На прошлой неделе Союз театральных деятелей РФ провел в Москве конференцию «Пути и перспективы развития премии и фестиваля «Золотая маска».
Предметом обсуждения стали новые правила премии «Золотая маска», которой в этом году исполнилось тридцать лет. С приветственным словом выступила министр культуры РФ Ольга Любимова. «Мне кажется, что в первую очередь критерием «Золотой маски» должны быть честность, объективность и полное ощущение у каждого, кто работает в российских театрах, что есть возможность получить эту премию», — отметила министр.
В чем состоит суть реорганизации национальной театральной премии, «Культуре» рассказал вице-президент «Золотой маски», директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
— Кирилл Игоревич, не могли бы вы объяснить тем, кто ходит в театр как зритель, почему возникла необходимость пересматривать правила главной театральной премии нашей страны.
— Жизнь в стране круто изменилась, мы с вами это знаем, и национальная премия тоже должна меняться и соответствовать тем задачам, которые стоят перед страной. Не может быть страна без идеологии. В любой стране, и в США, и Германии, есть идеология государства. И национальная премия «Золотая маска» — это некий золотой стандарт театрального творчества, который мы объявляем на всю страну, говорим, что вот этот спектакль, работа этого режиссера является неким эталоном в театральном искусстве. В последние годы «Золотая маска» перестала быть золотым стандартом, это мое личное мнение.
Почему нужно было так упорно навязывать, что только театральные критики должны быть в экспертном совете. Почему, с какой радости? Почему критики решили, что они будут режиссеру, творцу диктовать, что ставить, как ставить, с каким направлением и какие смыслы в это вкладывать? Когда они стали использовать свое личное мнение как инструментарий «Золотой маски», национальная премия превратилась в узконаправленный междусобойчик.
Все директора театров знали, что нужно, чтобы быть замеченным на «Золотой маске». Обязательно взять провокационный материал, показать, что система власти в России со времен Чехова и Толстого отвратительна и преступна, и сегодня так же. Если ты это делаешь, ты куда-то проходишь. И совершенно не замечались другие направления в театральном творчестве.
Эта ситуация привела к огромным многомиллионным долгам «Золотой маски», выходу из состава учредителей Министерства культуры и отказу Минкультуры и Сбербанка финансово ее поддерживать. А финансирование только Министерством культуры в прежние годы доходило до 250 миллионов рублей. Порядка 100 миллионов давал Сбербанк, и в последние годы, когда появился Президентский фонд культурных инициатив, «Золотая маска» получала и от него на различные программы от 50 до 80 миллионов.
— Как сейчас будет финансироваться «Золотая маска»?
— Уже с прошлого года, со сменой руководства (в декабре 2023 года председателем Союза театральных деятелей и президентом «Золотой маски» стал Владимир Машков. — «Культура»), премию снова поддержал Президентский фонд культурных инициатив, вернулся Сбербанк в тех же объемах, благодаря этому удалось провести подведение итогов премии, потому что на момент перевыборов руководства СТД кроме 20 миллионов долгов не было ничего. Министерство культуры тоже вернется и будет субсидировать национальную премию.
— В чем заключается новый подход к формированию экспертного совета?
— В него будут входить и критики, и актеры, и режиссеры, и продюсеры, и менеджеры, которые занимаются театром и тоже могут оценивать работу. По такому же принципу будет формироваться жюри.
Я же не говорю, что критиков нужно убрать с театрального поля. Ни в коем случае, это нужная специальность. Но я всегда говорил и нажил себе массу врагов: «Без театральной критики мы как-нибудь проживем, а без зрителя — нет». Поэтому для меня главный критерий — зрительский успех, а не то, что какая-нибудь критикесса напишет. Или блогер с крошечной аудиторией. Аудитория у нас каждый вечер собирается в театре.
Спектакль «Война и мир», когда мы его показали для пап и мам и студентов, взорвал все социальные сети, и дальше было неважно, что скажет критика. То же самое происходило и с «Дядей Ваней», и с бутусовским «Бегом». Сегодня кассовый успех формирует публика. Если у тебя нет кассового успеха, победа этого спектакля на каком-либо конкурсе не поможет.
— Среди главных изменений — новый принцип награждения победителей. «Маски» предполагается вручать не профессионалам — актерам, режиссерам, сценографам, — а театрам.
— Мы хотим сместить акцент и вернуть, если так можно сказать, премию театральному сообществу. Поменьше парада самомнений и амбиций. Национальная премия не должна ссорить людей внутри театра. Когда актера первого состава заметили, а актера второго состава ни жюри, ни эксперты не оценили, просто потому, что нельзя отсмотреть все составы, это вызывает недовольство. Поэтому мы будем оценивать коллективную работу театров.
— То есть частных номинаций вообще не останется? Только премии за лучший спектакль в каждом жанре?
— Вот этого я не могу вам сказать. На конференции «Пути развития и сохранения премии «Золотая маска» было высказано много различных предложений, сейчас они все будут оформлены, структурированы и направлены всем членам секретариата Союза театральных деятелей. Потом у нас будет внутреннее обсуждение, затем публичное, на заседании, которое пройдет 8 ноября. И только после этого заседания появится новый документ, новое положение о «Золотой маске». И вот тогда я с вами готов повторно встретиться, высказать свою позицию, позицию союза и прокомментировать разные мнения, которые были высказаны.
Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»