Очень много моих знакомых закончили педагогический институт. Кто-то работает учителем, кто-то бросил, поняв, что это должно быть призванием, кто-то в процессе обучения понял, что ошибся с выбором профессии, кто-то пошёл ради галочки «высшее образование» и т.д.
Недавно разговорилась с одним приятелем, окончившим довольно давно педуниверсит, и уже много лет работавшим в стенах классической школы. Ну как работающим… Буквально на днях уволившимся окончательно и бесповоротно.
Сразу оговорюсь, после нашего разговора, я решила написать этот пост, согласовав его с собеседником и предоставив на редакцию ту часть текста, в которой излагаются мысли бывшего педагога, на корректировку для передачи правильности подачи мысли.
Так вот.
В день своего увольнения из стен казённого учреждения, бывший педагог написал мне в мессенджер сообщение: «Сегодня нет на свете человека счастливее меня».
Если честно, в моей голове было много причин и поводов такого позитивного посыла в отношении абонента, направившего мне такой текст, так как ранее мы не часто обсуждали наши рабочие проблемы. Однако, я никак не могла предположить, что радость вызвана исключительно увольнением по собственному желанию. К тому же в начале учебного года, что вообще признано нонсенсом.
Просто поздравив с таким серьезным решением, я решила не задавать лишних вопросов по телефону, а уточнить причины такого поступка при личной встрече. Что собственно и случилось намедне.
Разговор был довольно лёгким. И, конечно, любопытство сыграло свою роль. Уже через 15 минут с момента встреч, с моей стороны сыпались вопросы «Какого это бросать школу, когда тебе ничего за это не будет?» И «Что могло привести к настолько кардинальному решению, с убеждением никогда не возвращаться в педагогику (по крайней мере в школьную).
Не буду лукавить, будучи учительским ребёнком, я отчасти понимала, что могло сподвигнуть человека навсегда закрыть дверь к желанию работы в школе. Но одно дело предполагать, исходя из личного отношения ко многих ситуациям, другое - услышать объективную картину от человека, посвятившего этому делу несколько лет. Как позже выяснится, тяжёлых лет, с неоднократными попытками уйти раньше.
Для удобства восприятия назову своего собеседника Кирилл (имя изменено целенаправленно) и продолжу пост в формате диалога двух людей - Лена и Кирилл.
Сразу замечу, написание диалога выстроено таким образом, чтобы читателю было удобно воспринимать текст. Художественные обороты и построение предложений используются с целью благоприятного восприятия мысли. Суть не изменена и передана в том контексте, котором присутствовала при живой беседе, с сохранением основного посыла.
Погнали!
Лена: Довольно интересно, что могло сподвигнуть человека, так преданного своему делу покинуть ряды работников образования в школьных учреждениях.
Кирилл: Система. Ничего больше. Ты прекрасно знаешь, как я отношусь к ребятам. Какие подходы в обучении использую на уроках. Как горжусь своими учениками. Радуюсь их успехами в учёбе, на экзаменах, спортивной жизни. Да и в целом.
Лена: Именно поэтому я в лёгком недоумении. Что не так с системой?
Кирилл: Тебе ли не знать, ребёнок из семьи, где мама всю жизнь посвятила работе в школе.
Лена: Школы школам рознь. Как и сотрудники там работающие.
Кирилл: Согласен. В общем, я не готов больше воспринимать то, что обучение сводится на «нет» и из-за постоянной бюрократии, бумажной волокиты, отчётности и всего подобного. Качество знаний не так важно, как количество грамот, сертификатов и отметок об участии. Всё это в бесконечном круговороте. И всё сроки выглядят примерно так: «Нужно было ещё вчера, поэтому делайте срочно сегодня». А то, что в пропасть летят уроки и выдача обучающего материала (грустный вдох), отходит на второй план.
Лена: Есть же вариант отказа от участия во всём этом?! Мол, ты педагог и хочешь только преподавать, обучать, давать детям знания по своим предметам.
Кирилл: Уже давно нет. Всё в обязательно-принудительной форме. Если попытаешься воспротивиться, со стороны администрации в лучшем случае получишь словесные выговоры, в худшем депремирование. Кстати, знаешь, что такое кумовство? Сталкивалась в работе? Я на протяжении всех лет работы наблюдал поощрение некоторых сотрудников за то, что они есть.
Лена: Увы, это во многих местах есть.
Кирилл: Я с огромным уважением вспоминаю своё школьное время. Учитель был не только педагогом, в какой-то мере он был другом. Вспомни, бывали случаи, когда мы доверяли учителю при личной беседе гораздо больше, чем могли рассказать родителям.
Лена: Ну, возможно. Хотя бывали случаи, когда учитель избыточно лез в личную жизнь, что не есть хорошо. Пару примеров я сходу приведу.
Кирилл: Не спорю. Но чаще, учитель, как наставник, давал выговориться и помогал советом с высоты своих лет. А сейчас возникает строгая дистанция, напоминающая рыночные отношения. Учитель дал, ученик взял (как смог), взаимодействие окончено. О какой школьной ностальгии может идти речь у будущих выпускников?!
Лена: Сейчас твой рассказ о школе вводит в уныние и безысходность какую-то. Неужели нет светлого окна во всей этой системе?
Кирилл: Дети. Которые не смотря ни на что продолжают учиться и выполнять все требования педагогов. Как бы не устали и тяжело не было, они продолжают. Иногда своим упорством и рвением могут дать тот самый пример. Однако, им тоже нужна поддержка. С обеих сторон - школа и дом. Но зачастую родители высказывают столько претензий, не понимая, что мы берём их не из своей головы. Это приказы руководства сверху. Есть, конечно, понимающие мамы и папы. К ним у меня огромнейшая благодарность и уважение.
Лена: Несколько лет назад я наблюдала очень неприятную картину со стороны администрации во отношении моей мамы. Конфликтная ситуация, в которой администрация, в отличии от обычных учителей, не приняли сторону педагога. Такое поведение очень изменило моё отношение к конкретным людям. Как у вас происходило разрешение конфликтов?
Кирилл: Собственно, вот мы и подошли к тому, что стало последней каплей в решении покинуть школу. Конфликт «ребёнок-педагоги-семья». На протяжении пары лет ситуация не менялась. И в начале года всё началось с удвоенной силой. Я так больше не смог. Некоторые убеждены, что школа - это не только получение знаний и образования, многие отдают детей с целью полного воспитания, снимая с себя эту родительскую обязанность.
Лена: Вероятность, что ты вернёшься в сферу есть? Или это точка?
Кирилл: Абсолютный конец. Ни за что. Когда уходил, попрощался с классом. Это было немного больно. Девчонки мои, которые заливались горючими слезами. Поникшие мальчишки. Я видел в их глазах искренность и благодарность. Они ни в чём не виноваты. Я не смог. И это при том, что за зарплаты, которые получают учителя, очередь как бы не стоит.
Лена: Ну… Я не знаю, что сказать. Наверное, поздравляю.
Кирилл: К тому же до сих пор многие убеждены в том, что учителя заняты всего полдня в своей работе. Мало кто понимает истинную картину. Полуночные проверки тетрадей и подготовки к занятиям - про это предпочитают не знать.
Лена: Ну разве вы не отдаёте себе отчёт в том, что идёте работать в не самую простую сферу? Понимание того, что будет нелегко должно присутствовать. Хотя легко рассуждать со стороны… Но на счёт рабочего времени и графика в целом - согласна. Не все могут это принять.
Кирилл: Знаешь, что я сделал в первый СВОБОДНЫЙ осенний вечер, когда уволился? Я просто пришёл домой, включил сериал, который всё никак не мог посмотреть и отдыхал, кушая ведро мороженого столовой ложкой. Не нужно было готовиться к урокам, проверять ДЗ, отвечать во всех школьных чатах. Жена сказала, что таким беззаботным очень давно меня не видела.
Лена: На самом деле, это печально, что покидая место работы, которому ты посвятил столько лет, происходит выдох свободы и облегчения.
Кстати говоря, летом-то вы отдыхаете?! Не все три месяца, конечно, но и не две недели, как абсолютная часть работающих сотрудников в других сферах.
Кирилл: Да. Это плюс. Не считая того, что ты ничего не получаешь на протяжении этих летних каникул. Учительские отпускные - это не те суммы, на которые можно беззаботно отдыхать на протяжении двух месяцев. Впрочем, чтобы не быть голословным, можешь уточнить у … (перечисление наших общих знакомых, работающих в сфере образования).
Не буду загадывать на будущее. Как говорится, не зарекайся. Но на сегодняшний день, я искренне убеждён, что больше не захочу погружаться в это.
…
Далее в нашем диалоге было много разных историй из школьной жизни. Позитивных и негативных. Очень весёлых и очень грустных. Ностальгических и стыдливых. Но не будем здесь обсуждать, во-первых, из-за этических соображений. Во-вторых, сэкономим ваше время, уважаемый читатель.
В конце разговора мой собеседник посоветовал посмотреть фильм на ютуб-канале «Все работы хороши» непосредственно о работе учителя в школе. Я, кстати, советую вам тоже. Думаю, что-то новое можно для себя узнать. Особенно тем, кто далёк от понимания работы системы образования.
Также рекомендую от ебя посмотреть на той же платформе «Без лица: учитель школы рассказывает всю правду о работе».
Не могу сказать, что в результате нашей беседы я открыла для себя что-то кардинально новое. Как учительский ребёнок, я росла в этой атмосфере. Я видела радость, успехи, разочарование, боль, усталость, слёзы, лицемерие, тотальную несправедливость.
Наверное, мне просто жаль, что некогда благородная профессия потеряла свой престиж, обесценилась и превратилась поле бюрократического режима.
Всем учителям, педагогам, работникам образования хочу выразить восхищение вашей трепетной преданностью и стремлению оставаться в этой сфере ради детей, не смотря на все трудности, которые сыпятся «сверху», сумасбродство и непонимание.