Когда мы говорим о Винсенте Ван Гоге, на ум сразу приходят его знаменитые подсолнухи, пшеничные поля и, конечно же, звёздное небо. Одна из самых знаменитых его работ — «Звёздная ночь над Роной» — была создана в 1888 году, когда художник жил в Арле, небольшом городке на юге Франции.
На картине изображено место на берегу реки Роны, в двух минутах ходьбы от жёлтого дома на площади Ламартен, который Ван Гог арендовал некоторое время. Ночное небо и эффекты звёздного света и света фонарей создают неповторимую атмосферу мистической симфонии.
Ван Гог был мастером передачи света и цвета, и «Звёздная ночь над Роной» — яркое тому подтверждение. Художник использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы передать красоту ночного неба. Жёлтые и оранжевые звёзды сияют на фоне тёмного неба, создавая ощущение тепла и уюта. А яркие полосы света от фонарей придают картине динамику и движение.
В своей картине «Звёздная ночь над Роной» Ван Гог запечатлел прекрасный вид на набережную, которая находится на изгибе реки. Она расположена на восточном берегу, а напротив неё — западный берег.
Река Рона берёт своё начало на севере, в Арле, и здесь, в районе восточной набережной, она поворачивает направо, окружая скалистый выступ, на котором находится центр города.
В письме к своему брату Тео Ван Гог подробно описал идею и композицию картины: «На холсте я изобразил ночное звёздное небо, освещённое газовыми фонарями. Небо — ярко-синее, вода — голубая, земля — розовато-лиловая. Город — синий и фиолетовый. Газ светится жёлтым, а его отражение — ярко-золотое, плавно переходящее в зелёно-бронзовое. На ярко-синем небе Большая Медведица сверкает зелёным и розовым, её бледная скромность контрастирует с грубым золотым цветом фонарей. На переднем плане — две разноцветные фигуры влюблённых».
Ван Гог работал над картиной в технике алла прима, то есть без предварительного наброска. Эскизы, сделанные в то время, вероятно, основывались на первоначальной композиции.
Ван Гога привлекала возможность рисовать на пленэре ночью. Удачное расположение позволило ему передать момент, когда яркий свет фонарей Арля превращается в холодное мерцание вод Роны. На переднем плане изображена пара, прогуливающаяся вдоль берега реки.
Для художника было важно передать цвет. Даже в письмах к брату он часто описывал предметы с помощью различных цветов. Ночной пейзаж в работах Ван Гога, включая «Звёздную ночь над Роной», подчёркивает его внимание к передаче сверкающих оттенков ночного неба и искусственного освещения, которое было новинкой в то время.
В феврале 1888 года Ван Гог последовал совету Тулуза-Лотрека и переехал в Арль. За плечами у него были два года жизни в Париже и более двух тысяч работ, ни одна из которых не нашла своего покупателя. От полного отчаяния его спасала только поддержка брата Тео, близкого друга, советчика и главного адресата его писем.
Однако здесь, на юге Франции, вдали от столичной суеты, всё изменилось. Измученная душа Винсента хотя бы ненадолго обрела покой и гармонию.
Арль казался художнику райским уголком, местом грёз, страной Утопией. Цветущие сады и старинные парки города, незабываемые поездки к морю, залитые солнцем окрестные поля и, конечно же, пленительные южные ночи — всё это наполняло его душу радостью.
«Я часто думаю, что ночь более оживлена и более богата красками, чем день», — писал Винсент брату. Во время долгих ночных прогулок всё, что казалось ушедшим, разрушенным, навсегда забытым, вновь оживало с прежней силой. Казалось, что никогда не вернуть годы, отданные служению Богу, когда будущий художник читал Библию рабочим, делился с ними своей одеждой и деньгами. Казалось, что никогда не воскресить и того страстного, почти религиозного пыла, с которым он, порвав с семьёй, без оглядки отдался занятиям живописью. Казалось, что всё ушло.
Но звёздное небо над Арлем напомнило Винсенту о чём-то важном. И вдруг стало ясно, что мистическое отношение к искусству никогда не покидало его сердце, оно лишь до времени скрывалось от ударов судьбы в самых сокровенных уголках души, чтобы вновь вырваться наружу.
«Временами я испытываю страшную потребность — как бы это сказать — в религии, — писал он брату. — Тогда я выхожу ночью писать звёзды».
Но как писать в темноте? Винсент был непреклонен и верен себе: он не собирался, подобно своим товарищам по цеху, творить по памяти или создавать картины в воображении. Ему нужна была натура, настоящие звёзды и настоящее небо. И тогда он прикреплял к своей соломенной шляпе свечу, брал кисти и краски и отправлялся на берега Роны писать ночные пейзажи.
Интересно, что «Звёздная ночь над Роной» имеет несколько вариантов. Одна из самых известных копий находится в музее Ван Гога в Амстердаме. Также существует версия, что художник создал несколько вариантов картины, чтобы подарить их друзьям и близким.
Картина «Звёздная ночь над Роной» роднит Ван Гога с другими его работами, где также присутствует мистическая атмосфера ночного неба. Это и «Звёздная ночь», созданная в 1889 году, и «Звёздное небо над Роной», написанная в 1888 году. В этих работах Ван Гог создаёт неповторимый образ ночного неба, который завораживает и притягивает взгляд.
«Звёздная ночь над Роной» — это картина, написанная художником Винсентом Ван Гогом, на которой изображен ночной Арль. Сегодня она хранится в музее д’Орсе в Париже.
«Мне бы хотелось создавать образы мужчин и женщин, которые словно существуют вне времени и пространства.
Что может быть лучше для олицетворения вечности, чем ночь и звёздное небо? На картине маленькие фигурки мужчины и женщины, расположенные в углу, словно растворяются в ночном городе. Над ними сияют семь звёзд Большой Медведицы, словно семь маленьких солнц, освещающих глубины ночного неба.
Звёзды кажутся такими далёкими, но в то же время близкими. Они словно часть вечности, ведь они всегда были здесь, в отличие от городских фонарей, которые проливают свой искусственный свет на тёмные воды Роны.
Течение реки медленно, но неумолимо уносит городские огни вдаль. Две лодки у причала словно приглашают отправиться в путешествие, но люди не замечают этих земных знаков, их лица устремлены к звёздам».
Ночная живопись Ван Гога, в том числе «Звёздная ночь над Роной», демонстрирует его особое внимание к передаче сверкающих оттенков ночного неба и искусственного освещения, которое было в новинку в то время.
2 октября 1888 года Ван Гог отправил эскиз этой картины своему другу Эжену Бошу. Впервые она была представлена на выставке в 1889 году на Салоне Независимых художников в Париже. Вместе с этой картиной там была показана и другая работа Ван Гога — «Ирисы», на выставке которой настоял его брат Тео.
«Звёздная ночь над Роной» — это не просто картина, это настоящее произведение искусства, которое заставляет нас задуматься о вечном и бесконечном. Мистическая симфония ночного неба, созданная Ван Гогом, продолжает вдохновлять художников и ценителей искусства по всему миру.
О нём
Винсент Виллем ван Гог (нидерл. и фр. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз) — нидерландский живописец и график, одна из ключевых фигур постимпрессионизма, чье творчество оказало значительное влияние на живопись XX века.
За свою недолгую жизнь он создал более 2100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. При жизни он был практически не замечен критиками.
Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, на свет появился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Также у него были брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862).
В кругу семьи Винсент был своенравным, трудным и нудным ребёнком со «странными манерами», за что его часто наказывали. Вне семьи он проявлял себя как тихий, серьёзный и задумчивый человек, почти не игравший с другими детьми. Односельчане, напротив, считали его добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком.
В 1864 году он уехал в школу-интернат в Зевенберген, расположенный в 20 километрах от его родного дома. В 1866 году начал обучение в колледже Виллема II в Тилбурге, где ему хорошо давались языки и рисование. В 1868 году он вернулся домой. О своем детстве он вспоминал: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»
В июле 1869 года он устроился в гаагский филиал Goupil & Cie, где получил обучение в качестве продавца. В 1873 году он перевелся в лондонский филиал, где познакомился с Урсулой Лойер и ее дочерью Евгенией, в которую был влюблен. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал его, и он обратился к Библии.
В 1874 году он переехал в парижский филиал, но вскоре вернулся в Лондон. В 1875 году он вернулся в Париж, где начал заниматься живописью. В 1876 году его уволили из фирмы за плохую работу.
В том же году он вернулся в Англию, где работал учителем в интернате в Рэмсгейте и Айзлворте. В 1877 году он уехал в Амстердам, где готовился к поступлению на теологическое отделение университета. В 1878 году он прошел трехмесячный курс проповеди в Протестантской миссионерской школе в Лакене под Брюсселем. В декабре того же года он стал миссионером в поселке Патюраж, где проповедовал, обучал детей и рисовал карты Палестины.
В 1880 году он начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, но бросил их через год. В 1883 году он переехал в Гаагу, где познакомился с уличной женщиной Христин и начал рисовать портреты. В 1884 году он уехал в Дренте, где создал серию пейзажей. В 1886 году он переехал в Арль, где создал серию картин на библейские темы.
Ранние работы ван Гога можно отнести к реализму, однако его манера исполнения и техника реалистичны лишь с некоторыми оговорками. Человеческую фигуру он трактовал как неотъемлемую часть природы. В 1890 году он уехал в Овер-сюр-Уаз, где умер от пострельной раны.