ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Этот псалом завершает первую тройку “песен восхождения”. Если псалом 119 описывает отчаянное состояние того, кто находится вдали от дома, а псалом 120 изображает, как взору паломников, завершающих свое путешествие, открывается прекрасный город Иерусалим, то псалом 121 еще более превозносит красоту города, ибо речь в нем идет о приходе в Иерусалим для поклонения Богу.
В нем автор выражает свою глубочайшую радость по поводу того, что он отправился в храм. Когда он прибыл на место поклонения своему Богу, исполнились его самые благородные устремления.
В подзаголовке псалма указывается, что это песнь “Давида”, что наверняка означает “в стиле Давида” или что-то подобное, потому что, согласно стиху 5, храм уже стоял. Следовательно, псалом был написан позже того времени, когда жил Давид.
Псалом 121 показывает, что должно происходить внутри нас, когда мы идем на поклонение. Обычно, обсуждая поклонение, мы больше говорим о том, что поклонение должно быть угодным Богу. Такие обсуждения необходимы и их надо проводить, но вот вам псалом, напоминающий, какие чувства оно должно производить в нас.
I. ВЫЗЫВАТЬ РАДОСТЬ (ст. 1)
Когда мы идем на поклонение, наши сердца должны радоваться. Для духа человеческого нет более великого действия, чем поклонение живому Богу.
“Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень»” (ст. 1).
Невозможно словами описать восторг автора, когда его соотечественники израильтяне пригласили его с собой на поклонение в Иерусалим. Возможно, позвавшие его люди шли через его селение в Иерусалим на один из праздников, установленных Богом. Проходя мимо, они поманили его присоединиться к их путешествию на поклонение Богу. Их приглашение напомнило ему замечательные особенности поклонения Богу.
II. ВЫЗЫВАТЬ БЛАГОГОВЕНИЕ И ТРЕПЕТ (ст. 2-5)
Поклонение должно производить в нас благоговение и трепет. Глядя на место, где должно происходить поклонение, мы должны осознавать его значимость.
“Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова” (ст. 2-5).
Приблизившись к Иерусалиму, автор застыл в благоговении и трепете, завороженный открывшимся ему видом города. Ступив за ворота города, он попытался проникнуться важностью представившейся ему возможности присутствовать на богослужении. Он понял, что это была честь для него куда выше, чем он ожидал. Он увидел священное великолепие Божьего города, избранного в качестве места поклонения Ему. Коленам израильским Господь велел приходить в город на поклонение во время данных Им праздников (Втор. 12; 14; 16; 17). Пред ним предстал город как “слитый в одно”, то есть обнесенный стеной. Город был небольшим, но важным. Для израильтян он являлся центром мира.
Иерусалим был не только религиозным центром, но также местом отправления правосудия и управления. Тут стояли престолы Божьих правящих царей. Это было место, откуда правили царь Давид и его преемники. Иерусалим был центром религиозной и гражданской жизни Израиля. Эти стихи указывают на то, что псалом написан позже того времени, когда жил Давид, хотя его имя и упоминается в подзаголовке.
III. ВЫЗЫВАТЬ ЖЕЛАНИЕ МОЛИТЬСЯ (ст. 6-9)
Поклонение Богу должно побудить нас встать на колени в молитве за Божий народ и Божий промысел.
“Просите мира Иерусалиму: «Да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "Мир тебе!" Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе»” (ст. 6-9).
Осознание важности Иерусалима произвело в авторе желание молиться. Он полагает, что должен молиться о мире в Иерусалиме и о процветании любящих Иерусалим. Еврейское слово, переводимое “мир”, означает “процветание, совершенство и здоровье”. Он молится о том, чтобы город продолжал благоденствовать. Выше любви к Иерусалиму как столице его народа была его забота о городе ради братьев и друзей. Как бы дорог ни был ему Иерусалим, он еще больше ценил его за его религиозную значимость. Он принял решение искать блага для Иерусалима из-за его связи с Богом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истинное поклонение благословляет сердце Божье и душу поклоняющегося. Оно производит в нас радость, зарождает благоговение и трепет и приводит нас к коленопреклоненной молитве.