... Но пока мы ехали до Москвы, весь дождь пролился. Но... Был настоящие потоп в подземном переходе. а потому мы переходили Комсомольскую площадь по поверхности земли. И то ли там не было светофора, то ли еще по какой-то причине, но это было очень сложно сделать. В любом случае, мы оказались на вокзале где-то часа за 2,5 до поезда, и я упросил маму еще сходить в какой-то магазин напротив. И там купил еще одну модельку - голубой ГАЗ-24 в раскраске "Такси". И ведь оставили просто вещи к зале ожидания, попросили какую-то бабушку за ними присмотреть;
Ну а теперь возвращаюсь к вопросу, обгонит ли "Байкал" поезд № 92 Москва-Северобайкальск. Обгонит! И опять-таки где-то на перегоне Шарья-Киров.
- 21:25 - Москва-Воркута. И он стоял как раз на соседнем пути, когда была посадка на наш "Байкал". Смотрелись они немного контрастно, конечно. был наш синий "Байкал" и обычный поезд на Воркуту с какими-то очень ржавыми табличками;
- 21:50 - прибывал обычный скорый поезд № 109 из Улан-Батора;
Что там у нас с электричками в это время?! Не так, как в более ранние часы, но 11 штук есть.
- 22:00 - № 674 сообщением Москва-Кинешма;
- 22:20 - № 646 сообщением Москва-Кострома;
- 22:40 - в это время отправлялся поезд "Двинские зори" на Котлас;
- 22:50 - к перрону Ярославского вокзала прибывал еще один поезд из Владивостока - № 139;
- 22:55 - третий за сутки поезд на Горький. № 608. Самый медленный. Время в пути 9 часов 20 минут.
С 22 до 23 часов работающих в Москве будут развозить по домам еще 13 пригородных поездов.
В 23:25 отправлялся последний за астрономические сутки поезд дальнего следования. Шел он в Горький. № 38. Время в пути 8 часов 05 минут. То есть отправлялся он позднее предыдущего, а прибывал в Горький - раньше.
А вот с 23 до 00 электричек будет 12 штук.
Ну что тут скажешь?! Напряженно, конечно! Но при этом поезда стояли по несколько часов, а некоторые так и вообще почти до суток. Сильно разнообразным я эти направления назвать не могу, конечно. Север, северо-восток и восток. Но, наверное, в этом и есть система, что с одного вокзала и следуют в одном направлении.
Спасибо, что читаете! До встречи на следующих публикациях!