В Европе есть пять государств, которые не имеют ни одного аэропорта. Более того, некоторые из них по площади меньше любой современной воздушной гавани.
Невероятно, но существуют страны (причем не затерянные в океанах на крошечных островах-атоллах), которые в силу разных ― объективных и не очень ― причин сделали выбор и предпочли остаться в XXI веке без аэропортов на своей территории. Одни ссылаются на то, что слишком малы и плотно заселены, вторые ― что их географические особенности не позволяют построить более-менее полноценные взлетно-посадочные полосы и пассажирские терминалы. Поэтому в плане авиасообщения и те, и другие смирились с тем, что целиком и полностью зависят от «соседей».
Обоснование вполне реальное, только на планете есть и противоположные примеры, когда до «соседей» настолько далеко, что приходится выкручиваться самим. Вот и появляются ВПП, буквально втиснутые в рельеф, когда с одной стороны высоченные горы впритирку, а с другой ― глубокая пропасть. И ничего, летают!
Начнем со стран, которые никогда не имели собственных аэропортов.
Города-государства Ватикан и Монако
Две страны, два города-государства, в которых аэропорты отсутствуют, ― это Ватикан, расположенный внутри территории Рима в Италии, и Монако на южном побережье Франции. Чтобы построить там авиационную инфраструктуру, потребовалось бы снести многие здания и даже разрушить набережную Монако.
Ватикан
Население Ватикана составляет всего 800 человек, а его площадь равна всего 0,44 кв. километра. Для сравнения, аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке занимает территорию 21 кв. км, включая 3,5 кв. км в районе Центрального терминала. Даже площадь совсем компактного аэропорта Лондон-Сити в центре британской столицы превышает 0,6 кв. км.
Территории Ватикана ― 965 на 804 метра ― недостаточно даже для того, чтобы вписать внутрь взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 км. Ближайшие к Ватикану аэропорты находятся в Риме: Чампино и Фьюмичино имени Леонардо да Винчи.
Европейские страны без аэропортов: Ватикан, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Андорра
Монако
Монако ― вторая с конца страна мира по размеру после Ватикана. В Монако проживает 38 000 человек на площади 2 кв. км. По сути, вся страна умещается на территории половины небольшого города, другая его часть принадлежит Франции. Люди, путешествующие в Монако, обычно пользуются французским аэропортом Ницца на Лазурном берегу.
Горные микрогосударства
Отсутствуют аэропорты и еще в трех странах Европы ― в Лихтенштейне, Сан-Марино и Андорре. Они не только маленькие, но и гористые. Хотя в Лихтенштейне равнинные участки имеются, и при желании можно было бы позволить себе собственную ВПП.
Сан-Марино
Территория Сан-Марино действительно покрыта холмами, а признанными воротами в страну является прибрежный итальянский город Римини и его международный аэропорт имени Федерико Феллини. До него всего 16 км. С железнодорожного вокзала Римини в Сан-Марино регулярно ходят автобусы.
У Сан-Марино есть брат-близнец. Это греческий остров Скиатос в Эгейском море. Так вот там есть аэропорт, греки вполне справляются.
Лихтенштейн
Княжество Лихтенштейн ― еще одна любопытная крошечная страна, расположенная между Австрией и Швейцарией в Европейских Альпах на правом берегу реки Рейн. Тесные отношения со Швейцарией объясняются тем, что именно Швейцария отвечает за оборону княжества и другие важные вопросы. Интересно, что Лихтенштейн является единственным полноправным членом Организации Объединенных Наций, не подписавшим Чикагскую Конвенцию 1944 года о международной гражданской авиации. За Лихтенштейн подпись под документом поставили швейцарцы.
К аэропортам, расположенным рядом с Лихтенштейном, относятся небольшой швейцарский аэропорт Санкт–Галлен в Альтенрхайне, обслуживающий только внутренние рейсы, и немецкий Фридрихсхафен на берегу Боденского озера.
Расстояние до международного аэропорт Цюриха составляет около 75 км.
Андорра
Княжество Андорра ― крупнейшее из европейских микрогосударств, не имеющих своего аэропорта. На территории 468 квадратных километров проживает 77 000 населения. Страна расположена в самом сердце Пиренеев, между Францией и Испанией, и это решающее обстоятельство ― все попытки построить там аэропорт признали нецелесообразными.
Местная торговая палата не раз объявляла о «трехуровневом плане развития», который включает железнодорожное сообщение, развитие внутренней инфраструктуры и появление национального аэропорта. Было проведено множество технико-экономических изысканий и экспертиз, но аэронавигационное управление Андорры (AAA) сделало вывод, что «многочисленные ограничения и безопасность проекта вызывают сомнения». Таким образом на этом вопросе фактически поставлен крест и жирная точка. По крайней мере, на данный момент.
Однако формально Андорра все же имеет «свой» аэропорт. Это Андорра-ла-Сео-де-Уржел в 30–40 минутах езды от столицы и главного города Андорра-ла-Велья. Правда расположен он по другую сторону границы с Испанией. Эта воздушная гавань является базой для «виртуальной» авиакомпании Andorra Airlines ― у нее нет самолетов и не на чем летать.
Андорру ежегодно посещает более восьми миллионов человек. Основные аэропорты, из которых люди попадают в Андорру, расположены в испанских Барселоне и Жироне и французской Тулузе. Чтобы добраться до курортов страны из Барселоны или Тулузы, требуется примерно два с половиной часа езды ― не очень-то подходящий вариант для туристов, рассчитывающих на короткую поездку.
Ситуацию может улучшить появление «воздушного такси» на базе электрических самолетов с вертикальным взлетом EVTOL, но процесс их создания и сертификации может продлиться значительное время.
Страны, в которых достаточно территории, но все равно нет действующих аэропортов
В Палестине есть четыре аэропорта ― два в секторе Газа и два на Западном берегу реки Иордан, но ни один из них не функционирует. Причины понятны ― война и политика.
Аналогичным образом, в непризнанном государстве Приднестровье есть аэропорт Тирасполь, но он не обслуживает гражданские регулярные рейсы.
В ноябре 1998 года президент США Билл Клинтон приземлился в секторе Газа и вместе с главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом перерезал ленточку и официально открыл аэропорт
В Южной Осетии также нет аэропорта. Раньше пассажиры пользовались грузинской столицей Тбилиси, но после выхода из состава Грузии в 1992 году ближайшим аэропортом для них стал международный аэропорт Владикавказа в Северной Осетии.
А вот в Абхазии свой аэропорт есть. Вернее то, что осталось от аэропорта Сухуми. В 1993 году он был закрыт, регулярные рейсы с тех пор больше не выполнялись. На летном поле застряли несколько брошенных самолетов: два Ту-154, один Ту-134 и, говорят, личный Як-40 Эдуарда Шеварднадзе, но «Тушки» впоследствии разрезали на металлолом. Во время конфликта с Грузией территория, в том числе взлетно-посадочная полоса, была заминирована.
Согласно плану реконструкции аэропорта Сухуми, заново построят ВПП длиной 3 100 м и шириной 45 м, рулежные дорожки, установят все необходимое оборудование для приема современных российских и иностранных самолетов. СМИ сообщали, что обновленный аэропорт должен начать обслуживать регулярные рейсы не позже 31 марта 2025 года. Ждать, кажется, осталось недолго.
Ну и в этой связи нельзя не вспомнить об 11 временно закрытых аэропортах на юге России: в Краснодаре, Анапе, Геленджике, Ростове-на-Дону, Брянске, Воронеже, Белгороде, Курске, Липецке, Симферополе и Элисте.
Несмотря на увеличение объемов перевозки по железной дороге, добраться до некоторых из них из центра России невероятно сложно. Так, чтобы попасть из Москвы или Санкт-Петербурга в Анапу, нужно сначала долететь до Сочи, потратив на это 4 часа вместо привычных 2,5, а затем пересесть на «Ласточку». Время в пути в сидячем вагоне ― 8 часов!
Теперь, наконец, пришла очередь других примеров. В отдельных районах этих стран тоже практически нет места для полноценных аэропортов, да и рельеф не помогает пилотам сажать самолеты с пассажирами. Однако, построили и летают.
Куршевель, Франция
Аэропорт Куршевель во Франции, обслуживающий знаменитый курорт, находится в горах на высоте 2 000 метров над уровнем моря. У него экстремально короткая ВПП ― всего 525 метров, окруженная пиками французских Альп. Посадка по приборам здесь невозможна ― их просто нет, поэтому в тумане и в темное время суток полеты прекращаются.
Каждый раз пилоты решают непростую задачу посадить самолет с первой попытки.
Лукла, Непал
Непальский аэропорт Лукла на высоте более 2 750 метров над уровнем моря ― главная воздушная гавань для всех, кто приехал покорять Эверест. Он расположен в непосредственной близости от высочайшей горы мира. Местность вокруг аэропорта и короткая взлетно-посадочная полоса превращают каждое приземление в аттракцион «американские горки».
У пилотов здесь нет права на ошибку: взлетно-посадочная полоса длиной всего 488 метров упирается в горную стену, а на другом ее конце ― 600-метровый обрыв.
Паро, Бутан
Международный аэропорт Паро в Бутане имеет асфальтированную ВПП. Собственно, на этом его «прелести» заканчиваются. Во время посадки горы высотой 5 500 метров и другие природные декорации закрывают пилотам визуальный контакт с полосой, а радиолокационных систем здесь нет. Летчики лавируют между естественными препятствиями полностью в ручном режиме, полагаясь лишь на собственный опыт и знание местных ориентиров.
Остров Мадейра, Португалия
Аэропорт имени Криштиану Роналду в городе Фуншал на португальском остров Мадейра с первого взгляда не выглядит опасным, смущает только близость океана.
ВПП в Фуншале направлена параллельно береговой линии, и любой самолет, совершающий посадку или взлет, подвергается резким порывам бокового ветра.
Еще одна опасность ― горы в непосредственной близости от аэропорта, а значит, почти гарантированная турбулентность. Перед заходом на посадку пилоты сначала направляют самолет прямиком на гору, и только в самый последний момент резко меняют направление полета в сторону ВПП.
Остров Саба, Карибы
Международный аэропорт Хуанчо-Ираускин на острове Саба прославился тем, что имеет самую короткую взлетно-посадочную полосу в мире. Ее длина составляет всего 396 метров. Какие-либо зоны безопасности отсутствуют, так как с трех сторон полосу омывает океан.
Пилотам, выполняющим рейсы на остров Саба, вдобавок каждый раз приходится справляться с сильными боковыми ветрами, дующими с моря.
Посадка в Сабе требует максимально торможения, как только колеса самолета коснутся бетона. Ну а взлет летчики и вовсе прозвали «взлетом с авианосца». Разгон самолета начинается только после того, как двигатели достигнут максимального режима тяги, а до тех пор машина удерживается на месте тормозами.
При этом с 1963 года здесь за все время не было зарегистрировано ни одного инцидента.
-----------------------------------
Если посмотреть внимательно, то окажется, что мест на планете, где катастрофически не хватает площадей и «правильного» удобного рельефа для нормальных гражданских аэродромов, достаточно. Тем не менее, все, кому очень нужно поддерживать быструю и комфортную связь с миром, находят решения, строят и летают.
В качестве примеров: Трабзон (Турция), Берген (Норвегия), Ницца (Франция), Ираклион (остров Крит, Греция), Сплит (Хорватия), Тиват (Черногория) и многие другие.
Даже Инсбрук в австрийском Тироле можно добавить в этот список из-за сложного захода на посадку. Снижение происходит по узкой долине между горами высотой 3 000 метров ― это значительно выше высоты полета. Каких-либо систем захода на посадку тут нет, длина полосы всего 2 км ( в Шереметьево ― 3,5), а пик сезона приходится на зиму.