«Сон Иакова» или «Лестница Иакова» является, пожалуй, одним из самых известных «ветхозаветных» снов. Многие художники, вдохновившись этим библейским сюжетом, отразили его в своих бесценных полотнах.
Иаков - ветхозаветный персонаж, упомянутый в Книге Бытия, живший после Потопа, но до событий, связанных с Моисеем.
Коротко о его интереснейшей биографии.
Еще до рождения Бог приписал ему быть родоначальником одной из ветвей еврейского народа. Для провозглашения превосходства над братом Иаков по совету матери Ревекки прибегает к хитрости. По ее же совету Иаков убегает в Харран (Месопотамия), именно в это время ему снится сон о лестнице с ангелами и гласе Божьем (Быт. 28:10–19). Иаков имел с собой лишь посох, а в качестве подушки использовал камень. Момент с камнем поистине интересен и символичен: после видения Иаков поставил его в качестве памятника и освятил. Это место ныне и есть Вифлеем.
В Харране Иаков встречается с родственниками. Дальше происходит мелодрама с женами, Иаков снова кого-то дурит и сбегает в Ханаан, прихватив некую собственность родственника, а также родовых идолов (украденных его женой Рахилью). В этот период Иаков снова видит сон, в котором он борется с Ангелом. После этого он получает имя Израиль (Божий Герой или Борющийся с Богом).
Епископ Серафим (Сигрист, американский епископ, род. в 1941) сравнивает Иакова с Одиссеем (разбирая этимологию имени и размышляя над судьбой героя, идущего навстречу неизведанному). Иаков также отождествляется у него с фигурой «трикстера». Но на этом епископ не останавливается, а идет дальше, подвергая фигуру Иакова психоанализу по К.Юнгу. Камень для него не в качестве подушки, а для защиты. На этом остановимся и перейдем к первому сну (видению) Иакова.
Сон Иакова оказался предметом множества толкований и споров во все времена, сюжет комментировали в том числе философ Филон, раннехристианский ученый Ориген Александрийский, греческий епископ Иреней, Иоанн Златоуст.
Зачастую художники и интерпретаторы рисуют в своем воображении именно спиральную лестницу. Восходящие и нисходящие ангелы могут представлять: циркуляцию жизни, уровни философского опыта, даже отражение изумрудной скрижали Тота Трисмегиста (алхимия); души, нисходящие в тела и исходящие из тел, изменчивую природу человека, общение между небом и землей посредством Христа и пр.
Интересно апокрифическое сказание, сохранившееся на старославянском языке - «Лествица Иакова». Текст входит в состав Палеи (памятник древнерусской литературы, пересказывающий ветхозаветную историю). Текст «Лествицы» первоначально написан на греческом языке, который мог быть переводом с древнееврейского.
В данном апокрифе сон Иакова описан более подробно, вернее, описана сама лестница и ангелы на ней.
Лестница состоит из 12 ступеней, на которой Иаков видит 24 человеческих лица (соответственно, ангелы восходят и нисходят, по два лица на ступень). На самом верху также человеческое лицо, пылающее в огне («из огня иссечено»). Этот лик приводит Иакова в ужас, но голос Божий как бы кроется за этим страшным огненным лицом. Огненный облик связан с явлением Божественной Славы. В книге Еноха (ветхозаветный пророк) встречаем тот же мотив с описанием Божьего Лика, от которого исходит свет и огонь, лик этот также внушает неимоверный страх. Свет Бога настолько ярок, что «ангелы закрывают себя крылами от разящего сияния». (А.Орлов, «Потаенные книги»: иудейская мистика в славянских апокрифах»).
Живший примерно на тысячу лет позже Иакова пророк Иезекииль в своем видении Колесницы также описывает ангелов. В движение Колесницу приводят серафимы (букв. «горящие») - ангелы, напоминающие вспышки огня, непрерывно поднимающиеся и опускающиеся. Также, из 8-й главы книги пророка Иезекииля: «И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени».
Как видно, огонь присутствует не только в «адских» безднах, но и сами ангелы сделаны из огня. По Сведенборгу (ученый Э.Сведенборг, 18 в., Швеция), Бог может является подобно огненному и пламенному солнцу (Э.Сведенброг, «О небесах, мире духов и об аде»), так как благо любви соответствует огню.
Божественный огонь как природа божества встречается не только в иудаизме (опустим сейчас зороастризм, китайскую, индийскую и другие отсылки к мифологии других стран). В 126 главе древнеегипетской Книги мертвых мы находим следующую интересную фразу «О вы, павианы, которые восседают на носу ладьи Ра, которые возносят истину к Великому Богу, которые судят как бедных, так и богатых, которые радуют богов обжигающим дыханием…». Изображение к этой главе - огненное озеро. Если говорить о Древнем Египте, то можно вспомнить солнечное (огненное) Око Ра - богиню Хатхор (в ипостаси Сехмет).
Интересно отметить исламские традиции. В исламе огонь в ином мире принадлежит сфере ада. Также, как и огненные джинны. В сказке «Тысяча и одна ночь» есть интересный момент, где царь джиннов Сахр рассказывает о тварях из огня. Он говорит, что его раса из огня, но они не подобны Иблису (дьяволу), а правоверные. «Что же до шести мужских существ, то это - правоверные джинны». (494-я ночь. Цит. «Тысяча и одна ночь в переводе Салье М. Переиздание М., 1996. Том 8.). Судя по тому, что джинны могут плодиться, а также они являются существами невидимого мира, то можно предположить о существовании таких огненных существ, которые не всегда являются злыми по отношению к человеку.
Возможно, исламская мысль не смогла соотнести огонь и с Богом и с дьяволом, поэтому сияние света, исходящего от Бога показалось наиболее разумным.
Знаменитый психолог Карл Густав Юнг в своих работах исследовал мифологию разных культур для воссоздания архетипов, лестница, по его мнению, играла значительную роль в античных мистериях. В астрологическом символизме лестница состоит из семи планетарных ступеней, на вершине которой - солнце. В процессе инициации (посвящения) неофит (посвящаемый) сливается с Солнцем, коронуется.
Реликвии Иакова
Камень, послуживший подушкой и посох.
Камень, по одной из легенд, был перенесен в Ирландию, затем в Шотландию (камень Скуна). Этот камень - кусок красного известняка, который использовали для коронации шотландских королей. Король Англии Эдуард I захватил эту реликвию и заказал для нее трон. В 1996 году Скунский камень вернули в Шотландию. Впоследствии выяснилось, что камень этот вырезан из местной породы, но легенды просто так не рождаются. И даже если это подделка, то вероятна замена камня при вторжении английского короля в Шотландию. Еще версия о подмене камня в 1950 году - камень был вывезен из аббатства четырьмя шотландскими студентами.
История с посохом более запутанная и имеет несколько версий в толкованиях ветхозаветных текстов. Существует великое множество комментариев к этому Посланию к Еврееям 11:21:
«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего». «Неудобный» синодальный перевод огорчал многих приверженцев христианской веры, так что сейчас скорее можно встретить «Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, оперевшись на свой посох».
Что же это за посох такой? Как известно, в библейских текстах ничего просто так не писалось, поэтому авторы добавили будущим потомкам-толкователям немало хлопот. Вот какие приводятся версии поклонения посоху (без ссылки на источники):
- нет ничего необычного в поклонении перед смертью посоху, на котором были запечатлены важнейшие события его жизни, например , битва с Ангелом;
- Иаков поклонялся не посоху, а Богу, оперевшись на посох;
-Иаков сидел на постели, а посох был не посох, а изголовье кровати, так как «кровать» и «посох» в еврейском языке похожи;
- Иаков был стар, немощен, кроме того, «хромал на бедро», поэтому понятно, что перед смертью он опирался на посох, а поклонился он Богу. Как вот смог, так и поклонился;
- Иаков был пастухом («Бог пас меня всю жизнь»), посох - неотъемлемая часть пастуха, на нем он запечатлевал важные события жизни. Это было поклонение благодарности, поклонение с обожанием искренней тоски и прочее.
Вспомним несколько важных моментов.
Как уже отмечалось в начале статьи, Рахиль выкрала своих родовых идолов - терафимов, которые могли быть обожествленными предками.
Посох, скорее всего, являлся семейной реликвией, передаваемой по наследству. На нем вырезалась семейная история. Семейный посох переходил к первенцу, но согласно Мидрашу (еврейское изложение Святого Писания) посох Иакова перешел к сыну от Рахили Иосифу (которого Иаков любил больше всех (Быт. 37:4).
Также, в Быт 46:1–34: «Прошло более двадцати лет с тех пор, как Иосиф в последний раз видел своего отца. Когда они встретились, они обнялись и довольно долго плакали вместе. Затем его отец заметил: «Теперь умру я, так как я увидел лицо твое, потому что ты все еще жив».
Согласно древнейшему еврейскому писанию Авот (Авот 5:6) накануне Субботы были созданы десять творений: жерло [ведущее в недра] земли, устье колодца, «уста ослицы» (Валаамова ослица), радуга, ман (пища), посох, шамир (червь, про него надо писать отдельную статью), буквы, письмена и Скрижали.
Чудесный посох взял Адам, который передал его Еноху, тот Ною, тот Шему, Шем Аврааму, тот Исааку, а Исаак Иакову. Иаков, скорее всего, передал его любимому сыну Иосифу, затем след посоха теряется во дворце фараона. Есть версия, что тесть Моисея Иофор украл посох, посадил в землю. И потом лишь Моисей сумел этот посох вынуть.
По Мидрашу, на посохе вычерчено магическое четырехбуквенное имя Бога (Тетраграмматон). Если все так и было, то становится ясным, почему при смерти Иаков мог поклониться навершию посоха.
Следы посоха теряются, как и камень.
Реликвии ждут своего часа...
Фотографии сгенерированы нейросетью или заимствованы из открытых источников в интернете.
Все статьи сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.