Найти тему
Всемирная история

Русский "Крестовый поход"

На протяжении X-XI веков взаимоотношения Руси с воинственными соседями-кочевниками, будь то печенеги или половцы, строились по одинаковому принципу. От них либо откупались, либо давали бой, либо укрывались в городах, позволяя грабить окрестности. Но первая половина XII века ознаменовалась событием, изменившим принцип этих взаимоотношений. Русские князья стали наносить превентивные удары по половецким стойбищам. все они были связаны с именем одного князя - Владимира Мономаха. Кульминацией этих событий стал поход 1111 года.

Сегодня я не буду останавливаться на описательной части, поскольку это я делал в своей прошлой публикации "Русский Крестовый поход в степь". Сегодня мы попытаемся, основываясь на данных летописи, отследить сам путь русской рати.

Изучая этот вопрос, наиболее полную информацию мне удалось найти в Ипатьевской летописи. Но сообщения об этом походе, хоть и краткие, в других сводах.

Обозначения: Черная линия — маршрут русской дружины на Дон; Красная линия — возвращение русской дружины с Дона; 19.02 — Долобск; 3.03 — на реке Сула; 4.03 — на реке Хорол; 5.03 — на реке Псел; 8.03 — на реке Ворксла; 14.03 — подошли к Дону; 19.03 — взяли Шарукань; 22.03 — сожгли Сугров; 23.03 — пошли с Дона; 24.03 — битва на потоке Дегея; 27.03 — битва на реке Сальница.
Обозначения: Черная линия — маршрут русской дружины на Дон; Красная линия — возвращение русской дружины с Дона; 19.02 — Долобск; 3.03 — на реке Сула; 4.03 — на реке Хорол; 5.03 — на реке Псел; 8.03 — на реке Ворксла; 14.03 — подошли к Дону; 19.03 — взяли Шарукань; 22.03 — сожгли Сугров; 23.03 — пошли с Дона; 24.03 — битва на потоке Дегея; 27.03 — битва на реке Сальница.
Долобьскѣ… и поидоша въ в҃ недѣлю поста а в пѧтокъ быша на Сулѣ в суботу поидоша и быша на Хоролѣ и ту и сани пометаша а в недѣлю поидоша в нюже хрестъ цѣлують и приидоша на Пслъ. и ѿтуди сташа на рѣцѣ Голтѣ ту пождаша и вои и ѿтудо идоша Върьскла.

Русское войско собралось 19 февраля, поскольку именно на этот день выпало второе воскресенье поста. К этому выводу я пришел анализируя другие отрывки Ипатьевской летописи.

6691 (1183): «…мс̑ца февралѧ въ к҃г въ а҃ ю нед̑лю поста придоша Измалтѧне безбожнѣи Половци на Роусъ» — 23 февраля относится к первой неделе (Сырная седмица) поста 21—27 февраля, тогда как Пасха была 17 апреля. Относительно Великого поста летописец уточняет: «6624/1116 …проливашетьсѧ кровь въ дн҃и постънъıӕ великого поста».

19 февраля 1111 года русской войско вышло из Долобска, что под Киевом, а 3 марта (пятница) было на Суле. За 12 дней было пройдено 250 км.  субботу (4 марта) войска подошли к реке Хорол (около 35 км за день), в воскресенье (5 марта) достигли реки Псел (около 40 км за день). К среде 8 марта русские рати вышли к берегам реки Ворсклы. Путем не сложных математических вычислений мы можем определить, что войско двигалось со скоростью около 30 км в день. Этим завершился первый этап похода.

Русские рати вошли в пределы вражеской территории.

…и ѿтудѣ приидоша многи рѣки въ s҃ недѣль поста и поидоша к Донови въ вторникъ и ѡболичишасѧ во бронѣ и полки изрѧдиша. и поидоша ко град̑ Шаруканю.

Выйдя на берега Донца, русские воины облачились в боевое снаряжение и двинулись к городу Шарукань. Но тут есть нюанс, касающийся названия реки. Русская рать не могла за 6 дней пройти 180 км, а именно такое расстояние отделяет Ворсклу от Дона. Соответственно, в летописи указана река Донец а не Дон.

…и поидоша ко град̑ Шаруканю и… поѣхаша ко граду вечеру сущю и в недѣлю выидоша из города и поклонишасѧ кнѧземъ Рускымъ и вынесоша рыбы и вино.

19 марта, в воскресенье, город Шарукань сдался на милость победителя. Учитывая то, что горожане не имели сил для обороны своего города, а вынесли вино и рыбу, то можно с определенной долей уверенности сказать, что город являлся торгово-ремесленным центром половцев.

…ъ среду поидоша к Сугрову и пришедше зажьгоша.

Получается, что Мономах подошел и поджег город Сугров 22 марта, в среду. Это был уже не торговый город, а важный опорный пункт, который носил важное стратегическое значение. Исходя из этого понятно решение Мономаха сжечь город.

Дальнейшее продвижение вглубь степи было опасным. Русские повернули назад.

…в четвергъ поидоша съ Дона а в пѧтницю завътра мс̑ца марта изрѧдиша Половци полки своӕ и поидоша к боеви кнѧзи же наши възложише надежю свою на Ба҃… и тако побѣжени быша иноплеменьници на потоци Дегѣӕ и поможе Бъ҃ Рускымъ кнѧземъ и въздаша хвалу Бу҃ въ тъ дн҃ь и заоутра суботѣ наставшѣ празноваша Лазарево въсресенье блг҃овѣщеньӕ дн҃ь и похваливше Ба҃ проводиша суботу и в недѣлю…

К 23 марту русские рати вышли на Изюмский шлях. Но утром 24 марта путь им преградило половецкое войско. Летописная Дегея, скорее всего, является правым притоком реки Берека - речкой Довга. Русские воины оказались в том самом положении, которого опасался Мономах, когда отказался продолжить движение вглубь вражеской территории. Они оказались зажаты между реками Берека и Бритай.

Им оставалось только прощаться друг с другом, и молить Бога о помощи.

да станемъ крѣпко и цѣловашасѧ другъ друга възведше ѡчи свои на н҃бо призъıваху Ба҃ вышнѧго…

Но русским удалось одержать победу. Дальше их путь лежал к Муравскому шляху. Но путь им вновь преградила целая армада половцев.

наставшю же понедѣлнику страстныӕ недѣли паки иноплеменници собраша полки своӕ многое множество и выступиша ӕко борове велиции и тмами тмы и ѡступиша полкы Рускыи.

Решающим в битве стал понедельник 27 марта. И вновь бог помог русским одержать победу, как отмечает летописец.

избьени быша иноплеменницѣ многое множество на рѣцѣ Салницѣ.

И вновь рискнём предположить, что река Сальница, это речушка Солона.

Дорога домой была открыта. Владимир Мономах, с великой победой, и не менее великой честью, возвращался домой.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.