Моя химическая история началась примерно лет в 10, с книги, которую мне все на день рождения подарила моя сестра. Муни Витчер "Девочка Шестой Луны". Десятилетнюю меня сразу увлекла эта история с волшебством, лабораторией, элементами, травами и зельями с чужой планеты. В течение того года я заставила родителей купить остальные три части (на тот момент их было четыре. Сейчас больше, но после логичного завершения не хочется читать дальше).
В те годы я попыталась познакомиться с таблицей Д.И.Менделеева, спрашивала сестру, родителей и ждала появления урока химии в 8 классе (или 7, не помню уже).
В школе химия меня разочаровала. Реактивов было мало, все по картинкам в книге, долбили одни и те же законы раз за разом... Уже в универе я слушала рассказы однокурсников о супер уроках, в которых они собирали установки и проводили опыты. А мы просто писали скучные контрольные и лабораторные. "Здесь мы наблюдаем изменение цвета..." Да, на картинке так нарисовано.
Из школы мне запомнилась лабораторная, суть которой в следующем: реакция цинка с соляной кислотой, в результате выделяется водород. Газ мы собирали в пробирку, а потом подносили ее к пламени из газовой горелки. Водород должен вступить в реакцию с кислородом, которая сопровождается хлопком. Помимо нас, в аудитории были классы помладше, писавшие контрольную. Хлопок в этой мертвой тишине был просто оглушающим!
Почему я выбрала химфак после школы? Выбор был между биологией и химией. Гуманитарные предметы для меня тогда были оооочень скучными, я не могла сосредоточиться на предложениях. Это сейчас я могу неожиданно начать изучать философию. А химия... Отчасти ее изучение помогло бы познать этот мир. Ну и не так скучно.
Лёгких путей я себе не искала, потому что первый курс стал настоящим испытанием. Казалось, что все вокруг закончили химбио и физматы и всевозможные сочетания этих слов. Но где-то к третьему курсу я перестала себя нагнетать, стала относиться проще. Но при этом успеваемость не стала хуже, даже наоборот. С тех пор мое увлечение химией возросло в разы. Мне нравилось проводить синтезы, качественные реакции, докапываться до сути. Я поняла множество вещей, которых не понимала раньше. Многие законы, изучаемые в школе, стали не просто заученным правилом, а логическим выводом.
"Забудьте все, что вы изучали в школе,"- первое, что сказала нам наш преподаватель на первом курсе. И отчасти она была права.
Когда пришло время выбора кафедры, я решила пойти в аналитику. Не "мокрая" химия, а электрохимия (вольтамперометрия). Если кратко, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) сопровождаются переносом электронов, что представляет собой ток. Этот ток измеряется на электродах и на основании этого делается вывод о характере реакции. Мы участвовали в создании биосенсоров. Здесь ОВР катализируется ферментом и наблюдается зависимость измеряемого тока от количества используемого фермента. Многие пестициды, яды отравляют ферменты (научное слово - ингибируют), именно это использовалось для количественного обнаружения этих самых ингибиторов.
Приведу пример более распространенных биосенсоров - глюкометр. Он содержит фермент глюкозооксидазу, которая катализирует окисление глюкозы, образуется ток, пропорциональный содержанию глюкозы в вашей крови.
Проучилась 5 лет на специалитете, защитила ВКР, получила диплом и... Осталась ещё на год поработать в лаборатории. Занималась все тем же.
В тяжёлые февральские серые и абсолютно одинаковые дни мне ударило в голову то, что я будто стою на месте. Однокурсники покинули универ, живут себе дальше, а я просто устала. Мне надоел город (а сейчас я по нему скучаю, как и скучаю по родным и друзьям), надоела однообразная жизнь, нет никакого развития! Было очень тяжело эмоциально, я совсем не видела здесь никаких перспектив (может они и были, но тогда это был просто тупик). Решение мне подкинула моя подруга, которая собиралась ехать в Питер после окончания обучения. Я схватилась за эту идею, как за спасательный круг).
И вот я здесь. Устроилась на другую работу в аналитическую лабораторию. Это совершенно не научная область, все методики давно уже прописаны и отходить от них нельзя, хотя порой очень хочется. Пока я стажёр, потому что к хроматографу просто так никто не пустит). Мы здесь анализируем почву, воздух и воду на содержание нефтепродуктов, фенолов и других соединений. (Хроматография - метод анализа, основанный на разделении смесей веществ и их определении. А хроматограф - огромная коробка, предназначенная для измерения.) Возможно, когда я изучу все методики и научусь азам хроматографии, мне снова станет скучно, но, как говорят на конференциях, "это вопрос будущих исследований".
Спасибо, что прочли эту статью
до конца🌼