Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Наступление Израиля в Ливане не может ограничиться рекой Литани

Войну Израиля с «Хезболлой» после 8 октября 2023 г. израильтяне обычно называли Трансграничной войной, а после начала наземной операции ЦАХАЛа - Третьей Ливанской войной. Это название более уместно потому, что с ливанской стороны война не ограничится «Хезболлой», и неизбежно вовлечёт другое военно-политические силы. Точнее, уже вовлекает.

Израильские десантники в Южном Ливане
Израильские десантники в Южном Ливане

Что планирует израильское руководство, известно только ему, но израильские и международные эксперты и журналисты говорят о том, что ЦАХАЛ займёт «Хезболлаленд» - территорию Южного Ливана от границы с Израилем до реки Литани, зачистит её от боевиков, и передаст нейтральным силам – скорее всего, ливанской армии и «голубым каскам» ООН (возможно, хотя и маловероятно – французскому воинскому контингенту).

Однако представляется, что Третья ливанская война не ограничится территорией между границей и рекой Литани, и распространится на гораздо более обширные территории. Дело в том, что Южный Ливан уже полвека – особая зона, которая не первый раз превращается в бастион антиизраильских сил, и ЦАХАЛ не раз заходил туда и вёл там военные действия.

Примерно с 1969 и до 1982 г. (до начала Первой Ливанской войны) Южный Ливан называли «Фатхлендом»: там обосновалась палестинская группировка ФАТХ – костяк Организации освобождения Палестины (ООП). ФАТХ создал в Южном Ливане множество военных баз, на которых к 1978 г. размещалось 15-18 тыс. боевиков, сотня танков, сотни орудий, в т.ч. дальнобойных, и десятки РСЗО. Нападения боевиков ООП на Израиль из Южного Ливана усиливались, и в 1978 г. израильская армия провела «Операцию Литани», зачистив территорию от границы до этой реки.

Для контроля над Южным Ливаном израильтяне привлекли военнослужащих-христиан ливанской армии, распавшейся в ходе гражданской войны, во главе с майором Саадом Хаддадом. Из них была сформирована 3,5-тысячная Армия Юга Ливана (АЮЛ), защищавшая христианские поселения от отрядов ООП и союзных ей мусульманских и коммунистических боевиков. АЮЛ финансировалась, обучалась и вооружалась Израилем, и представляла собой достаточно боеспособную силу.

Однако контролировать Южный Ливан АЮЛ не могла – она была слишком малочисленной. И в начале 1980-х «Фатхленд» был восстановлен, за исключением части территории с городом Марджаюн, где укрепилась АЮЛ.

Нападения палестинцев на израильтян вновь усилились, и ЦАХАЛ в 1982 г. провёл операцию «Мир Галилее» с той же целью, что и «Операция Литани» четырьмя годами раньше: разгромить ОПП на Юге Ливана, ликвидировать «Фатхленд», и обезопасить Север Израиля. В ЦАХАЛе рассчитывали, что основные операции ограничатся полосой между границей и Литани, поскольку там располагались основные силы ООП.

Однако ограничиться рекой Литани не получилось. На стороне ООП выступили Национально-патриотические силы (НПС) – блок левых и мусульманских организаций, имеющий многочисленные и довольно боеспособные отряды, получавшие военную помощь от СССР и Сирии. Они вступили в бои с ЦАХАЛом на стороне ООП, и израильские части, форсировав реку, двинулись к столице страны Бейруту, куда отступали отряды ООП и НПС.

Ливанская армия, к тому времени состоявшая из нескольких бригад очень сокращённого состава, и почти без тяжёлого вооружения, придерживалась нейтралитета. Но некоторые подразделения по собственной инициативе вступали в бой с израильтянами, причём не только укомплектованные мусульманами. Повоевать с ЦАХАЛом успели и будущие президенты Ливана, генералы-христиане Мишель Аун и Сулейман Мишель.

В первую Ливанскую войну армия в основном была нейтральна, но некоторые части воевали  на стороне ООП и НПС
В первую Ливанскую войну армия в основном была нейтральна, но некоторые части воевали на стороне ООП и НПС

Более того, в бои с израильтянами вступила шиитская группировка «Амаль», первоначально враждовавшая с ООП, и не поддерживавшая НПС. Тем не менее боевики группировки окопались в Дахие - шиитском южном пригороде Бейрута, известном сегодня как оплот «Хезболлы», и ЦАХАЛу пришлось осаждать его наряду с суннитским Западным Бейрутом.

В 1982 г. израильтяне планировали дойти до Литани, но им пришлось осаждать Бейрут
В 1982 г. израильтяне планировали дойти до Литани, но им пришлось осаждать Бейрут

Христианские Ливанские силы придерживались благожелательного нейтралитета по отношению к израильтянам, но нельзя сказать, что это была позиция христианских общин в целом. Сильная группировка «Марада», контролирующая район Згарта, осудила действия Израиля. Похожую позицию заняли и армянские партии «Дашнакцутюн» и «Рамкавар», контролировавшие в то время большие районы Бейрута. А Сирийская социал-националистическая партия (ССНП), в которую входили в основном православные, принимала самое активное участие в войне в составе НПС.

Состоящая из христиан Сирийская социал-националистическая партия в Ливане поддерживает «Хезболлу»
Состоящая из христиан Сирийская социал-националистическая партия в Ливане поддерживает «Хезболлу»

ЦАХАЛ дошёл до Бейрута, и после тяжёлых боёв вынудил ООП уйти из Ливана в Тунис. Точнее, ушли её вооружённые отряды, а если ещё точнее – только те, кто находился в Бейруте. Палестинцы в большинстве своём остались в своих лагерях, а боевики ООП просто попрятали оружие и переоделись к гражданское, превратившись в обычных беженцев.

На оккупированных Израилем территориях началась партизанская война, и её ударной силой были отнюдь не палестинцы, а ливанцы – в основном шииты Южного Ливана, и коммунисты (среди которых было немало выходцев из христианских общин). В 1985 г. ЦАХАЛ ушёл за реку Литани, а потом вообще покинул Ливан, оставив юг страны в руках АЮЛ.

Это значит, что израильская военная операция 1982 г. не ограничилась ни ликвидацией ООП, ни Югом Ливана: она превратилась в полномасштабную войну, развернувшуюся на всей южной половине страны, в которую были вовлечены различные группировки, принадлежавшие к разным конфессиям и придерживавшиеся разных идеологий (от коммунистов до фашистской ССНП, символом которой до сих пор является свастика).

При этом даже полномасштабная война, проведённая Израилем, обеспечила спокойствие Северного Израиля всего на несколько лет. В 1980-х гг. ведущей силой шиитской общины Ливана стала «Хезболла», потеснив и подчинив «Амаль». Она заняла бывший «Фатхленд», превратив его в «Хезболлаленд», и так же, как предшественники-палестинцы, начала оттуда атаки на Израиль. А созданная при помощи Израиля АЮЛ из-за давления США лишилась поддержки Израиля, и в 2000 г. распалась.

Сегодняшняя ситуация в Ливане похожа на ту, что была в 1982-м. Только вместо ООП и НПС – единая и сильная «Хезболла». Которую поддерживают и другие ливанские силы. В том же Бейруте ВВС Израиля ликвидируют боевиков ХАМАСа и ФАТХа – палестинцев и не-шиитов. В перестрелках через границу участвовали не только боевики «Хезболлы», но и отряды «Амаль». А та самая христианская «Марада», которая когда-то воевала против Ливанских сил в союзе с Сирией и ООП, сегодня выступает против Израиля.

Данные социологических опросов, показывающие, что 60% ливанских суннитов и 70% христиан выступают против «Хезболлы», стоит интерпретировать так: 40% суннитов и 30% христиан поддерживают «Хезболлу». Что совсем не мало.

3 октября израильские части уже действовали в Южном Ливане. И в этот день «Хезболла» выпустила по Израилю порядка 200 ракет. Т.е. «Хезболла» ведёт огонь из-за реки Литани, из глубины ливанской территории. Получается, что буферная зона между рекой и границей имеет небольшое значение, поскольку не уберегает Север Израиля от обстрелов.

ЦАХАЛ вытеснит «Хезболлу» за Литани. Но что он будет делать, когда «Хезболла» точно так же будет обстреливать его солдат и атаковать ракетами Северный Израиль из Сайды, южной части Горного Ливана и долины Бекаа?

Кто бы ни стал ответственным за Юг Ливана – ливанская армия, «голубые каски» или французские части – после окончания военных действий туда всё равно вернётся местное население, бежавшее от войны. А это население – шииты, в подавляющем большинстве своём либо члены «Хезболлы», либо сочувствующие ей. И удержит ли их армия, или кто там будет контролировать Южный Ливан, от восстановления «Хезболлаленда»?

Израиль не сможет ограничить Третью Ливанскую войну операциями против «Хезболлы», как и не сможет втиснуть её в зону между границей и рекой Литани. В войну, как и 42 года назад, будут втянуты и другие ливанские силы. И не только ливанские. И не будут, а уже вовсю втянуты. И Израилю придётся решать гораздо более масштабные проблемы, чем война с отдельно взятой «Хезболлой», причём вовсе не только на Юге Ливана и в бейрутском квартале Дахия. Первые выстрелы по израильским солдатам ливанская армия уже сделала – после того, как двое ливанских военных погибли от удара израильского беспилотника. И это вряд ли конец истории