Найти тему

Воспоминания бортмеханика. Вода и тетя Оля... 1976 - 1981 год

Вода

Причем здесь вода? А вот причем - на самолете Ан-24 была система впрыска воды во входные каналы двигателей. До Ан-24, на самолетах которые мне довелось изучать, подобной системы я не встречал. Использовалась эта система впрыска только на взлете при высоких температурах наружного воздуха. Дело в том, что при высоких температурах воздуха и низком давлении, мощность турбовинтового двигателя уменьшалась, и это приводило к ряду ограничений
при взлете. А используя впрыск воды, характеристики мощности двигателей улучшались, что было важно при взлете в жару с максимальным взлетным весом. Когда, и при каких условиях должен был использоваться впрыск воды определялось по специальному графику в РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации) самолета.

Система впрыска воды в двигатели была установлена не на всех самолетах Ан-24, а только на Ан-24Б. А на модификации Ан-24РВ система впрыска не устанавливалась. Взлет в условиях высоких температур с максимальным весом на Ан-24РВ обеспечивал реактивный двигатель РУ19А-300, который использовался для создания дополнительной тяги. При каких условиях должен был использоваться этот двигатель, так же определялось по специальному графику в РЛЭ. Кроме того РУ19А-300 использовался и для автономного питания бортовой электросети самолета постоянным током, - на земле и в полете.
А что касается Ан-24Б, то на нем был установлен турбогенератор ТГ-16, который использовался только для обеспечения автономного электропитания бортовой сети постоянного тока на земле.

Самолет Ан-24Б
Самолет Ан-24Б

Однако, "ближе к воде"... Касаться физики процесса, почему при впрыске воды во входной тракт двигателя увеличивался крутящий момент - я не буду. Скажу только, что для впрыска использовалась дистиллированная вода, которая заправлялась в аэропорту перед вылетом - разумеется, по требованию экипажа при соответствующих погодных условиях. Для этого на самолете для каждого двигателя, в мотогондолах, располагались баки для воды емкостью по 33 литра каждый.

Работала система весьма просто - после включения системы, сжатый воздух от компрессоров двигателей через электромеханический кран поступал в баки, вытесняя из них воду, и вода по трубопроводам подавалась к коллектору с 8 форсункам, расположенным в воздухозаборниках двигателей. Это так, как говорится, для общего сведения в трех словах. А еще, по использованию этой системы, надо обязательно сказать - что лететь с заправленными баками, а так же включить впрыск воды в полете (если не пользовались системой на взлете) категорически запрещалось. Это могло привести к обледенению воздухозаборников и лопаток компрессора, помпажу и отказу двигателей.

Думаю, что вкратце общие сведения и ограничения, а точнее запреты, при использовании системы впрыска воды в двигатели на самолете Ан-24Б, я здесь озвучил. А теперь позволю себе кое что рассказать, как эти ограничения и запреты иногда, в силу сложившихся причин, пришлось нарушать. Причем, этому меня сразу "учил" инструктор, когда я только начал вводиться в строй, переучившись на Ан-24. В самые "дебри" воспоминаний я залезать не буду, но на конкретном примере расскажу, когда и почему приходилось лететь с баками, заправленными водой, не используя ее на взлете.

Несколько раз экипажу, в котором я работал, пришлось перелетать с заправленными водой баками из одного аэропорта в другой. Это было на рейсе Воронеж-Краснодар-Геленджик. Разумеется, что это было жарким летом, когда согласно графику в РЛЭ использовать впрыск на взлете было необходимо. А причина была простой до безобразия - в аэропорту Геленджика просто "тупо" не было заправщика с дистиллированной водой. Да там, в этом аэропорту практически вообще мало чего было. Этот аэропорт в те годы правильнее было бы назвать просто посадочной площадкой...

Однако, это ведь приморский курортный город, и пассажиропоток летом туда и оттуда был всегда очень большой. Я не помню, чтобы летом на этом рейсе было бы хоть одно свободное место. А еще помимо жары, в Геленджике была очень короткая полоса. С полной загрузкой при таких условиях взлетать было нельзя. Правда, как правило, на этот рейс в Воронеже всегда планировались самолеты Ан-24РВ с дополнительным реактивным двигателем. И это решало в жару все проблемы с загрузкой и взлетом. Но, так было не всегда...

При такой интенсивной работе в летние месяцы, какая была в те годы, когда я начал работать в Воронежском ОАО, иногда складывались ситуации, когда выделить на рейс в Геленджик самолет Ан-24РВ с реактивным РУ19А-300 просто не было возможности. Вот тогда экипажу и приходилось как то "выкручиваться". Для этого в Краснодаре баки системы впрыска заправлялись водой, на взлете в Краснодаре систему не включали, а воду использовали на взлете в Геленджике. Перелет из Краснодара в Геленджик был короткий, минут 20-25, и на тех высотах, на которых мы шли от Краснодара, температура за бортом в разгар лета была положительная. Но тем не менее нарушение то было! Ведь это, как я уже выше написал, категорически запрещало РЛЭ самолета Ан-24...

А как правило, в разгар лета и в Краснодаре тоже необходимо было при взлете использовать впрыск. Вот мы в Краснодаре, как положено, и заправлялись водой, но "везли" ее для взлета в Геленджике. А в Краснодаре взлетали не пользуясь системой впрыска, да и полоса там длинная. Но тоже при этом нарушали РЛЭ, а что нам еще оставалось делать?! Приходилось выбирать из двух зол меньшее...

Вот такие были иногда нежелательные "штрихи" в работе экипажей Ан-24, приходилось как то выкручиваться. Кстати, в Геленджике мне приходилось выписывать требование "на заправку" 66 литров дистиллированной воды, чтобы, как говорил известный кот матроскин, "не нарушать отчетности"...
При этом, потом само требование просто уничтожать, а вот корешок требования прикладывать вместе со всеми документами к полетному заданию, - вроде как мы там заправлялись водой.. Так что по документам все было шито-крыто.

..Чтобы не нарушать отчетности!   Кадр из мультфильма
..Чтобы не нарушать отчетности! Кадр из мультфильма

Иногда задаюсь вопросом - а что, неужели нельзя было на лето Аэрофлоту выделить аэропорту в Геленджике спецмашину или специальную емкость для заправки вылетающих самолетов Ан-24 водой? Ну, или в крайнем случае ограничить количество продаваемых билетов на вылетающие рейсы, чтобы обеспечить допустимый взлетный вес в жаркое время на этом аэродроме с короткой полосой?
Ан нет, невыгодно, - наверняка тогда так думали ответственные руководители от гражданской авиации...
И как же быть? А никак, - пусть экипажи на месте сами все и решают. Смею предполагать, что, видимо по умолчанию, и было принято такое "решение". Вот мы и решали. И слава Богу, что успешно...

Тетя Оля

Ну, а коль скоро я вспомнил про аэропорт Геленджик , то уместно будет здесь также коротко рассказать и о эстафете (смене экипажа), которая непродолжительное время была у экипажей Ан-24 Воронежского ОАО в Геленджике. Это было летом 1981 года. Я тогда только, только восстановился на летной работе после того, как был списан "на землю" весной прошлого, 1980 года, по состоянию здоровья.

Именно в то лето у нас на Ан-24 был введен ежедневный рейс Воронеж-Москва (Быково)-Белгород-Геленджик, и обратно Геленджик-Белгород-Москва-Воронеж. Это было замечательно, так как несмотря на очень плотный график работы в летний период, появилась реальная возможность хоть пару раз за лето искупаться в море. Только в этой эстафете был один "маленький" нюанс - гостиницы для суточного отдыха экипажа в Геленджике не было... Просто - не было, и все.

Но, как оказалось, когда только собирались вводить этот рейс на общеотрядном разборе в Воронеже было принято несколько необычное решение - по договоренности жить и ночевать экипаж мог в частном секторе, и за наличный расчет. Не стоит забывать - это был "поздний" СССР, да и аэропортом назвать маленький аэродром в Геленджике просто язык не поворачивался. Многие, кто знаком с авиационной спецификой, могут усомниться - да не может такого быть! Но, как показала жизнь - может. Единственно, сразу было оговорено - кого такое расселение в частном доме, да еще и за наличный расчет, не устраивает - сообщите командирам эскадрилий. И эти экипажи планироваться в этот рейс не будут.

И надо сказать, что не желающие летать этим рейсом нашлись, но их оказалось меньшинство. А бОльшую часть экипажей самолетов Ан-24 даже такие спартанские условия вполне устраивали. Шутка сказать - в разгар лета целые сутки отдыхать на Черном море! В те то времена!
Причем, отдыхать "на море" можно было считать в полном смысле этого слова. Дело в том, что "апартаменты со всеми удобствами во дворе" сдавала работница аэропорта Геленджик, уборщица самолетов тетя Оля...

Ее дом (обычная изба) находилась прямо в аэропорту, и задний забор ее участка и сада примыкал прямо к стоянке самолетов. То есть, теоретически "перемахнув" через ограду ее сада, можно было оказаться на перроне аэропорта. А идти до берега от дома нужно было по тропинке минут 7-10, прямо вдоль взлетной полосы. А прямо у торца полосы начиналось море, - тихий и почти безлюдный пляж с небольшими скалами и изумительно чистой и прозрачной водой.
Вот какие благословенные времена были!

Сколько стоили сутки проживания в отеле "У тети Оли" я честно уже и не скажу, но насколько помнится - где то в пределах 10-15 рублей за весь экипаж из пяти человек (4 мальчика + одна девочка) Девочка размещалась в комнате у тети Оли, а мы, мальчики - в большой гостевой комнате. Эти эстафеты у тети Оли я вспоминаю с ностальгией, как впрочем и все мои коллеги и друзья, которые тогда летали этим рейсом. Для тех времен, да еще и учитывая наш молодой возраст и задор - это было чудесно. Тетя Оля жила одна, и получала нищенскую ставку уборщицы, поэтому посуточная сдача жилья экипажу, прилетающему из Воронежа, прекрасно пополняла ее бюджет.

У тети Оли во дворе жила собака по кличке "Кинг", дворняга и добрейшей души пес. Он всегда сопровождал экипажи на пляж и обратно. Более того, Кинг с нами вместе и купался. Разумеется, мы его всегда угощали чем нам "Бог послал". Продукты для питания мы привозили с собой, а покупали их в московском аэропорту Быково, - как раз по пути в Геленджик. Так что хватало всем, и Кингу тоже. А еще у нашего командира, Саши Гуденко, в экипаже которого я тогда работал, недалеко, за взлетной полосой аэропорта на турбазе "Автомобилист" (минут 15 пешего хода) работал какой то его воронежский приятель. Он там работал вахтовым методом, и на этой турбазе занимался культурно-массовыми мероприятиями.

Поэтому, мы всем экипажем, по приглашению этого "массовика-затейника", вечером, вскоре после прилета в Геленджик, вместе с нашей девушкой стюардессой, шли на танцы в этой турбазе. Господи, какие это были прекрасные вечера... Открытая танцплощадка, обрамленная густой южной растительностью, музыка, легкая прохлада после душного вечера, усыпанное звездами ночное небо, запах моря, небольшой буфет торгующий вином, приглушенное освещение и масса отдыхающих, - в большинстве своем молодых женщин... Вот уж поистине - как упоительны в России вечера...

 КВС Ан-24 Александр Гуденко и собака тети Оли Кинг. Геленджик, лето 1981 год
КВС Ан-24 Александр Гуденко и собака тети Оли Кинг. Геленджик, лето 1981 год