Найти в Дзене
Загадочные сны

Божественный огонь и апокриф «Лестница Иакова». Реликвии пророка Иакова

Оглавление
Сон Иакова, Картина 15 в.
Сон Иакова, Картина 15 в.

«Сон Иакова» или «Лестница Иакова» является, пожалуй, одним из самых известных «ветхозаветных» снов. Многие художники, вдохновившись этим библейским сюжетом, отразили его в своих бесценных полотнах.

Иаков - ветхозаветный персонаж, упомянутый в Книге Бытия, живший после Потопа, но до событий, связанных с Моисеем.

Коротко о его интереснейшей биографии.

Еще до рождения Бог приписал ему быть родоначальником одной из ветвей еврейского народа. Для провозглашения превосходства над братом Иаков по совету матери Ревекки прибегает к хитрости. По ее же совету Иаков убегает в Харран (Месопотамия), именно в это время ему снится сон о лестнице с ангелами и гласе Божьем (Быт. 28:10–19). Иаков имел с собой лишь посох, а в качестве подушки использовал камень. Момент с камнем поистине интересен и символичен: после видения Иаков поставил его в качестве памятника и освятил. Это место ныне и есть Вифлеем.

В Харране Иаков встречается с родственниками. Дальше происходит мелодрама с женами, Иаков снова кого-то дурит и сбегает в Ханаан, прихватив некую собственность родственника, а также родовых идолов (украденных его женой Рахилью). В этот период Иаков снова видит сон, в котором он борется с Ангелом. После этого он получает имя Израиль (Божий Герой или Борющийся с Богом).

Епископ Серафим (Сигрист, американский епископ, род. в 1941) сравнивает Иакова с Одиссеем (разбирая этимологию имени и размышляя над судьбой героя, идущего навстречу неизведанному). Иаков также отождествляется у него с фигурой «трикстера». Но на этом епископ не останавливается, а идет дальше, подвергая фигуру Иакова психоанализу по К.Юнгу. Камень для него не в качестве подушки, а для защиты. На этом остановимся и перейдем к первому сну (видению) Иакова.

Быт.28:10-19. Скриншот из: azbyka.ru/biblia
Быт.28:10-19. Скриншот из: azbyka.ru/biblia

Сон Иакова оказался предметом множества толкований и споров во все времена, сюжет комментировали в том числе философ Филон, раннехристианский ученый Ориген Александрийский, греческий епископ Иреней, Иоанн Златоуст.

Зачастую художники и интерпретаторы рисуют в своем воображении именно спиральную лестницу. Восходящие и нисходящие ангелы могут представлять: циркуляцию жизни, уровни философского опыта, даже отражение изумрудной скрижали Тота Трисмегиста (алхимия); души, нисходящие в тела и исходящие из тел, изменчивую природу человека, общение между небом и землей посредством Христа и пр.

Интересно апокрифическое сказание, сохранившееся на старославянском языке - «Лествица Иакова». Текст входит в состав Палеи (памятник древнерусской литературы, пересказывающий ветхозаветную историю). Текст «Лествицы» первоначально написан на греческом языке, который мог быть переводом с древнееврейского.

Блейк, 1805.
Блейк, 1805.

В данном апокрифе сон Иакова описан более подробно, вернее, описана сама лестница и ангелы на ней.

Лестница состоит из 12 ступеней, на которой Иаков видит 24 человеческих лица (соответственно, ангелы восходят и нисходят, по два лица на ступень). На самом верху также человеческое лицо, пылающее в огне («из огня иссечено»). Этот лик приводит Иакова в ужас, но голос Божий как бы кроется за этим страшным огненным лицом. Огненный облик связан с явлением Божественной Славы. В книге Еноха (ветхозаветный пророк) встречаем тот же мотив с описанием Божьего Лика, от которого исходит свет и огонь, лик этот также внушает неимоверный страх. Свет Бога настолько ярок, что «ангелы закрывают себя крылами от разящего сияния». (А.Орлов, «Потаенные книги»: иудейская мистика в славянских апокрифах»).

Живший примерно на тысячу лет позже Иакова пророк Иезекииль в своем видении Колесницы также описывает ангелов. В движение Колесницу приводят серафимы (букв. «горящие») - ангелы, напоминающие вспышки огня, непрерывно поднимающиеся и опускающиеся. Также, из 8-й главы книги пророка Иезекииля: «И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени».

Колесо Иезекииля. Фреска XIX века.
Колесо Иезекииля. Фреска XIX века.

Как видно, огонь присутствует не только в «адских» безднах, но и сами ангелы сделаны из огня. По Сведенборгу (ученый Э.Сведенборг, 18 в., Швеция), Бог может является подобно огненному и пламенному солнцу (Э.Сведенброг, «О небесах, мире духов и об аде»), так как благо любви соответствует огню.

Сведенборг в возрасте 75 лет держит в руках готовящуюся к публикации рукопись « Откровения Апокалипсиса» (1766 г.). Наиболее известен книгой о загробной жизни. Интересно, что он вел журнал сновидений, который показывает, что этому великому ученому своего времени были не чужды яркие сновидения и даже видения. Его психическим опытом интересовался Кант.
Сведенборг в возрасте 75 лет держит в руках готовящуюся к публикации рукопись « Откровения Апокалипсиса» (1766 г.). Наиболее известен книгой о загробной жизни. Интересно, что он вел журнал сновидений, который показывает, что этому великому ученому своего времени были не чужды яркие сновидения и даже видения. Его психическим опытом интересовался Кант.

Божественный огонь как природа божества встречается не только в иудаизме (опустим сейчас зороастризм, китайскую, индийскую и другие отсылки к мифологии других стран). В 126 главе древнеегипетской Книги мертвых мы находим следующую интересную фразу «О вы, павианы, которые восседают на носу ладьи Ра, которые возносят истину к Великому Богу, которые судят как бедных, так и богатых, которые радуют богов обжигающим дыханием…». Изображение к этой главе - огненное озеро. Если говорить о Древнем Египте, то можно вспомнить солнечное (огненное) Око Ра - богиню Хатхор (в ипостаси Сехмет).

Интересно отметить исламские традиции. В исламе огонь в ином мире принадлежит сфере ада. Также, как и огненные джинны. В сказке «Тысяча и одна ночь» есть интересный момент, где царь джиннов Сахр рассказывает о тварях из огня. Он говорит, что его раса из огня, но они не подобны Иблису (дьяволу), а правоверные. «Что же до шести мужских существ, то это - правоверные джинны». (494-я ночь. Цит. «Тысяча и одна ночь в переводе Салье М. Переиздание М., 1996. Том 8.). Судя по тому, что джинны могут плодиться, а также они являются существами невидимого мира, то можно предположить о существовании таких огненных существ, которые не всегда являются злыми по отношению к человеку.

Возможно, исламская мысль не смогла соотнести огонь и с Богом и с дьяволом, поэтому сияние света, исходящего от Бога показалось наиболее разумным.

Виньетка из Книги мертвых Ани, лист 33. Новое царство, 19-я династия
Виньетка из Книги мертвых Ани, лист 33. Новое царство, 19-я династия

Знаменитый психолог Карл Густав Юнг в своих работах исследовал мифологию разных культур для воссоздания архетипов, лестница, по его мнению, играла значительную роль в античных мистериях. В астрологическом символизме лестница состоит из семи планетарных ступеней, на вершине которой - солнце. В процессе инициации (посвящения) неофит (посвящаемый) сливается с Солнцем, коронуется.

Реликвии Иакова

Камень, послуживший подушкой и посох.

Камень, по одной из легенд, был перенесен в Ирландию, затем в Шотландию (камень Скуна). Этот камень - кусок красного известняка, который использовали для коронации шотландских королей. Король Англии Эдуард I захватил эту реликвию и заказал для нее трон. В 1996 году Скунский камень вернули в Шотландию. Впоследствии выяснилось, что камень этот вырезан из местной породы, но легенды просто так не рождаются. И даже если это подделка, то вероятна замена камня при вторжении английского короля в Шотландию. Еще версия о подмене камня в 1950 году - камень был вывезен из аббатства четырьмя шотландскими студентами.

Камень Иакова и  трон в Вестминстерском аббатстве 1859г.
Камень Иакова и трон в Вестминстерском аббатстве 1859г.

История с посохом более запутанная и имеет несколько версий в толкованиях ветхозаветных текстов. Существует великое множество комментариев к этому Посланию к Еврееям 11:21:

«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего». «Неудобный» синодальный перевод огорчал многих приверженцев христианской веры, так что сейчас скорее можно встретить «Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, оперевшись на свой посох».

Что же это за посох такой? Как известно, в библейских текстах ничего просто так не писалось, поэтому авторы добавили будущим потомкам-толкователям немало хлопот. Вот какие приводятся версии поклонения посоху (без ссылки на источники):

- нет ничего необычного в поклонении перед смертью посоху, на котором были запечатлены важнейшие события его жизни, например , битва с Ангелом;

- Иаков поклонялся не посоху, а Богу, оперевшись на посох;

-Иаков сидел на постели, а посох был не посох, а изголовье кровати, так как «кровать» и «посох» в еврейском языке похожи;

- Иаков был стар, немощен, кроме того, «хромал на бедро», поэтому понятно, что перед смертью он опирался на посох, а поклонился он Богу. Как вот смог, так и поклонился;

- Иаков был пастухом («Бог пас меня всю жизнь»), посох - неотъемлемая часть пастуха, на нем он запечатлевал важные события жизни. Это было поклонение благодарности, поклонение с обожанием искренней тоски и прочее.

Сгенерировано нейросетью
Сгенерировано нейросетью

Вспомним несколько важных моментов.

Как уже отмечалось в начале статьи, Рахиль выкрала своих родовых идолов - терафимов, которые могли быть обожествленными предками.

Посох, скорее всего, являлся семейной реликвией, передаваемой по наследству. На нем вырезалась семейная история. Семейный посох переходил к первенцу, но согласно Мидрашу (еврейское изложение Святого Писания) посох Иакова перешел к сыну от Рахили Иосифу (которого Иаков любил больше всех (Быт. 37:4).

Также, в Быт 46:1–34: «Прошло более двадцати лет с тех пор, как Иосиф в последний раз видел своего отца. Когда они встретились, они обнялись и довольно долго плакали вместе. Затем его отец заметил: «Теперь умру я, так как я увидел лицо твое, потому что ты все еще жив».

Согласно древнейшему еврейскому писанию Авот (Авот 5:6) накануне Субботы были созданы десять творений: жерло [ведущее в недра] земли, устье колодца, «уста ослицы» (Валаамова ослица), радуга, ман (пища), посох, шамир (червь, про него надо писать отдельную статью), буквы, письмена и Скрижали.

Чудесный посох взял Адам, который передал его Еноху, тот Ною, тот Шему, Шем Аврааму, тот Исааку, а Исаак Иакову. Иаков, скорее всего, передал его любимому сыну Иосифу, затем след посоха теряется во дворце фараона. Есть версия, что тесть Моисея Иофор украл посох, посадил в землю. И потом лишь Моисей сумел этот посох вынуть.

По Мидрашу, на посохе вычерчено магическое четырехбуквенное имя Бога (Тетраграмматон). Если все так и было, то становится ясным, почему при смерти Иаков мог поклониться навершию посоха.

Следы посоха теряются, как и камень.

Реликвии ждут своего часа...

Фотографии сгенерированы нейросетью или заимствованы из открытых источников в интернете.
Все статьи сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.