Найти тему
Мужские Мысли

Голос свободы: картина Норманна Роквелла как символ права на выражение мыслей

Оглавление

Как механик из Вермонта стал мемом свободы: история одной картины, которая пережила Рузвельта, Гитлера и твиттер

Если бы Норман Роквелл знал, что его «Свобода слова» станет прадедушкой интернет-мемов, он, наверное, добавил бы оратору в руку смартфон. Но в 1943 году всё было проще: чтобы стать символом демократии, достаточно было клетчатой рубашки, грязных рук и соседа с бензоколонки.

Норман Роквелл. «Четыре свободы. Свобода слова» (1943). Холст, масло. 116×90 см. Музей Нормана Роквелла, Стокбридж, Массачусетс, США.
Норман Роквелл. «Четыре свободы. Свобода слова» (1943). Холст, масло. 116×90 см. Музей Нормана Роквелла, Стокбридж, Массачусетс, США.

Кастинг для демократии: «Ищу рабочего с благородной головой»

Представьте: Норман Роквелл, человек, который превращал американскую повседневность в иконы, ищет лицо для свободы слова. Не в Конгрессе, не среди политиков, а в провинциальном Арлингтоне. Его ассистент Джин Пелхэм предлагает: «Возьми Карла Хесса. У него благородная голова, и он заправляет тебе машину».

Карл Хесс, владелец местной заправки, сын немецкого иммигранта, соглашается. Восемь сеансов позирования, замшевая куртка Пелхэма (видимо, первый case product placement в истории искусства) — и вуаля! Герой готов. Его руки в масле, взгляд — как у Линкольна после трёх эспрессо. «Мы не рисуем идеалы, мы рисуем людей», — мог бы сказать Роквелл, если бы вел блог.

Почему собрание в ратуше похоже на фильм Капры (и при чём тут ухо Роквелла)

Сцена городского собрания — этакий «12 разгневанных мужчин», но без суда. Оратор-рабочий, Джим Эджертон, парит над толпой белых воротничков, как супергерой в клетчатой рубашке. Зрители смотрят на него снизу вверх — не потому, что он на пьедестале, а потому, что Роквелл выбрал ракурс «с верхней полки».

Критики позже ехидничали: «Где женщины? Это собрание лосей, а не горожан!» Художник, впрочем, оставил пасхалку: рыжеволосый персонаж слева — возможно, дама, которая просто предпочла пиджак платью. А ещё на картине красуется... собственное ухо Роквелла. Скромный автопортрет: мол, «я тут был, и демократию тоже люблю».

Четыре версии, два месяца и кризис среднего возраста холста

Роквелл переписывал картину четыре раза. Первые наброски напоминали хаотичный званый ужин: «Все смотрят в разные стороны, как гости после третьего тоста». Художник рвал волосы: «Это ни о чём не говорит!». Помог совет арт-директора: «Сфокусируйся на ораторе. Пусть остальные просто... ну, сидят».

Финал? Говорящий — центр вселенной, а аудитория — орбиты вокруг него. Даже классная доска на заднем плане (символ школы — одного из «столпов Америки») едва видна. Зато видно главное: демократия — это когда парень с грязными руками может затмить пиджаки.

Как картина пережила Гитлера, Рузвельта и стала мемом

Эссе к картине написал Бут Таркингтон, лауреат Пулитцера. Сюжет? Молодые Гитлер и Муссолини в Альпах мечтают запретить свободу слова. Ирония в том, что в 1943 году, когда картина вышла, эти двое уже вовсю воплощали мечты в жизнь.

Но настоящий триумф случился в 2020-х. Картина стала мемом: оратора «подставляют» под любой спорный твит — от запрета ананасов в пицце до полётов на Марс. Роквелл, конечно, не предполагал, что его герой будет «кричать» в Twitter, но суть та же: свобода слова — это когда вас могут затроллить, но не заткнуть.

Почему «Свобода слова» актуальна? Или как не потерять голос в эпоху кричащих заголовков

Сегодня картина Роквелла — не просто ностальгия по «доброму старому времени». Это напоминание: свобода слова начинается не с Конгресса, а с кухонных споров, постов в соцсетях и смелости сказать: «Я не согласен». Даже если вы не Карл Хесс, а ваш «городской совет» — это чат в Telegram.

Как писал Бен Хиббс, редактор The Saturday Evening Post: «Великая картина трогает миллионы». «Свобода слова» трогает, потому что в ней нет пафоса. Есть только человек, который верит, что его услышат. Даже если он в грязной куртке.

Эпилог

В музее Роквелла в Стокбридже картина висит как реликвия. Но её истинный дом — везде, где кто-то решает сказать: «Я имею право». Даже если для этого нужен не холст, а экран смартфона. В конце концов, как говорил сам Роквелл: «Демократия — это когда твой голос важен, даже если ты не умеешь рисовать».

P.S. Карл Хесс так и не стал знаменитостью. Он продолжил работать на заправке. Но, возможно, именно в этом и есть суть: героем может быть каждый. Даже если ты просто «парень с благородной головой».

Материалы по теме

Оскар Кокошка: «Невеста ветра» — история любви и свободы
Мужские Мысли2 октября 2024
Страсть на холсте: объятия, запечатлённые Эгоном Шиле
Мужские Мысли2 октября 2024