Найти тему
Мужские Мысли

Искусство страсти: двойственность „Поцелуя“ Эдварда Мунка

Оглавление

В мире искусства есть работы, которые заставляют задуматься о вечных вопросах бытия, погрузиться в глубины человеческой души и ощутить всю гамму эмоций. Одна из таких работ — картина Эдварда Мунка «Поцелуй». Созданная в 1897 году, она до сих пор вызывает споры и дискуссии среди искусствоведов и зрителей.

Эдвард Мунк. «Поцелуй» (1897) Холст, масло. 99 × 81 см. Музей Мунка, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк. «Поцелуй» (1897) Холст, масло. 99 × 81 см. Музей Мунка, Осло, Норвегия

На первый взгляд, «Поцелуй» может показаться мрачной и отталкивающей картиной. В тёмном пространстве мы видим пару, слившуюся в страстном поцелуе. Их лица скрыты тенью, но мы можем почувствовать напряжение и тревогу, исходящие от них. Кажется, что в этом поцелуе есть что-то болезненное и мучительное.

Однако, если присмотреться внимательнее, можно увидеть и другую сторону этой картины. В ней есть что-то завораживающее и притягательное. Мы чувствуем, как энергия поцелуя пронизывает всё пространство, как она объединяет двух людей в едином порыве. Мы ощущаем их страсть и любовь, их желание быть вместе, несмотря ни на что.

«Поцелуй» Эдварда Мунка — это не просто изображение поцелуя, это глубокое исследование человеческих отношений, любви и страсти. Это напоминание о том, что в жизни есть место и радости, и боли, и что мы должны быть готовы принять и то, и другое.

Сюжет картины прост: влюблённые, скрытые за лёгкой занавеской, наслаждаются поцелуем в свете свечей, забыв обо всём на свете.

Несмотря на пикантность ситуации, Мунк с удивительной тактичностью передал все чувства. Искажая пространство, он словно создавал электрические волны страсти и накала, исходящие от влюблённых.

Хотя цветовая гамма картины довольно скромна, художник добавил яркие акценты в некоторых деталях. Например, оранжевые элементы женской одежды не только усиливают темперамент картины, но и создают вокруг пары атмосферу тайны и даже фантастичности.

Однако главная идея Эдварда Мунка заключалась в том, чтобы лишить фигуры контуров и лиц. Несмотря на это, он сумел придать им пластичность и грацию. Отсутствие лиц — это способ передать информацию о персонажах картины. Главное — это их переживания, эмоции и чувства, а не социальный статус или черты лица и фигуры. Ведь любовь должна существовать на духовном уровне.

Ещё одна деталь картины — силуэт человека, который виден через небольшое окно. Эдвард Мунк словно отделяет занавеской настоящую человечность от безликого и пустого общества. Здесь важен только накал страстей, в конце концов, сам поцелуй, а всё остальное за пределами этой маленькой комнаты — глупо, ничтожно и не имеет значения.

Картина вызывает множество вопросов и размышлений. Что скрывается за этим поцелуем? Какие тайны и секреты таит в себе эта пара? Мы можем только гадать, но одно ясно точно — «Поцелуй» Эдварда Мунка — это произведение искусства, которое заставляет нас задуматься о многом.

Эта картина — яркий пример того, как искусство может быть одновременно мрачным и светлым, отталкивающим и притягательным. Она напоминает нам о том, что в мире нет ничего однозначного, и что каждая работа искусства имеет свою уникальную историю и смысл.

Если вы ещё не видели «Поцелуй» Эдварда Мунка, то обязательно найдите время, чтобы погрузиться в этот мир мрака и света, чтобы раскрыть все его тайны и секреты…

О нём

Э́двард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, один из первых экспрессионистов. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества и жаждой жизни.

Отец художника, Кристиан Мунк, был военным врачом, но из-за высокой конкуренции и дорогого уровня жизни в Христиании переехал в Лётен, где познакомился с Лаурой Бьёлстад. В 1861 году они поженились в церкви Глеммен и в 1862 году родили дочь Софию. В 1863 году родился Эдвард, а в 1865 — брат Петер Андерс и сестра Ингер. Лаура умерла в 1868 году от туберкулёза, а в 1877 году от туберкулёза умерла Софи, что оставило глубокий след на Эдварде.

Эдвард Мунк — норвежский художник. Он родился в 1863 году и умер в 1944 году. Он писал картины, на которых изображал одиночество, смерть и жизнь. Самая известная его картина называется «Крик».
Эдвард Мунк — норвежский художник. Он родился в 1863 году и умер в 1944 году. Он писал картины, на которых изображал одиночество, смерть и жизнь. Самая известная его картина называется «Крик».

В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, но в 1880 году решил стать художником, к неудовольствию отца. В 1881 году он поступил в Королевскую школу рисования в Христиании, где познакомился с Хансом Егером.

В 1883 году Мунк представил картину «Этюд головы», а в 1885 году — «Больную девочку», вызвавшую скандал. В 1889 году он получил стипендию для поездки в Париж, а в 1893 году женился на Аделине фон Лаваст.

В 1894 году Мунк совершил поездку в Италию, а в 1895 году посетил Америку. В 1901 году он получил гражданство Норвегии, а в 1906 году — премию Тьеллера.

Серия работ «Поцелуй» норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка включает в себя несколько полотен, созданных в начале 1890-х годов. Однако наиболее известной и значимой считается версия 1897 года, вошедшая в цикл «Фриз жизни».

На картине «Поцелуй» изображена пара, погруженная в полумрак. Их лица неразличимы в слабом свете, проникающем через небольшое окно, которое почти полностью закрыто занавеской. Герои картины словно сливаются в единое целое в объятиях, их тела образуют неразрывное целое.

Искусствовед Роберта Смит отмечает, что Мунк предпочитал использовать длинные, слегка размытые мазки, которые скорее создают эффект пятен, чем рисуют четкие линии.

Картина имеет сходство с другой работой Мунка на ту же тему, созданной в тот же период, хотя и выглядит более простой.

В жизни норвежского художника-символиста Эдварда Мунка (1863–1944) было много трудностей: болезни, психические расстройства и потеря близких. У него были сложные отношения с отцом, который был строгим и глубоко религиозным человеком.

Мунк страдал от неудач в любви и слабого здоровья, что вызывало у него приступы меланхолии. Он стал алкоголиком и никогда не был женат. Всё это наложило глубокий отпечаток на его творчество и эмоциональное содержание его работ.

Как пишет Роберта Смит, «большинство персонажей Мунка не безумны, но парализованы чувствами горя, ревности, страстей или отчаяния, которые многих людей шокируют либо своим эротизмом и грубым стилем, либо намёками на психическую нестабильность».

Несмотря на то, что некоторые работы Мунка могут вызывать отторжение, они отличаются эмоциональной честностью и цельностью, что делает их волнующими.

Мунк начал экспериментировать с мотивом целующейся пары как в живописи, так и в гравюре на дереве ещё в 1888–1889 годах. В этих работах заметен контраст между внешним миром и интерьером комнаты, в которой находится пара. Внешний мир кажется ярким и живым, в то время как интерьер комнаты находится вне времени, а пара застыла в объятиях. Абстрактная форма пары, в которой два лица сливаются воедино, указывает на их чувство принадлежности друг к другу и единения.

В более поздних работах с мотивом поцелуя объединяются не только лица, но и тела целующихся. Эти работы являются частью цикла Мунка «Фриз жизни», над которым он работал более 30 лет. В этом цикле художник изображает этапы отношений между мужчиной и женщиной, которые он называл «битвой между мужчинами и женщинами, которая называется любовью».

Произведение Эдварда Мунка оказало значительное влияние на молодого Густава Вигеланна, который создал скульптуру под названием «Склонившиеся».

Согласно информации из Музея современного искусства в Нью-Йорке, мрачная атмосфера картины «Поцелуй» отражает двойственное отношение Мунка к романтическим чувствам. Искусствовед Райнхольд Хеллер считает, что на этой картине 1897 года практически невозможно разделить две фигуры, особенно в том месте, где их лица соприкасаются и сливаются воедино. По его мнению, изображение влюблённых символизирует их единство и одновременно угрожает им потерей индивидуальности, собственного существования и идентичности, что можно рассматривать как аллюзию на смерть.

Писатель Станислав Пшибышевский (1868–1927) скептически отнёсся к сросшимся лицам, сравнив их с «гигантским ухом, оглохшим от экстаза крови». Писатель Август Стриндберг (1849–1912) выразил схожее мнение, написав, что пара представляет собой слияние двух существ, из которых меньшее, в форме карпа, кажется готовым поглотить большее.

Искусствовед Ульрих Бишофф отмечает сходство комнаты в «Поцелуе» с комнатой Мунка, изображённой в «Ночи в Сен-Клу», и считает, что первая картина имеет автобиографические корни.

«Поцелуй» был представлен на выставке Мунка «Пробуждение любви» в 1903 году вместе с копией его «Мадонны». В настоящее время картина находится в коллекции Музея Мунка в Осло, посвящённом творчеству художника.

В 1938 году он купил дом в Осгорстранне. В 1941 году он женился на Лилиане Вистинг и в 1944 году умер.

Материалы по теме