В октябре, в преддверии дня рождения Московского Художественного театра, поневоле вспоминается самое начало, когда МХТ только готовился к своему открытию.
А знаете ли вы, что детище Станиславского и Немировича-Данченко склоняли в газетах? Ещё не открывшийся театр стал темой для фельетонов. Писали, что Станиславский заставлял артистов, репетирующих «Потонувший колокол» Гауптмана, учиться квакать лягушками и прыгать козлами. Что он на первое место ставит стулья и скамьи, то есть обстановку, а актёров – на последнее. Возмущались намеченным репертуаром, восклицая, неужели публика пойдет смотреть тот же «Потонувший колокол», «Ганнеле» и «прочую художественно-декадентскую белиберду»?
«Газеты издевались над нашими руководителями, которые пытались с кучкой учеников, любителей и провинциальных актёров конкурировать с такими театрами, как Малый и Коршевский, – вспоминал в своих мемуарах актёр Александр Вишневский – Помню, одна заметка кончалась так: “Не правда ли, что это затея взрослых наивных людей: фантазия богатого купца-любителя Алексеева и бред литератора Немировича-Данченко”? Зоилы хоронили нас раньше, чем мы успели народиться на свет».
Особенно переживал из-за язвительных статей Артём. Александр Родионович Артемьев был человеком немолодым – 57-ти лет – и многократно жизнью битым. Родом из крепостных крестьян, Артём прошёл путь от истопника в Академии художеств до выпускника Училища живописи, ваяния и зодчества, друга Валентина Серова и Исаака Левитана, учителя чистописания и рисования в мужской гимназии. Театр был его страстью и каждое измышление газетчиков он воспринимал как приговор.
«А, знаешь, брат Саша, – говорил он Вишневскому незадолго до открытия МХТ, – не будет добра. Газетчики ругаются, театр провалится. Мне вас всех жалко. Ты уезжай лучше в провинцию, будешь получать хорошее жалованье, а я уйду опять в гимназию преподавателем!»
Страхи Артёма не оправдались: театр не провалился.
Впоследствии Александр Родионович блестяще играл «стариков» в пьесах Чехова и стал любимым артистом Антона Павловича. В «Чайке» он выходил в роли Шамраева, и когда произносил свою реплику «В газетах бранят его очень» (имея в виду Костю Треплева), артисты за кулисами покатывались со смеху. Помнили, как Артём вместе с журналистами похоронил ещё не открывшийся театр!
Эта история – хороший урок и для всех нас, независимо от рода занятий: не стоит заранее падать духом и верить прогнозам тех, кто желает нам зла!
Фото из фондов Музея МХАТ
Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ
Также будет интересно: