Эта статья родилась благодаря классным рисункам мототехники, которая использовалась в советские времена. К картинкам добавлено немного описания. Модельный ряд не полный, видимо изображено только то, что привлекло внимание художника.
1. ПМЗ-А-750 - Первый советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Всего было выпущено 4636 экземпляров.
Производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Предназначался для нужд армии и для гражданской службы. Пример эксплуатации мотоцикла в колхозе показан героиней Марины Ладыниной в фильме «Трактористы»
2. Л-300 — первый советский крупносерийный мотоцикл. Выпускался серийно с сентября 1930 по 1939 год в Ленинграде сначала на заводе «Промет» треста ТРЕМАСС (до 1933), затем на заводе Красный Октябрь (с 1933). Всего было выпущено 18985 экземпляров. За образец был взят немецкий мотоцикл DKW Luxus 300.
3. Активное развитие мототехники в СССР выпало на послевоенное время, когда правительство страны получило немецкую документацию и техническое оборудование в качестве репараций. Так, например, начали выпуск немецкого мотоцикла DKW RT 125 в Москве под названием М1А "Москва".
4. «Минск» М103 — лёгкий дорожный одноместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода (Белорусская ССР, г. Минск, современное название — ОАО «Мотовело»). Выпускался с 1962 по 1964 год. Развитие моделей М1М и М1А.
Модель мотоцикла «М104», отличается от предыдущей модели «М103» внешним видом и отдельными элементами, такими как двойное седло подушечного типа и облицовочные панели около карбюратора и подседельной части рамы.
Модель мотоцикла «М105» является дальнейшим развитием предыдущей модели «М104». Самое главное новшество этой модели — четырёхступенчатая коробка передач.
Последний гоночный мотоцикл Минского Мото Вело Завода появился в 1986 году. Новая модель получила индекс 3.227 и выпускалась до 1991 года. За это время было выпущено около двухсот штук.
5. К-55 — лёгкий дорожный одноместный мотоцикл с двухтактным двигателем, производства завода им. Дегтярёва (ЗиД). Выпускался с 1955 по 1957 год.
К-55С2 — мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок. Комплектовался набором из трех головок цилиндров для подбора степени сжатия в зависимости от применяемого топлива. На 12 кг легче стандартной дорожной версии.
К-58 последний 125-кубовый ковровский мотоцикл. Отличается от К-55 форсированным до 5 л. с. двигателем (за счёт изменённой конфигурации продувочных каналов и выпускного окна) и системой электрооборудования переменного тока без аккумулятора.
Базовая модель, от предыдущей модели «К-55» мотоцикл позаимствовал трехступенчатую коробку передач, подвеску и систему электрооборудования постоянного тока с аккумулятором. Цилиндр двигателя чугунный, глушитель один. Внешний вид мотоцикла повторял вид мотоцикла Jawa 250 модели 353, из-за чего К-175 часто называли «Ковровской Явой». Мотоцикл имел короткоходный одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³
6. Jawa 250 Typ 353 — дорожный мотоцикл, производимый в Тынец на Сазаве (Чехословакия) концерном Jawa с 1953 по 1962 год. Вследствие использования качающейся задней вилки до сих пор сохранилось прозвище этих моделей — «Кивачка» 250. Большинство мотоциклов были окрашены в вишнёвый цвет с золотыми полосками
7. В 1939 году компания Harley-Davidson Motors Co. выпустила армейскую версию модели WL – Harley-Davidson WLA. В Красной армии, куда этот мотоцикл поставляли по ленд-лизу, модель Harley-Davidson WLA прозвали «Валуй».
8 . «ČZ 350», или просто «Чезет», производился в социалистической Чехословакии и был символом престижа и качества. го двигатель объёмом 344 куб. см и мощностью 23 лошадиные силы разгонял мотоцикл до 130 км/ч.
9. В 1970 было начато производство серии мопедов «Верховина», которые оказали существенное влияние на советскую мототехнику того времени[1]. С весны 1981 года завод стал выпускать модель «Карпаты-1»; в 1986 году её сменила модифицированная модель «Карпаты-2».
"Карпаты" оснащались моторами В50, В501, В50м, В501м с базовой заявленной мощностью любого из них в 1,8 л.с. Отличались способом переключения передач (на руле версии В50 и В50м, и ножное на В501 и В501м), а так же увеличенной степенью сжатия модернизированных моторов.
10. Первый советский мотоцикл, произведенный на московском заводе «Авиахим» № 1 в 1924 году. Мотоцикл был оснащён одноцилиндровым четырёхтактным двигателем рабочим объёмом 500 куб. см. Удачно прошел трассу, протяжённостью 1 476 километров по маршруту Москва — Харьков — Москва и успешно финишировал.
11. Это первый советский внедорожный мотоцикл. «Тула» также стал первым советским мотоциклом, где были применены электростартер, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Двигатель взят от мотороллера «Тулица», рабочий объём 200 см3. Выпускался с 1984 по 1996 год.
12. Восход - марка советских дорожных мотоциклов, производства Завода имени Дегтярёва (ЗиД). Является дальнейшим развитием серии «К-175» («Ковровец») выпускавшейся с 1957 по 1965 год. Мотоциклы получили название в честь одноименного космического корабля.
Мотоциклы «Восход» модели до 3М включительно имели одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения рабочим объёмом 175см3
Восход-2 от своего предшественника отличался техническими решениями, направленными на повышение эксплуатационных качеств, надёжности и внешнего вида. Мощность двигателя составила 10,5 л. с. (при 5400 об./мин.), крутящий момент 15 Н·м (при 5200 об./мин.). Максимальная скорость — 95 км/ч, сухая масса — 125 кг.
Восход-3М - дальнейшее развитие модели
Восход-250 СКУ-4 был спроектирован в 1977 и поставлен на производство в 1978-м году. На «Восходе-250» СКУ-4 члены сборной СССР участвовали на первенствах РСФСР и СССР, а также международном кроссе «Кубок Дружбы» и этапе Чемпионата мира в Ленинграде.
13. ИЖ Планета-2 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды в различных дорожных условиях. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1965 по 1971 год. Всего выпущено 246 486 мотоциклов. Гарантия предоставляемая заводом 18 месяцев или 15 000 километров пробега. Двигатель двухтактный 346 куб. см, 15.5 ЛС
Третий «Юпитер» получил 25 л. с. - солидный прирост мощности по сравнению с 18 л. с. у «Юпитер 2». Первая промышленная партия-300 штук - мотоциклов «ИЖ-Юпитер ЗК» была выпущена в 1970 году. Полностью новинка сменила на конвейере вторую серию в 1971 году. Если в 1972 году было выпущено 84570 «ИЖ-Юпитер ЗК» с коляской и 63355 одиночек «ИЖ-Юпитер 3», то в 1978 году это соотношение изменилось на 171390 «колясочных» и всего 9692 «одиночек»
«Иж Юнкер» (6.113-020-05) — мотоцикл прогулочного типа, создан в стиле, характерном для моделей американских производителей. Отличительные особенности данной модели от предыдущих серий: высокий руль, обтекаемый бак (каплевидный), на котором расположена панель приборов, седло двухуровневого типа. Производился с 1999 года небольшими партиями, а с 2001 по 2005 год официально серийно. Всего было выпущено 6000 единиц.
Мотоцикл ИЖ-Сириус - 400. Индекс - ИЖ 7.110.
Данный мотоцикл был создан в 1991 году. Двигатель одноцилиндровый объёмом 386 см3. Применено жидкостное охлаждение,раздельная система смазки,электростартер. Мощность составляла 28 л.с. Максимальная скорость 135 км/ч. Коробка передач пятиступенчатая.
14. Урал М-62 — советский тяжёлый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1961 по 1965 годы.
Урал М-75 - модификации М- 72 предназначена для шоссейно-кольцевых гонок. Некоторые варианты этого мотоцикла форсировали вплоть до 44 ЛС.
«Урал» ИМЗ-8.103-30 (1985 — 1986) отличался модернизированной рамой, светотехникой, электрооборудованием, имел тормоз на колесе коляски и один глушитель вместо двух.
1991 год — модель Днепр КМЗ 8.157.01 «Соло» — дорожный мотоцикл-одиночка.
На этом экскурс в историю заканчиваем.
Другие статьи на канале:
Мотостихи
Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме
Поддержать развитие канала: