Найти тему
Monotonie

Я - химик

Моя химическая история началась примерно лет в 10, с книги, которую мне все на день рождения подарила моя сестра. Муни Витчер "Девочка Шестой Луны". Десятилетнюю меня сразу увлекла эта история с волшебством, лабораторией, элементами, травами и зельями с чужой планеты. В течение того года я заставила родителей купить остальные три части (на тот момент их было четыре. Сейчас больше, но после логичного завершения не хочется читать дальше).

-2

В те годы я попыталась познакомиться с таблицей Д.И.Менделеева, спрашивала сестру, родителей и ждала появления урока химии в 8 классе (или 7, не помню уже).

В школе химия меня разочаровала. Реактивов было мало, все по картинкам в книге, долбили одни и те же законы раз за разом... Уже в универе я слушала рассказы однокурсников о супер уроках, в которых они собирали установки и проводили опыты. А мы просто писали скучные контрольные и лабораторные. "Здесь мы наблюдаем изменение цвета..." Да, на картинке так нарисовано.

Из школы мне запомнилась лабораторная, суть которой в следующем: реакция цинка с соляной кислотой, в результате выделяется водород. Газ мы собирали в пробирку, а потом подносили ее к пламени из газовой горелки. Водород должен вступить в реакцию с кислородом, которая сопровождается хлопком. Помимо нас, в аудитории были классы помладше, писавшие контрольную. Хлопок в этой мертвой тишине был просто оглушающим!

Почему я выбрала химфак после школы? Выбор был между биологией и химией. Гуманитарные предметы для меня тогда были оооочень скучными, я не могла сосредоточиться на предложениях. Это сейчас я могу неожиданно начать изучать философию. А химия... Отчасти ее изучение помогло бы познать этот мир. Ну и не так скучно.

Лёгких путей я себе не искала, потому что первый курс стал настоящим испытанием. Казалось, что все вокруг закончили химбио и физматы и всевозможные сочетания этих слов. Но где-то к третьему курсу я перестала себя нагнетать, стала относиться проще. Но при этом успеваемость не стала хуже, даже наоборот. С тех пор мое увлечение химией возросло в разы. Мне нравилось проводить синтезы, качественные реакции, докапываться до сути. Я поняла множество вещей, которых не понимала раньше. Многие законы, изучаемые в школе, стали не просто заученным правилом, а логическим выводом.

"Забудьте все, что вы изучали в школе,"- первое, что сказала нам наш преподаватель на первом курсе. И отчасти она была права.

Когда пришло время выбора кафедры, я решила пойти в аналитику. Не "мокрая" химия, а электрохимия (вольтамперометрия). Если кратко, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) сопровождаются переносом электронов, что представляет собой ток. Этот ток измеряется на электродах и на основании этого делается вывод о характере реакции. Мы участвовали в создании биосенсоров. Здесь ОВР катализируется ферментом и наблюдается зависимость измеряемого тока от количества используемого фермента. Многие пестициды, яды отравляют ферменты (научное слово - ингибируют), именно это использовалось для количественного обнаружения этих самых ингибиторов.

Приведу пример более распространенных биосенсоров - глюкометр. Он содержит фермент глюкозооксидазу, которая катализирует окисление глюкозы, образуется ток, пропорциональный содержанию глюкозы в вашей крови.

Лабораторная установка для выделения эфирного масла апельсина
Лабораторная установка для выделения эфирного масла апельсина

Хроматографическая колонка, через которую пропускали экстракт хлорофилла из зелени. Он разделялся на зоны, соответствующие разным растительным пигментам в его составе.
Хроматографическая колонка, через которую пропускали экстракт хлорофилла из зелени. Он разделялся на зоны, соответствующие разным растительным пигментам в его составе.

Проучилась 5 лет на специалитете, защитила ВКР, получила диплом и... Осталась ещё на год поработать в лаборатории. Занималась все тем же.

В тяжёлые февральские серые и абсолютно одинаковые дни мне ударило в голову то, что я будто стою на месте. Однокурсники покинули универ, живут себе дальше, а я просто устала. Мне надоел город (а сейчас я по нему скучаю, как и скучаю по родным и друзьям), надоела однообразная жизнь, нет никакого развития! Было очень тяжело эмоциально, я совсем не видела здесь никаких перспектив (может они и были, но тогда это был просто тупик). Решение мне подкинула моя подруга, которая собиралась ехать в Питер после окончания обучения. Я схватилась за эту идею, как за спасательный круг).

И вот я здесь. Устроилась на другую работу в аналитическую лабораторию. Это совершенно не научная область, все методики давно уже прописаны и отходить от них нельзя, хотя порой очень хочется. Пока я стажёр, потому что к хроматографу просто так никто не пустит). Мы здесь анализируем почву, воздух и воду на содержание нефтепродуктов, фенолов и других соединений. (Хроматография - метод анализа, основанный на разделении смесей веществ и их определении. А хроматограф - огромная коробка, предназначенная для измерения.) Возможно, когда я изучу все методики и научусь азам хроматографии, мне снова станет скучно, но, как говорят на конференциях, "это вопрос будущих исследований".

Спасибо, что прочли эту статью

до конца🌼