Найти в Дзене
Литрес

Как в разные времена выбирали имя: древние культуры, христианство, советские «красные крестины», пострижение в монахи

Оглавление

Сегодня выбор имени ребенка – личное решение родителей. В 2024 году самыми популярными именами для девочек в России стали Ева, София, Анна, Виктория и Мария. Мальчиков чаще всего называют Михаил, Александр, Артем, Тимофей и Матвей. Законом запрещены имена с использованием цифр, числительных. Поэтому в России не появится Экс Эш Эй-Твелв (X Æ A-12) – имя сына Илона Маска.

Выбор имени для ребенка всегда был важным и значимым процессом в разных культурах и исторических эпохах. Имя часто определяло статус, принадлежность к роду, духовные и культурные ценности.

В этой статье мы рассмотрим, как этот процесс отличался в разные времена и общества.

В древних культурах выбор имени нередко был связан с религией, мифологией и символизмом.

Например, в Древнем Египте имена выбирались в честь богов или по его значению. Например, имя Рамзес означало «рожденный Ра». Считалось, что имя ребенка должно связать его с божественными силами и защитить его в жизни.

В Средние века имя ребенка нередко отражало его социальное положение и религиозные убеждения. Например, в христианской Европе выбирали имена в честь святых или библейских персонажей, чтобы подчеркнуть религиозную связь и тем самым защитить ребенка. Имя могло быть выбрано в день его рождения, связанный с днем памяти святого, или в день крещения.

У славян имена имели особое значение и нередко выражали пожелание здоровья, силы или благополучия. Например, имя Владимир означает «владеющий миром», а имя Любомир – «любящий мир».

После принятия христианства появился важнейший обряд – крещение. Ребенок или взрослый принимается в лоно Церкви, и имя, данное в этот момент, символизировало рождение нового христианина. Традиционно крещение проводилось на сороковой день после рождения ребенка, когда у многих младенцев уже было неформальное, «домашнее» имя. В случае если имя было выбрано по святцам (календарь с именами святых), оно могло совпадать с именем, данным при крещении. Если же имя имело языческие корни или было обереговым, священник мог предложить другое – более подходящее с точки зрения церкви.

Это соответствовало представлению о том, что правильное имя не только важно для спасения души, но и оказывает духовную защиту. Имя святого, которого ребенок получал при крещении, связывало его с защитником и покровителем на всю жизнь. Родители и крестные стремились выбрать имя по святцам на день рождения или ближайший день, связанный с важными святыми.

Обряд «красных крестин»

С приходом советской власти традиции, связанные с религиозным крещением и именами, были заменены на идеологические обряды, такие как «красные крестины», которые символизировали отказ от церковных традиций и внедрение новых, соответствующих коммунистическим ценностям.

-2

Первый зафиксированный случай «красных крестин» описан в статье Евгении Бондаренко. Он состоялся в 1921 году в деревне Пильмасозеро. Советские власти заменяли традиционные христианские имена, которые считались «проклятым наследием», на имена, связанные с идеалами коммунизма. Так, например, мальчика по имени Миша назвали Будимиром, а девочку Машу – Розарией. Это подчеркивало разрыв с церковной традицией и переход к новым атеистическим ценностям. В ритуале также присутствовали элементы, напоминающие религиозные шествия, такие как круговой марш под красными флагами, что символизировало новый «светский» крестный ход.

В шестидесятые годы ритуал «красных крестин» был возрожден с новыми элементами. Например, во время церемонии исполнялся «Интернационал», а также звучали лекции, осуждающие традиционные религиозные крещения и подчеркивающие преимущества советской медицины и науки.

-3

Вместо крещения святой водой ребенка «осеняли» Красным знаменем, что символизировало принятие в ряды будущих строителей коммунизма.

Советские имена и «Красные святцы»

Одним из центральных элементов советского ритуала имянаречения стало использование «Красных святцев», где были собраны имена, отражающие достижения эпохи, исторические события или идеологических деятелей. В такие святцы входили следующие имена:

  • Нинель (Ленин, прочитанный наоборот),
  • Вил (Владимир Ильич Ленин),
  • Мюд (Международный Юношеский День),
  • Тракторина – в честь первого трактора,
  • Кукуцаполи (Кукуруза – царица полей),
  • Пячегод (Пятилетка за 4 года).

Эти имена призваны были символизировать эпоху и подчеркивать приверженность родителей идеям коммунизма. Выбор имени иногда даже принимался коллективно, например, на заводе, где работали родители ребенка.

Пострижение в монахи

Процесс пострига подразумевает, что человек полностью отказывается от своей предыдущей жизни, включая свою светскую идентичность и имя. Имя, которое дается монаху во время пострижения, выбирает не он сам, а церковь. Это имя становится символом его новой духовной жизни. Монах узнает его только в момент обряда, что подчеркивает примирение и полную отдачу себя воле Божьей.

-4

С этого момента он осознает себя как нового человека, отделенного от своей прежней жизни и полностью погруженного в служение Богу. Поэтому смена имени – необходимый обряд.

Предсмертная смена имени

Интересной частью русской духовной традиции стало так называемое «второе крещение» или предсмертный постриг, заимствованное из Византии. Этот ритуал, при котором человек принимает монашеский обет перед смертью, был широко распространен среди русских князей и царей. Предсмертный постриг считался способом очистить душу от грехов перед смертью и облегчить переход в загробную жизнь. Полученное при этом новое имя символизировало новое духовное состояние и часто имело сакральное значение.

Одним из первых представителей русской знати, принявших предсмертный постриг, был Александр Невский, который получил монашеское имя Алексей.

-5

Этот обряд служил не только духовным очищением, но и символизировал связь с монашеским орденом, которому принадлежал будущий праведник.

В истории русской государственности предсмертный постриг практиковали многие правители:

  • Иван Грозный принял имя Иона, оставив за собой кровавую и противоречивую репутацию. Этот акт покаяния и «второго крещения» был способом поиска прощения за грехи, накопленные за годы правления.
  • Борис Годунов, стремясь очиститься перед смертью, стал монахом под именем Боголеп.

Многочисленные князья и бояре также прибегали к постригу в последние дни своей жизни. Например, Семен Гордый, внук Александра Невского, был крещен под именем Созонт, однако в жизни использовал имя Семен, которое было более распространенным.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-6