2 апреля 1877 года сорокадевятилетний писатель Жюль Верн в очередной раз давал для детей города Амьена костюмированный бал с представлением.
В этот солнечный весенний день в доме номер один по улице Шарля Дюбуа царило великое оживление. Весь особняк писателя — гостиная, библиотека, кроме его кабинета, — всё было предоставлено в распоряжение детворы. Камерный оркестр из местных любителей-музыкантов играл весёлую музыку Моцарта, Штрауса, Оффенбаха.
Гвоздём детского праздника стало фантастическое представление «Вокруг Луны», разыгранное по сценарию самого писателя, которое повторяло сюжет его романа. Посреди обширной гостиной стоял точный макет снаряда-капсулы, подробно описанного в романе, которым выстрелила в сторону нашего спутника гигантская пушка «Колумбиада».
Сгоравшие от нетерпения дети расположились вокруг фантастического сооружения, которое они сразу узнали по гравюрам из книги. Наконец по знаку писателя шум утих, в наступившей торжественной тишине в верхней части снаряда открылся люк, и по приставленной лестнице один за другим стали спускаться живые герои полёта к Луне: изобретатель Барбикен, капитан Николь, Мишель Ардан. Последний был самым настоящим «астронавтом», ибо изображал самого себя! (В романе Жюль Верн прозрачно зашифровал, превратив своего друга Надара в Ардана.) На нём был тот самый костюм из коричневого бархата, что описан в романе, и кожаные краги. Дети от восторга захлопали в ладони. Ожившие герои шутливо, со всеми подробностями, принялись рассказывать пережитые ими приключения во время их космического путешествия.
Сам Жюль Верн принял живейшее участие в этом представлении. Сидя в кресле в своей характерной позе, закинув ногу на ногу, он, добродушно посмеиваясь, слушал захватывающий рассказ капитана Николя, бросал реплики, уточнял цифры. Барбикен, жестикулируя, как истинный француз (его изображал местный учитель), объяснил жадно слушавшим его ребятам, что скорость полета снаряда к Луне должна быть 12 000 ярдов в секунду (11182 м/с). При этой скорости снаряд, в котором находились путешественники, должен был долететь до НЕЙТРАЛЬНОЙ ЗОНЫ, где притяжение Земли равно притяжению Луны. Место это, как они полагали, находится на расстоянии 4/5 расстояния Луны от Земли. В этой точке они испытали приятную невесомость, сильно их позабавившую.
Географическая точка, или район, из которого они отправились в космическое путешествие, был выбран в штате Флорида на горе Стонсгвиль на северной широте 27°7’ и 5°7’ западной долготы. Длина вертикально установленной пушки «Колумбиады» равнялась 274 м. при диаметре 2,743 м. Для выстрела был использован пироксилин в количестве 163 800 кг, который при выстреле и взрыве-горении выделил 6 миллиардов литров газа.
Снаряд-капсула, в которой находились люди, имел конусообразную форму с диаметром 2,743 и при высоте 3,658 м. Внутренняя площадь равнялась 54 кв. футам. Снаряд-капсула был изготовлен из алюминия и весил около 8000 кг и имел два иллюминатора.
На борт в космическое путешествие была взята провизия, помещённая в специальные контейнеры. Попутно Жюль Верн высказал идею, что в дальнейшем с Земли периодически можно будет посылать контейнеры-снаряды, которые на орбите будут улавливаться людьми и после причаливания к ним опорожняться.
Жюль Верн справедливо указал и на некоторые опасности, ожидающие человека в космическом пространстве. В частности, он предупреждал, что орбита полёта может значительно измениться под действием сил гравитации пролетающего мимо астероида или крупного метеорита, и ввёл в роман захватывающий эпизод, когда во время огибания обратной стороны Луны было встречено загадочное космическое тело в виде огромного светящегося шара, весьма сходного по описанию с НЛО.
Примечательно, что такие объекты астрономы действительно наблюдают над лунной поверхностью. Информацию о них Жюль Верн почерпнул из научных сообщений. Они настолько заинтересовали его, что он сделал для себя выписку и поместил её в свою картотеку. (В этой картотеке у него были собраны сообщения о новейших научных открытиях в самых различных областях, включая и географические открытия; эти сведения он затем вкладывал в уста своих героев: Паганеля, капитана Немо, кузена Бенедикта, доктора Фергюсона и других.)
Что касается странных светящихся объектов над лунной поверхностью, то следует сказать, что их продолжают наблюдать и по сие время!
Жюль Верн никогда не поддавался соблазну чистой выдумки, коей грешил Герберт Уэллс, и никогда не брался за книгу, пока не подводил под фабулу романа точные научные знания. Кладезью таких знаний часто служили записи в его картотеке. Поэтому его фантазия была научной и опиралась на подлинные факты, реальные достижения инженерной мысли, вектор которой был направлен в будущее.
Сообщения же учёных о светящихся объектах над лунной поверхностью чрезвычайно интриговали фантаста. «Каким образом, — размышлял он, — эти странные светящиеся объекты ухитряются летать в небе Луны, если там совершенно отсутствует атмосфера?»
Уже в наши дни, в 1968 году, незадолго до полёта «Аполлона-11», доставившего американских астронавтов на Луну, астрономический технический рапорт Р-277, опубликованный в официальном «Хронологическом каталоге НАСА», с беспристрастностью научного документа сообщает, что астрономы нескольких обсерваторий наблюдали движущиеся объекты над Морем Спокойствия, а также южнее кратера Росс. Несколько позднее побывавшие в районе Моря Спокойствия астронавты обнаружили оплавленные участки лунной поверхности. Лабораторный анализ взятых проб показал наличие большого количества микроскопических стекловидных шариков, весьма сходных с теми, которые обнаружил профессор Кулик в районе падения Тунгусского метеорита.
За сто лет астрономы многих стран зафиксировали на Луне по ту и другую стороны линии терминатора (над освещённой и тёмной частью Луны) более 1000 наблюдений этих загадочных светящихся объектов. Видели их и во время лунных затмений...
Жюль Верн, конечно же, не мог пройти мимо подобных фактов и рассказал о них в своём романе «Вокруг Луны».
В конце романа фантаст сообщил, что, обогнув Луну, космические путешественники возвратились на Землю 12 декабря в 13 часов дня, пробыв в космическом пространстве 10 суток, 2 часа, 13 минут и 20 секунд.
Приводнение снаряда-капсулы с героями произошло в Атлантическом океане, где они были благополучно подобраны быстроходным американским корветом.
Немаловажным обстоятельством при написании этого научно-фантастического романа было то, что Жюль Верн опирался на тончайшие математические расчёты. Он тщательно продумал весь полёт к Луне, каждый отрезок орбиты, после чего дал проверить свои расчёты профессиональному математику Анри Гарсе.
Придирчиво и внимательно прочитав рукопись романа, Анри Гарсе вынужден был признать, что по своему научному достоинству и уникальному фактографическому материалу роман Жюля Верна можно смело приравнять к докторской диссертации. Гарсе немало был удивлён и тем, что жанр научной фантастики обладает огромной силой убедительности в прогнозировании научных и технических достижений человечества.
Прогнозирование же, как считал маститый математик, является делом чрезвычайно трудным, и построить удачный прогноз на ближайшие 100 лет могут только весьма образованные умы.
Правда, и Гарсе, и Жюль Верн просмотрели в романе ошибку, относящуюся к силе гравитации и её проявлениям при космическом полёте. Её заметили много позже, уже в наше время, известный популяризатор науки Я. И. Перельман в книге «Межпланетные путешествия» и немецкий писатель Макс Вальтер. Они проанализировали роман Жюля Верна с разных точек зрения и, в частности, на предмет соответствия законам физики и доказали, что невесомость на орбите в космическом корабле наступает довольно быстро, как только перестаёт действовать ускорение, а не тогда, когда сила притяжения Земли и Луны уравновесятся. Во всём остальном фантаст был сверхточен!
После успешного космического полёта американский астронавт Фрэнк Борман выступил в печати и указал на поразительные совпадения, а точнее, научные предвидения Жюля Верна в обоих его романах о полёте к Луне.
Великий фантаст по какому-то наитию совершенно точно указал пункт на земном шаре, откуда человек возьмёт впервые старт при полёте к Луне. Гора Стонегвиль расположена очень близко от мыса Канаверал, а точку приводнения своих «астронавтов» в океане он указал с ошибкой всего в 2,5 мили!
Рассчитанная Жюлем Верном траектория полета к Луне в значительной степени совпала с параметрами траектории «Аполлонов».
Весовые и геометрические величины снаряда-капсулы, описанные фантастом в романе, также в точности совпали с посадочным модулем «Аполлонов», которые рассчитывали и контролировали в крупнейших американских фирмах при помощи компьютерной техники. Габариты снаряда-капсулы, указанные Жюлем Верном, оказались оптимальными!
Он также предусмотрел реактивное и аэродинамическое торможение при входе снаряда в земную атмосферу.
Достойно удивления и то, что Жюль Верн описал гигантский телескоп, установленный в Скалистых горах в США, с диаметром линз 16 футов (4,8768 м), при помощи которого учёные имели возможность следить за этапами полета к Луне. И действительно, позднее эта «подсказка» Жюля Верна была воплощена в жизнь. Американский миллионер Лоуэл на свои деньги построил телескоп на горе Паломар с диаметром линз, лишь на 13 мм отличных от телескопа, описанного Жюлем Верном.
При помощи этого телескопа были сделаны многие астрономические открытия, включая те участки неба, где были обнаружены огромные скопления галактик.
Уже в наше время, когда многие из прогнозов Жюля Верна стали действительностью, читателей не перестают удивлять страницы с описанием первого полёта человека в космос.
Позволю себе напомнить читателю эти страницы:
«Наступило первое декабря, роковой день, в который должен был произойти выстрел Колумбиады»...
Погода была великолепная, солнце ярко блистало, заливая волнами света и тепла ту самую Землю, которую трое её сынов собирались покинуть.
Многим плохо спалось накануне этого долгожданного дня. Только Мишель Ардан составил исключение. Этот удивительный человек был такой же живой и деятельный, как всегда, такой же весёлый и беспечный, не обнаруживая ни тени тревоги или озабоченности. Сон его в ту ночь был крепок и безмятежен.
Читатель без труда узнает в этих строках романа аналогичное поведение Юрия Гагарина перед стартом: он, к удивлению медиков, крепко и безмятежно спал!
Далее фантаст как бы мимоходом замечает, что то место на земном шаре, откуда люди впервые открыли дорогу в космос, «положило начало городу, который впоследствии получил название Арданс-Таун».
Как известно, в СССР таким местом стал выросший средь пустыни новый город Байконур, а в США в штате Флорида — Хьюстон. Жюль Верн верно понимал, что столь колоссальное предприятие, каковым является полёт землян в космос, потребует от нации огромных и бюджетных затрат.
Перелистнём ещё несколько страниц романа «С Земли на Луну»:
«До выстрела оставалось ещё сорок секунд. Каждая из них казалась столетием... Тридцать пять! Тридцать шесть! Тридцать семь! Тридцать восемь! Тридцать девять! Сорок! Пли!!! (В этот момент Юрий Гагарин сказал: «Поехали»).
Мерчисон нажал кнопку выключателя, замкнул ток и метнул электрическую искру в глубину Колумбиады (как известно, в реальных событиях это сопровождалось командами: «Ключ на старт! Пуск! И «электрическую искру метнул» Сергей Павлович Королёв).
Раздался ужасный, неслыханный, невероятный взрыв! Невозможно передать его силу — он покрыл самый оглушительный гром и даже грохот извержения вулкана, взвился гигантский сноп огня, точно из кратеров вулкана. Земля содрогнулась...
Так «фантазировал» Жюль Верн. Нам, живущим в ХХI веке, ставшими свидетелями орбитального полета Юрия Гагарина, трудно отделаться от мысли, что Жюль Верн описал ЕГО ПОЛЁТ. Такова была удивительная сила предвидения.
Необыкновенный роман Жюля Верна заинтересовал и великого писателя Льва Толстого. Каждый вечер он читал своим детям одну-две главы из только что вышедшего романа фантаста и даже сам иллюстрировал его по просьбе с пояснительным текстом (сохранилось 17 таких рисунков Толстого). Особенно его привлекла невесомость, которую испытывает человек в космосе.
В 1879 г. в письме к А. А. Фету он писал: «У Верна есть рассказ «Вокруг Луны». Они там находятся в точке, где нет притяжения...» Отсутствие силы гравитации, привычной «земной тяжести», в то время казалось лишь забавным и даже весьма приятным явлением. Тогда как на практике для человека это обернулось серьезной проблемой, ибо длительная невесомость «вымывает» из человеческого организма кальций и ослабляет всю мышечную систему...
Другой наш соотечественник, писатель И. С. Тургенев, часто встречался с Жюлем Верном и поддерживал с ним дружеские отношения, полчаса консультируя его по части российской истории и географии. Он восхищался многими фантастическими романами Жюля Верна, особенно такими, как «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Робур-завоеватель» и др. Мастерство же фабулы он даже ставил выше, чем у Достоевского.
В своё время Жюль Верн подружился с известной украинской писательницей Марко Вовчок (1833–1907). Она перевела на русский язык около 20 романов Жюля Верна, чем способствовала популярности его в России. Присланные ему авторские экземпляры русских изданий (кстати, прекрасно оформленные) писатель ставил на отдельную полку и при случае любил показывать гостям.
Следует сказать, что Россия, как страна, малознакомая европейцам, давно привлекала великого фантаста.
На паровой яхте «Сен-Мишель», названной в честь покровителя моряков святого Михаила, в его каюте между портретами Гумбольдта и Джона Брауна висела подробная карта России. Такая же карта была и в его кабинете в Амьене. Жюль Верн иногда молча подолгу разглядывал её и погружался в глубокие раздумья: в его голове созревала фабула нового романа.
Жюль Верн ещё в молодые годы проштудировал книги знаменитого французского философа Монтескье: «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов». Затем он прочёл «Путешествие по России» Р. Килланга и пришёл к выводу, что в будущем только национальные раздоры и сепаратизм опасны для целостности России. История ошибок не делает, говорил Жюль Верн, их делают политики. Достаточно какому-нибудь «среднеазиатскому хану» поднять восстание — и покой империи будет нарушен. Отрадно, что русские цари всегда были осторожны и мудры в вопросах национальной политики.
После того как план нового романа созрел окончательно, Жюль Верн принялся за рукопись. «Я не могу сейчас ни о чем думать, — писал он издателю Пьеру Этцелю, — меня в высшей степени увлекает великолепный сюжет, и я не могу остановиться...»
Так родился удивительный фантастический роман «Царский курьер», впоследствии получивший название «Михаил Строгов», вышедший отдельным изданием в 1876 году.
Рыцарь мечты, фантаст и провидец Жюль Верн, создавший новый тип романа — о возможностях науки, своим творчеством оказал великую услугу человечеству, его книги помогли огромному количеству людей найти свой путь в науке.
Великий русский эмигрант Игорь Сикорский в своей автобиографической книге «История крыльев» писал, что в их домашней библиотеке в Киеве любимыми книгами были сочинения Жюля Верна. Так, «Робур-завоеватель» в детстве вдохновил его на постройку удивительной летающей модели геликоптера. В зрелые годы, став знаменитым авиаконструктором, он вспомнил и роман, и свои первые опыты с геликоптером и сумел построить «фантастический» летательный аппарат, способный зависать на месте, летать боком и даже назад. Более того, ему удалось впоследствии создать целую совершенно новую отрасль — вертолётостроение.
Д. И. Менделеев называл Жюля Верна «научным гением» и не раз перечитывал «Путешествие капитана Гаттераса», когда размышлял проблемами приполярных земель. Его привлекали любопытные и весьма дельные идеи, изложенные в романе.
Н. Е. Жуковский, основатель современной аэродинамики, в своей домашней библиотеке держал сугубо научную литературу. Исключение составлял лишь Жюль Верн!
Большими поклонниками фантаста были К. Э. Циолковский, академики В. А. Обручев, А. Н. Туполев, С. П. Королёв. Список можно было бы продолжать и продолжать.
Специалисты в области фантастики и многие литературоведы склонны считать, что Жюлю Верну лучше других писателей-фантастов удалось описать поведение человека в мире осуществлённых, но неведомых в его время открытий и идей. Он лучше всех готовил нас к жизни в БУДУЩЕМ, предостерегал от ошибок и более всего опасался прихода к власти тиранов, мечтающих поработить собственный народ и даже весь мир, используя при этом новейшие достижения науки.
Жюль Верн отлично понимал, что многие научные открытия далеко не всегда исключительно благотворны для человечества, ибо часто порождают множество морально-этических проблем.
Примером тому могут служить операции по пересадке органов и генная инженерия. В случае недостаточного государственного и международного контроля возможны чудовищные по жестокости преступления. Жюль Верн был одним из тех, кто считал, что великие научные открытия рождаются только в условиях свободы, что неминуемо изменить мышление и образ жизни общества.