Церковь Носса-Сеньора-да-Грасса входит в комплекс монастыря Милосердной Богоматери Грасса. Некоторые переводят название как монастырь и церковь Богоматери Благодати. Это один из самых важных памятников религиозной архитектуры в стиле ренессанс эпохи Возрождения в городе Эвора. Красивое здание монастыря стоит на Ларго да Граса. Монастырь, в котором жили монахи августинского ордена, был основан в 1511 году.
Церковь монастыря начала строиться в 1540 году по приказу короля Жоао III. Строительством храма занимался архитектор королевского дома Мигуэл де Арруда. Также в строительстве этого здания принимал участие известный французский скульптор Николау де Шантерен. После запрета в Португалии в 1834 году деятельности религиозных орденов, церковь и монастырь были национализированы и потеряли большую часть своих роскошных ценностей. Многие алтари, изображения и колокола церкви были переданы церкви монастыря св. Франциска, затем приходской церкви св. Петра., а в стенах монастыря расположились казармы. Здание постепенно приходило в упадок. В 1884 году обрушился купол церкви, которые был украшен изразцами с изображениями сцен из жизни святого Августина.
Во второй половине ХХ века монастырь начали восстанавливать, стараясь сохранить черты оригинального здания. С 1910 года монастырь Носса-Сеньора-да-Граса внесен в список памятников национального значения. Фасад храма притягивает внимание своим необычным архитектурным оформлением. По углам фронтона расположены скульптурные глобусы. А под ними находятся четыре гранитных фигуры с факелами.
В XV веке, когда португальские короли стали жить в городе на все более регулярной основе, начался золотой век Эворы. В то время повсюду возникали королевские дворцы и монастыри, один из которых монастырь Лоюш с церковью св. Иоанна Крестителя. Именно в эту церковь мы сейчас и направимся. Монастырь Лоюш построен в 1485-1491 годах на месте, где раньше стоял мавританский замок, разрушенный в 1384 году после сильного пожара. Строительством этого монастыря по распоряжению короля Жуана II руководил первый граф Оливенса, Родриго де Мело, губернатор Танжера и опекун короля Афонсу V. В 1755 году после Лиссабонского землетрясения здание сильно пострадало, но позднее было отреставрировано. Сегодня часть помещений бывшего монастыря отдана под поузаду (вид отеля) и ресторан.
Примыкающая к будущему монастырю церковь св. Иоанна Крестителя строилась по инициативе того же самого Родриго де Мелу как пантеон этой знатной семьи, ветви семейства герцогов Кадаваль. В 1491 году, когда работы по созданию монастыря были практически завершены, состоялось освящение храма. Портал, датируемый последней третью XV века, создан в стиле пламенеющей готики. Портал состоит из пяти архивольт на колоннах с капителями растительного декора. Рядом с порталом под готическим навесом находится изображение герба семьи Мело. Надпись рядом с гербом провозглашает дату основания церкви.
Широкий одинарный неф состоит из пяти секций с ребристым обрамлением и с геральдическими крышками. Арки разделяются сплошными ребристыми краями, переходящими в тонкие растительные капители (венчающая часть колонны). В первой секции помещается верхний хор и нартекс (притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне храмов). Неф с ребристым сводом выложен прекрасной коллекцией плиток азулежу (1711 год) великого лиссабонского мастера Антонио де Оливейра Бернардес. Панели с естественными, выразительными фигурами и большими сценами являются одним из самых монументальных произведений ремесленника. На панелях изображены сцены из жизни патриарха Венеции, св. Лаврентия Джустиниани, патриарха и основателя Ордена св. Элигия. Кстати, Элигий - это искаженная форма португальского имени Лоюш. За этими панелями следует триумфальная арка с тремя архивольтами, снаружи облицованная плиткой азулежу и являющаяся продолжением боковых стен нефа. Через арку открывается доступ в главную часовню.
Слева в нефе во второй секции находится трибуна начала XVIII века с балюстрадой, образующая деревянный навес, поддерживаемый четырьмя пилястрами. Этот навес украшен позолоченным деревом; здесь же можно увидеть герб семьи Мело. Кафедра на стороне нефа, прилегающего к дворцу Кадаваль, была построена в XVII века по просьбе Нуно Альвареша Перейра де Мелу, 1-го герцога де Кадаваль.
Подземелье церкви содержит множество могил разных поколений герцогов Кадаваль и их предков с XV века и склеп с захоронениями, приписываемыми монахам Ордена Святого Элигия. Часовня Святого Причастия украшена позолоченным алтарем, датируемым XVIII веком. Главный алтарь церкви был построен в 1630 году и украшен резным золоченым алтарем в стиле маньеризма переходного периода от эпохи Возрождения к барокко. На полу находятся два оригинальных гравированных мраморных надгробия. Посмотреть внутренне убранство церкви можно по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/6704f5b837bc38198a4bf8b0.
В центре алтаря резная трибуна с пирамидальным троном для экспозиции Святого Причастия. Статуи изображают св. Иоанна Богослова и св. Лаврентия Джустиниани, основателя ордена св. Элигия. Стены облицованы разноцветной гобеленовой плиткой XVII века в стиле азулежу. В часовне Богоматери Розария на позолоченном резном алтаре находятся картины Хосефы де Обидуш. В центре алтаря скульптура XVII века, изображающая Богоматерь Розария.
В ризнице можно увидеть то, что осталось от фрески начала XVII века, приписываемой Иосифу Эскобару, с изображением Голгофы в окружении ангелов, обнаруженной во время недавней реставрации церкви. На боковых стенах картины XVIII века. В оригинальной ризнице, сейчас это Комната восковых фигур, вы можете увидеть часть римской стены с редкой в Португалии скульптурой св. Аполлонии, покровительницы дантистов, выполненной в стиле барокко.
Часовню св. Нуно приказала возвести герцогиня Кадаваль в память о своем сыне Нуно Альварес Перейра де Мелло, девятом герцоге Кадаваль. Плитка азулежу в церкви встречается в каждом закоулке. Еще одно захоронение, но кому принадлежит - непонятно. Дворец герцогов Кадаваль расположен рядом с монастырем Лоюш и церковью, напротив римского храма Эвора. Он принадлежит к семейству герцогов Кадавальских, и сегодня он имеет гармоничное сочетание архитектурных элементов: мавританский (мудехар), готический и мануэлино. Дворец с фасадом XVII века частично состоит из старого мавританского замка, сгоревшего в 1384 году. Сегодня в нем возвышается башня под названием Башня пяти щитов. Этот дворец использовался губернатором города Эвора и время от времени служил королевской резиденцией.
В заключение ещё мои фотографии из церкви и монастыря. Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.