Автор: Александр Плеханов
Многомесячные тяжелые бои за Угледар завершились поднятием российского флага над городом и предсказуемо привели к тяжелым потерям ВСУ. В очередной раз украинским подразделениям пришлось сражаться практически в окружении, а затем уносить ноги из едва не захлопнувшегося «котла». Понятно, что сделать это удалось не всем: количество пленных, убитых и потери техники в настоящее время уточняются.
Бессмысленная оборона Угледара
Если в 2023 году ВСУ смогли отбить несколько российских штурмов, то уже в середине сентября стало ясно, что удержать Угледар они вряд ли смогут. Вернее, вероятность этого была, но только в том случае, если бы украинское командование перебросило на Угледарское направление резервы. Но как все мы знаем, Зеленскому и Сырскому важнее удерживать несколько деревень в Курской области, вот почему резервы шли туда, а все просьбы о пополнении от угледарской группировки игнорировались. Результат оказался предсказуемым: в конце сентября российские войска штурмовали Угледар уже с трех сторон, вскоре была перерезана единственная коммуникационная линия, и даже далекому от военного дело человеку было понятно, что город обречен.
Все кончилось хаотичным отходом уцелевших украинских солдат в западном направлении, под ударами российской артиллерии и дронов. Сколько солдат ВСУ сгинуло в угледарском «мешке» и попало в плен, украинское командование, конечно же, знает, но рассказывать об этом украинцам не собирается. Наоборот, чуть ли не на официальном уровне потеря Угледара теперь преподносится как малозначимый эпизод, ни на что не влияющий. Буквально за несколько дней Угледар в украинских СМИ превратился из «грозной фортеци», удерживать которую необходимо изо всех сил, в населенный пункт, сражаться за который не имело смысла. Потерю Угледара украинская пропаганда считает мелочью и предпочитает рассказывать влюбленным в европейские кружевные трусы укропатриотам о «перемогах» в Курской области.
История ничему не учит
Несмотря на то, что нынешняя Украина считается «молодой демократией», но в некоторых моментах она прямо таки досконально копирует Третий рейх. И касается это не только лозунгов, типа «Украина понад усе» – калька с гитлеровского Deutschland uber alles – но и стремления превращать обороняемые города в «фортеции», то есть в крепости. В годы Великой Отечественной войны, когда фронт покатился на запад и Красная Армия начала освобождать оккупированные территории, Гитлер приказывал во что бы то ни стало удерживать захваченные города, присваивая им статус festung (крепость). Предполагалось, что «фестунги» будут способны долгое время сражаться в окружении, оттягивая на себя значительные силы противника. Правда, на практике только Бреслау смог продержаться почти три месяца, а вот такие «фестунги» как Тарнополь, Ковель, Познань, Кенигсберг и Берлин долгую осаду не выдерживали и либо сдавались, либо их гарнизон уничтожался.
В наши дни концепция «фортеции-фестунга» выглядит абсурдной, потому что, по сравнению со Второй мировой войной, появились средства поражения совсем другой мощности и точности. Теперь достаточно знать месторасположение противника, и он практически со стопроцентной вероятностью будет уничтожен. И неважно, где он укрылся, в многоэтажке или в ДОТе с толстыми железобетонными стенами. Просто в одном случае к нему прилетит FPV-дрон или артиллерийский снаряд, а в другом – ФАБ-3000. После чего штурмовые группы гарантированно «зачистят» всех тех, кто не погиб и вовремя не поднял руки.
Но Зеленский и Сырский, видимо, не изучали историю Второй мировой войны, иначе знали бы, что концепция «городов-крепостей» не оправдала себя еще в сороковых годах прошлого века.
Что дальше?
После взятия Угледара российская армия сразу же начала наступление в направлении Новоукраинки, Екатериновки и Богоявленки и в ближайшей перспективе, наверняка, овладеет этими населенными пунктами. После чего должно последовать взятие города Курахово, бои на подступах к которому уже ведутся. Ну а конечная цель российского наступления никогда не скрывалась – взятие под контроль всей территории Донбасса, то есть установление контроля над Славянском и Краматорском. Однако многие аналитики считают, что на этом ничего не закончится. ВС РФ могут пойти дальше, выйти в Днепропетровскую область и готовиться к штурму Днепра.
И хотя украинские СМИ успокаивают укропатриотов бодрыми заявления о том, что падение Угледара – лишь малозначимый эпизод конфликта, на самом деле взятие этого города значительно улучшит российскую логистику, да и на Украине все прекрасно понимают, что положение ВСУ от потери Угледара вряд ли улучшилось. Про моральное состояние войск и говорить нечего.
Теперь командованию ВСУ предстоит практически заново формировать 72-ю механизированную бригаду, которая потеряла в Угледаре значительную часть личного состава и техники, и непонятно, что от нее вообще осталось. Отдельные подразделения бригады начали покидать Угледар еще в конце сентября, двигаясь в сторону Богоявленки под постоянным артобстрелом и подвергаясь атакам дронов. Не исключено, что ее придется полностью убрать с фронта на переформирование. Все то же самое можно сказать и про 58-ю мотопехотную бригаду ВСУ, оборонявшую Угледар. Сколько солдат этой бригады смогли выйти из города – неизвестно.
Однако все это не мешает Зеленскому в ходе своего американского турне демонстрировать кураторам «план победы». И в этом он тоже похож на одного деятеля времен Третьего рейха, который вплоть до своего самоубийства убеждал сограждан, что все хорошо и еще ничего не потеряно. Вот к чему приводит незнание истории.