Найти тему
Мужские Мысли

Мистическая симфония ночного неба: «Звёздная ночь над Роной» Винсента Ван Гога

Оглавление

Когда мы говорим о Винсенте Ван Гоге, на ум сразу приходят его знаменитые подсолнухи, пшеничные поля и, конечно же, звёздное небо. Одна из самых знаменитых его работ — «Звёздная ночь над Роной» — была создана в 1888 году, когда художник жил в Арле, небольшом городке на юге Франции.

Винсент Ван Гог. «Звёздная ночь над Роной» (1888). Холст, масло. 72,5 х 92 см. Музей д'Орсе, Париж.
Винсент Ван Гог. «Звёздная ночь над Роной» (1888). Холст, масло. 72,5 х 92 см. Музей д'Орсе, Париж.

На картине изображено место на берегу реки Роны, в двух минутах ходьбы от жёлтого дома на площади Ламартен, который Ван Гог арендовал некоторое время. Ночное небо и эффекты звёздного света и света фонарей создают неповторимую атмосферу мистической симфонии.

Ван Гог был мастером передачи света и цвета, и «Звёздная ночь над Роной» — яркое тому подтверждение. Художник использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы передать красоту ночного неба. Жёлтые и оранжевые звёзды сияют на фоне тёмного неба, создавая ощущение тепла и уюта. А яркие полосы света от фонарей придают картине динамику и движение.

В своей картине «Звёздная ночь над Роной» Ван Гог запечатлел прекрасный вид на набережную, которая находится на изгибе реки. Она расположена на восточном берегу, а напротив неё — западный берег.

Река Рона берёт своё начало на севере, в Арле, и здесь, в районе восточной набережной, она поворачивает направо, окружая скалистый выступ, на котором находится центр города.

В письме к своему брату Тео Ван Гог подробно описал идею и композицию картины: «На холсте я изобразил ночное звёздное небо, освещённое газовыми фонарями. Небо — ярко-синее, вода — голубая, земля — розовато-лиловая. Город — синий и фиолетовый. Газ светится жёлтым, а его отражение — ярко-золотое, плавно переходящее в зелёно-бронзовое. На ярко-синем небе Большая Медведица сверкает зелёным и розовым, её бледная скромность контрастирует с грубым золотым цветом фонарей. На переднем плане — две разноцветные фигуры влюблённых».

Ван Гог работал над картиной в технике алла прима, то есть без предварительного наброска. Эскизы, сделанные в то время, вероятно, основывались на первоначальной композиции.

Ван Гога привлекала возможность рисовать на пленэре ночью. Удачное расположение позволило ему передать момент, когда яркий свет фонарей Арля превращается в холодное мерцание вод Роны. На переднем плане изображена пара, прогуливающаяся вдоль берега реки.

Для художника было важно передать цвет. Даже в письмах к брату он часто описывал предметы с помощью различных цветов. Ночной пейзаж в работах Ван Гога, включая «Звёздную ночь над Роной», подчёркивает его внимание к передаче сверкающих оттенков ночного неба и искусственного освещения, которое было новинкой в то время.

В феврале 1888 года Ван Гог последовал совету Тулуза-Лотрека и переехал в Арль. За плечами у него были два года жизни в Париже и более двух тысяч работ, ни одна из которых не нашла своего покупателя. От полного отчаяния его спасала только поддержка брата Тео, близкого друга, советчика и главного адресата его писем.

Однако здесь, на юге Франции, вдали от столичной суеты, всё изменилось. Измученная душа Винсента хотя бы ненадолго обрела покой и гармонию.

Арль казался художнику райским уголком, местом грёз, страной Утопией. Цветущие сады и старинные парки города, незабываемые поездки к морю, залитые солнцем окрестные поля и, конечно же, пленительные южные ночи — всё это наполняло его душу радостью.

«Я часто думаю, что ночь более оживлена и более богата красками, чем день», — писал Винсент брату. Во время долгих ночных прогулок всё, что казалось ушедшим, разрушенным, навсегда забытым, вновь оживало с прежней силой. Казалось, что никогда не вернуть годы, отданные служению Богу, когда будущий художник читал Библию рабочим, делился с ними своей одеждой и деньгами. Казалось, что никогда не воскресить и того страстного, почти религиозного пыла, с которым он, порвав с семьёй, без оглядки отдался занятиям живописью. Казалось, что всё ушло.
Но звёздное небо над Арлем напомнило Винсенту о чём-то важном. И вдруг стало ясно, что мистическое отношение к искусству никогда не покидало его сердце, оно лишь до времени скрывалось от ударов судьбы в самых сокровенных уголках души, чтобы вновь вырваться наружу.
«Временами я испытываю страшную потребность — как бы это сказать — в религии, — писал он брату. — Тогда я выхожу ночью писать звёзды».

Но как писать в темноте? Винсент был непреклонен и верен себе: он не собирался, подобно своим товарищам по цеху, творить по памяти или создавать картины в воображении. Ему нужна была натура, настоящие звёзды и настоящее небо. И тогда он прикреплял к своей соломенной шляпе свечу, брал кисти и краски и отправлялся на берега Роны писать ночные пейзажи.

Интересно, что «Звёздная ночь над Роной» имеет несколько вариантов. Одна из самых известных копий находится в музее Ван Гога в Амстердаме. Также существует версия, что художник создал несколько вариантов картины, чтобы подарить их друзьям и близким.

Картина «Звёздная ночь над Роной» роднит Ван Гога с другими его работами, где также присутствует мистическая атмосфера ночного неба. Это и «Звёздная ночь», созданная в 1889 году, и «Звёздное небо над Роной», написанная в 1888 году. В этих работах Ван Гог создаёт неповторимый образ ночного неба, который завораживает и притягивает взгляд.

«Звёздная ночь над Роной» — это картина, написанная художником Винсентом Ван Гогом, на которой изображен ночной Арль. Сегодня она хранится в музее д’Орсе в Париже.

«Мне бы хотелось создавать образы мужчин и женщин, которые словно существуют вне времени и пространства.
Что может быть лучше для олицетворения вечности, чем ночь и звёздное небо? На картине маленькие фигурки мужчины и женщины, расположенные в углу, словно растворяются в ночном городе. Над ними сияют семь звёзд Большой Медведицы, словно семь маленьких солнц, освещающих глубины ночного неба.
Звёзды кажутся такими далёкими, но в то же время близкими. Они словно часть вечности, ведь они всегда были здесь, в отличие от городских фонарей, которые проливают свой искусственный свет на тёмные воды Роны.
Течение реки медленно, но неумолимо уносит городские огни вдаль. Две лодки у причала словно приглашают отправиться в путешествие, но люди не замечают этих земных знаков, их лица устремлены к звёздам».

Ночная живопись Ван Гога, в том числе «Звёздная ночь над Роной», демонстрирует его особое внимание к передаче сверкающих оттенков ночного неба и искусственного освещения, которое было в новинку в то время.

2 октября 1888 года Ван Гог отправил эскиз этой картины своему другу Эжену Бошу. Впервые она была представлена на выставке в 1889 году на Салоне Независимых художников в Париже. Вместе с этой картиной там была показана и другая работа Ван Гога — «Ирисы», на выставке которой настоял его брат Тео.

«Звёздная ночь над Роной» — это не просто картина, это настоящее произведение искусства, которое заставляет нас задуматься о вечном и бесконечном. Мистическая симфония ночного неба, созданная Ван Гогом, продолжает вдохновлять художников и ценителей искусства по всему миру.

О нём

Винсент Виллем ван Гог (нидерл. и фр. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский живописец и график, одна из ключевых фигур постимпрессионизма, чье творчество оказало значительное влияние на живопись XX века.

Винсент Виллем ван Гог  (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский художник и график, один из ключевых представителей постимпрессионизма. Его творчество оказало значительное влияние на живопись XX века. 
За десять лет жизни он создал более 2100 произведений, среди которых около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно. При жизни его работы были почти не замечены критиками.
Винсент Виллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский художник и график, один из ключевых представителей постимпрессионизма. Его творчество оказало значительное влияние на живопись XX века. За десять лет жизни он создал более 2100 произведений, среди которых около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно. При жизни его работы были почти не замечены критиками.

За свою недолгую жизнь он создал более 2100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни он был практически не замечен критиками.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, на свет появился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Также у него были брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862).

В кругу семьи Винсент был своенравным, трудным и нудным ребёнком со «странными манерами», за что его часто наказывали. Вне семьи он проявлял себя как тихий, серьёзный и задумчивый человек, почти не игравший с другими детьми. Односельчане, напротив, считали его добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком.

В 1864 году он уехал в школу-интернат в Зевенберген, расположенный в 20 километрах от его родного дома. В 1866 году начал обучение в колледже Виллема II в Тилбурге, где ему хорошо давались языки и рисование. В 1868 году он вернулся домой. О своем детстве он вспоминал: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»

В июле 1869 года он устроился в гаагский филиал Goupil & Cie, где получил обучение в качестве продавца. В 1873 году он перевелся в лондонский филиал, где познакомился с Урсулой Лойер и ее дочерью Евгенией, в которую был влюблен. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал его, и он обратился к Библии.

В 1874 году он переехал в парижский филиал, но вскоре вернулся в Лондон. В 1875 году он вернулся в Париж, где начал заниматься живописью. В 1876 году его уволили из фирмы за плохую работу.

В том же году он вернулся в Англию, где работал учителем в интернате в Рэмсгейте и Айзлворте. В 1877 году он уехал в Амстердам, где готовился к поступлению на теологическое отделение университета. В 1878 году он прошел трехмесячный курс проповеди в Протестантской миссионерской школе в Лакене под Брюсселем. В декабре того же года он стал миссионером в поселке Патюраж, где проповедовал, обучал детей и рисовал карты Палестины.

В 1880 году он начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, но бросил их через год. В 1883 году он переехал в Гаагу, где познакомился с уличной женщиной Христин и начал рисовать портреты. В 1884 году он уехал в Дренте, где создал серию пейзажей. В 1886 году он переехал в Арль, где создал серию картин на библейские темы.

Ранние работы ван Гога можно отнести к реализму, однако его манера исполнения и техника реалистичны лишь с некоторыми оговорками. Человеческую фигуру он трактовал как неотъемлемую часть природы. В 1890 году он уехал в Овер-сюр-Уаз, где умер от пострельной раны.

Материалы по теме