Довольно часто при проектировании военной техники нового поколения появляются довольно интересные идеи, в корне меняющие представления на классические принципы проектирования. Далеко не всегда они доходят до воплощения в металле и тем более до серийного производства, как правило, военные предпочитают более консервативные варианты развития. Тем не менее, некоторые прототипы действительно революционны и очень интересны с точки зрения конструкторских решений, позволяющих устранить технические противоречия.
Довольно ярким примером такого подхода может служить САУ «Объект 327», получившая неофициальное название «Шайба» за довольно оригинальный внешний вид. Возможно, если бы ее доработали и довели до серийного производства, она изменила бы облик самоходной артиллерии всего мира. Она была создана в рамках инициативного проекта Уралтрансмаша под руководством Н.М. Тупицына.
Принятая на вооружение в семьдесят первом году САУ 2С3 «Акация» с дальностью стрельбы порядка 20 километров была вполне конкурентоспособна с основными самоходными гаубицами западного блока с аналогичными характеристиками. В это же время совместными усилиями ФРГ, Великобритании и Италии начинается проектирование САУ SP70.
Она создаётся в рамках концепции «разгрома второго эшелона» (то есть уничтожение войск противника еще на подходе к переднему краю) и может стрелять на 24 километра обычным боеприпасом и до 30-ти километров активно-реактивным снарядом. Нужен был адекватный ответ и в СССР тоже начинается разработка перспективных САУ, которые должны заменить «Акацию» и восстановить паритет.
В рамках этого проекта под руководством Ю. В. Томашова была создана САУ «объект 316», она впоследствии и была принята на вооружение как 2С19 «Мста». Это самоходка классической компоновки, при которой вооружение находится в закрытой башне. Параллельно Н.М. Тупицын разрабатывал альтернативный вариант, который был ее прямым конкурентом.
Сразу, чтобы не было путаницы, стоит сказать, что существуют две версии о количестве построенных прототипов. По первой, было построено два экземпляра САУ, с орудием от САУ "Акация" (объект 326) и с орудием от САУ "Гиацинт" (объект 327). По другой в 1976-м году построен только один прототип, на платформе которого испытывались оба орудия, причем второе испытывалось спустя десяток лет в 1987-м году. В принципе, чтобы понять суть идеи Тупицына — это не важно (отличались только пушками), поэтому в дальнейшем будем называть эту САУ «Объект 327».
Если посмотреть на САУ классической компоновки, то в первую очередь бросается в глаза огромная массивная башня. Не мудрено, орудия с мощной баллистикой большие по размерам, почти всю башню занимает казенник с учетом его отклонений во время наводки на цель и стрельбы.
Пороховой заряд тоже больше, увеличиваются в размерах и системы заряжания и место под боекомплект. Побочная, но очень серьезная проблема — это вентиляция боевого отделения после выстрела. Эжекторы орудий и вентиляция с огромным количеством пороховых газов уже практически не справлялись. Кстати, это не удалось решить на первых прототипах «Мсты».
Один из основных принципов теории решения изобретательских задач гласит, что, если побочные факторы от работы какого-либо элемента системы вредно влияют на саму систему, следует попробовать вывести этот элемент за пределы системы. Тупицын пошел по этому пути. Если орудие так мешает в башне, то надо просто его вынести за ее пределы. И это совсем не такая бредовая идея, как может показаться на первый взгляд.
Размещение орудия вне боевого отделения позволяет избавиться от огромной башни, становятся меньше забронированные объемы, что в общем случае облегчает машину. Отпадает проблема с вентиляцией обитаемого отсека.
Компоновочная схема новой САУ выглядела следующим образом. Серийное шасси танка Т-72 удлинили на 600-700 мм. Судя по всему, корпус просто разрезали поперек и сделали вставку. Опорные катки сгруппировали по три и разнесли к носу и корме машины с зазором между ними.
Это позволило в середине разместить боевое отделение с верхней частью в виде кольца большого диаметра. Внутри располагался экипаж, боекомплект и механизм заряжания. Сверху на развитом вращающемся погоне в виде шайбы устанавливалось орудие.
Чтобы обеспечить возможность вертикальной наводки на большие углы и при этом не увеличивать общую высоту конструкции, ось качания выполнили максимально близко к задней части казенника и закрепили на кромке шайбы. Углы наводки составили до 30 градусов по вертикали и полный круг по горизонтали. Автомат заряжания рассчитан на 46 выстрелов и обеспечивал заряжание при любом угле возвышения.
Проект казался очень перспективным. Вынесенное из боевого отделения орудие при качании не занимает полезный забронированный объем, САУ оказалась легче аналогов. Полностью снята проблема загазованности, причем становятся ненужными механизмы выброса гильзы после выстрела. Упрощается автомат заряжания, он обеспечивает только поворот барабанной боеукладки и совмещение лапы со снарядом и гильзой с осью канала ствола. Кроме того, такая простота (всего два движения) вдвое повысила скорострельность.
Однако были и некоторые минусы. Внешнее расположение орудия означало, что при технических сбоях механизма заряжания экипажу пришлось бы выходить наружу и устранять заклинивание не имея защиты. Так же никакой защиты не имел и казенник орудия. Предполагалось, что эту проблему мог бы решить броневой кожух, но он, в свою очередь усложнил бы обслуживание орудия и устранение неисправностей.
Кроме того, довольно высокое расположение точки, принимающей усилие отдачи, да еще ее смещение относительно продольной оси машины к краю машина была склонна к опрокидыванию. Гарантированно безопасный от переворота САУ при выстреле огонь можно было вести только в довольно ограниченных секторах (спереди и сзади) относительно продольной оси.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Но самой большой проблемой оказалось, как раз множество инновационных решений, реализованных в конструкции. Они серьезно усложняли и удорожали САУ по сравнению с аналогами классической компоновки. Если добавить, что многие агрегаты (например, автомат заряжания) отличались низкой надежностью и требовали серьезных доработок выбор из двух проектов становился очевидным. Предпочтение было отдано консервативному, но более дешевому и простому в производстве «объекту 316», или 2С19 «Мста».
На реализацию этого проекта и были брошены все силы. А проект «Объект 327» долгое время находился «в подвешенном» состоянии и был окончательно закрыт в середине восьмидесятых.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, насколько объект 316 был перспективной машиной?