На площадке НовГУ ИНТЦ «Валдай» стартовала вторая международная конференция «Микропластик в науке о полимерах». В ней приняли участие специалисты из Великого Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также учёные из Италии, Греции, Ирана и Узбекистана.
По словам организаторов и участников конференции, несмотря на внимание общественности к проблеме пластикового загрязнения, очень мало специалистов в области науки о полимерах принимают участие в диалоге о его потенциальной опасности. Глобальную экологическую проблему, связанную с полимерами, невозможно решить только усилиями специалистов только в области окружающей среды или только науки о полимерах.
— Наша конференция – единственная в мире, где мы пытаемся объединить усилия этих двух сообществ ученых, — подчеркнул член-корреспондент РАН, заведующий одной из лабораторий, созданных в рамках нового Центра исследований проблем микропластика НовГУ, Сергей Люлин. — Самая главная задача, которую мы выполняем – дать ответы на вопросы: так ли опасен микропластик, как о нем говорят, и в чём может быть эта опасность. Вторая задача – оказать экспертную помощь российской делегации на международном переговорном процессе об ограничении пластикового загрязнения. Этот процесс происходит в течение двух лет на заседаниях межправительственного переговорного комитета. В ноябре-декабре в Пусане (Южная Корея) пройдет заключительное, пятое заседание. И в нашей конференции участвуют четверо из 30 членов российской делегации. Еще один важный момент – мы фактически впервые в стране образовали большой научный консорциум на базе НовГУ по изучению проблем микропластика. Выиграли мегагрант и объединили около 70 учёных со всей страны под руководством приглашенного ученого из Италии Хосе Кенни.
Ректор НовГУ отметил огромное внимание экспертов и общественности к проекту «Новые подходы в изучении влияния микропластика на человека и окружающую среду». В вузе уже формируется молодежная команда исследователей проблемы микропластика.
— Я отмечу особое внимание к этому проекту со стороны губернатора, — рассказал Юрий Боровиков. — Это большое дело для всего региона, и правительство поддержало проект в рамках 50% софинансирования. Также в настоящее время ведутся процедуры по закупке уже в этом году аналитического оборудования для исследований учёных университета. Это задел на далекое будущее, не только на период «жизни» этого проекта.
В рамках конференции учёные рассказали о промежуточных результатах работы Центра исследования проблем микропластика за три месяца. На средства мегагранта закуплена первая часть оборудования для моделирования взаимодействия различных загрязнителей, в первую очередь пестицидов и полиароматических углеводородов и микропластиковых частиц из наиболее распространенных полимеров. Помимо этого ведутся разработки нейросетевых моделей для помощи государственным структурам в вопросах ускорения обнаружения и характеризации микропластика в тех или иных средах. Также проведены исследования полимерных оболочек удобрений пролонгированного действия западных производителей. Они присутствуют на российском рынке и изначально предназначены для сокращения выбросов парниковых газов при внесении минеральных удобрений в почву.
— Оказалось, что зачастую эти оболочки долго разлагаются в почве, но хорошо адсорбируют тяжелые металлы , — рассказал Сергей Люлин. — На данный момент не ясно – плохо это или, наоборот, хорошо, поскольку микропластик «аккумулирует» вредные вещества.
С докладом «Загрязнение планеты макро-, микро- и нанопластиком: эмоции и научный подход» выступил профессор МГУ, академик РАН Алексей Хохлов. Он рассказал о подходах к утилизации полимеров.
— Есть три основных подхода, — отметил Алексей Хохлов. — Это вторичное использование, сжигание и захоронение на свалках. Проблема вторичного использования в том, что это временная мера. Дело в том, что перерабатывать много раз можно лишь несколько типов полимеров. Большинство – только два, три раза, после чего качество изделий их этих полимеров существенно снижается. Что же касается сжигания, то это путь, по которому пошла Европа. Он довольно дорогой и без субсидирования со стороны государства работать не будет. Третий путь – свалки. Известно, что они существуют во многих странах и являются основным методом утилизации отработанной полимерной массы.
Доктор химических наук СПбГУ Иван Зорин обратил внимание на опыт выделения и анализ первичных микропластиковых частиц. Он отметил, что косметика с полимерными частицами проявляет себя лучше, чем без них.
— Мы брали образцы из косметических средств, у которых в составе указан конкретный полимер, — пояснил Иван Зорин. — Например, в глиттерах. Чаще всего, в его составе содержится полиэтилентерефталат или этилентерефталат. В исследованном средстве микропластика много – около 30 %. Собственно, глиттер – это хорошо подготовленный для нас концентрированный микропластик, который достаточно немного «промыть» и добыть нужные нам модельные частицы. Глиттер может содержать вместо микропластика минеральные добавки например, осколки боросиликатного стекла. Я не думаю, что кто-либо хотел бы нанести себе на лицо такие средства. Видимо, полимеры для косметических средств луше, чем неорганические компоненты.
Конференция «Микропластик в науке о полимерах» проходит с 2023 года. Организаторы – Новгородский университет, Росприроднадзор, МГУ имени М.В.Ломоносова, Отделения химии и наук о материалах РАН. Партнерами конференции выступили Фонд «Экология» и ПАО «СИБУР Холдинг».
Мероприятие прошло в рамках Десятилетия науки и технологий.