Найти тему

Музей узкоколейных железных дорог «Кукушка», г. Переславль-Залесский.


«Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство.» М.М. Пришвин, «Кладовая Солнца».

Блудово болото входит в состав национального парка «Плещеево озеро». Оригинальное фото, авторства sova_1304, взято из открытых источников.
Блудово болото входит в состав национального парка «Плещеево озеро». Оригинальное фото, авторства sova_1304, взято из открытых источников.

Подъезжая к Плещееву озеру, мне почему-то вспомнился этот рассказ Пришвина, про мальчика Митрашу, угодившего в Слепую елань на Блудовом болоте и спасшегося, благодаря собаке лесника Антипыча, Травке. И не только потому, что мы ехали смотреть музей паровозах в селе Талицы, посвященный истории узкоколейного железнодорожного транспорта и называемый, потому «Кукушка». Не только потому, что музей расположен на станции бывшей узкоколейной дороги, когда-то связывавшей разработки торфа с фабриками г. Переславля-Залесского. Вспомнился он, еще и потому, что остаток от железнодорожной ветки, длиной около 2-х километров, на которой сейчас, в качестве развлечения, катаются гости музея на ручной дрезине, проходит в непосредственной близости от того самого, хорошо описанного Пришвиным «Блудова болота», где обитает множество разных животных и птиц.

Асфальтовая дорога, на которую мы повернули по указателю «Талицы», с шоссе, идущего вдоль берега озера, вскоре превратилась в песчаный грейдер, идущей через сосняки. Впереди, за соснами мелькнула деревянная церковь с шатровой звонницей, возвышающейся над вершинами сосен.

Ансамбль церкви Троицы Живоначальной в Талицах. Фото автора, август 2024 г.
Ансамбль церкви Троицы Живоначальной в Талицах. Фото автора, август 2024 г.

Зная мою трепетную любовь к деревянному зодчеству, экипаж оказался совершенно не против начать знакомство с музеем, с осмотра и фотосессии церкви Троицы Живоначальной, или Свято-Троицкой, как ее называют местные. Построенная по всем канонам русского деревянного зодчества: четверик, перекрытый четырехскатной кровлей с главком, трапезной и окружающей открытой галереей венчала шатровая звонница. Церковь оказалась совсем не старая, а 2000-го года постройки. Архитектором же выступил священник, протоирей Алексей Табашников, организовавший церковь по собственному проекту. Получилось очень колоритно, не правда ли?

Храм Святой Троицы. Фото автора, август 2024 г.
Храм Святой Троицы. Фото автора, август 2024 г.

В ансамбль храма входит еще одна небольшая часовенка, построенная в 2003 году во имя преподобного Алексия человека Божия. Она совсем маленькая, и расположена слева от Храма Святой Троицы.

Храм преподобного Алексия. Фото автора, август 2024 г.
Храм преподобного Алексия. Фото автора, август 2024 г.

От парковки перед церковью до музея по дороге не более километра, но если вам тяжело, можно доехать прямо до ворот музея. Мы же прогулялись пешком по симпатичному и ухоженному поселку, раскинувшемуся среди местных сосен.

Потрясающей красоты калина, перед воротами дома пос. Талицы. Фото автора, август 2024 г.
Потрясающей красоты калина, перед воротами дома пос. Талицы. Фото автора, август 2024 г.

А пока мы идем, расскажу вам немножко об истории музея «Кукушка» ибо она очень нетривиальна. Добыча торфа, на окружающих Плещеево озеро болотах, началась еще в 20-е годы прошлого столетия. Об этих залежах упоминается и в книге Пришвина «Кладовая Солнца». Узкоколейная железная дорога была неотъемлемой частью торфоразработок, по ней выработанный торф, погруженный в вагонетки на конной тяге, перевозился к пристаням на озере, где торф перегружался на баржи-шаланды. Баржи доставляли торф до города, где торф снова перегружался на узкоколейку и уже, при помощи мотовозной тяги, доставлялся потребителям.

Разгрузка барж на пристани Плещеева озера. Автор фото Михаил Прехнер, 1940 год, фото из архивов МАММ/МДФ.
Разгрузка барж на пристани Плещеева озера. Автор фото Михаил Прехнер, 1940 год, фото из архивов МАММ/МДФ.

После войны, для транспортировки торфа, тут была построена большая узкоколейная сеть, сначала на паровозной, а позднее, на тепловозной тяге, с депо и основной станцией в с. Купань.

Схема Переславской УЖД в 1960 годы. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Схема Переславской УЖД в 1960 годы. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

В начале 90-х годов торфоразработка перестала быть рентабельной. Предприятие промышленного ж/д транспорта «Купанское» разорилось и было продано в частные руки, а на базе заброшенного депо, на станции Талица, был организован единственный в стране музей подвижного состава узкой колеи - Переславский железнодорожный музей-заповедник (ПЖМЗ), которому достались здания депо и 2-х километровый участок прилегающего ж/д перегона. Тот самый, по которому катаются теперь туристы на дрезине и который идет мимо Блудова болота.

Ручная ж/д стрелка  на последнем 2-х километровом отрезке УЖД путей. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Ручная ж/д стрелка на последнем 2-х километровом отрезке УЖД путей. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

С конца 90-х до мая 2003 г., от станции Переславль на станцию Талица, ходил еще и ретропоезд, на паровозной тяге и, со старинными вагонами. Но, в связи с убыточностью торфодобычи, ж/д пути постепенно разобрали и поезду стало просто негде ходить. Ввиду чего, он обрел свое последнее прибежище в музее, в котором энтузиасты-основатели собрали целую коллекцию раритетных узкоколейных машин производства разных стран и годов выпуска. Финский репарационный паровоз Фт4-028, который водил ретропоезда стал первым экспонатом и единственным сохранившимся.

Финский репарационный паровоз Фт4-028 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Финский репарационный паровоз Фт4-028 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Его история не менее уникальна, чем история музея, паровоз был привезен с детской железной дороги из Ленинакана, где чудом сохранился, после землетрясения. Сейчас он отреставрирован и находится в прекрасном состоянии.

Финский репарационный паровоз Фт4-028 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Финский репарационный паровоз Фт4-028 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Финский репарационный паровоз Фт4-028 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Финский репарационный паровоз Фт4-028 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Вторая иностранная звезда музея, находящаяся также в прекрасном отреставрированной состоянии и на ходу - немецкий паровоз Гр-269 (ГР - Германия Репарация).

Немецкий репарационный паровоз Гр-269, 1950 г.в., в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Немецкий репарационный паровоз Гр-269, 1950 г.в., в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Это один из 400 паровозов, изготовленных в Германии для СССР, по договору о репарационных поставках. Использовались такие паровозы для вождения тяжелых товарных поездов. Это паровоз был произведен в 1950 г. на заводе им. Карла Маркса и перевезен в музей в 1992 г. с недостроенной Грозненской детской железной дороги.

Паровоз Кп-4-469, 1955 г.в., в рабочем состоянии в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Паровоз Кп-4-469, 1955 г.в., в рабочем состоянии в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Паровозы серии Кп-4, которых в экспозиции музея даже два (Кп-4-469 (в рабочем состоянии) и Кп-4-300 (не восстановлен)) это тоже импорт, но уже из Польши, завод-изготовитель этих локомотивов располагался в городе Хржанов (Завод им. Ф. Дзержинского). Они построены на основе самого массового узкоколейного паровоза Советского Союза - П24. Всего было построено 790 Кп-4 в период с 1950 по 1957 год.

Паровоз ВП4 (Воткинский Паровоз, 4 серия) в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Паровоз ВП4 (Воткинский Паровоз, 4 серия) в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

В экспозиции музея есть ещё один паровоз, созданный на основе ПТ4 - ВП4. Это была вершина развития этой линейки узкоколейных паровозов в СССР, их производили с 1955 по 1960 годы, при том, что производство паровозов широкой колеи в 1956 году уже прекратили. К сожалению состояние музейного экспоната в Талицах весьма печальное (((

Локомотив ВП4 с номером 2120, последние машины выпуска УЖД паровозов. Экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Локомотив ВП4 с номером 2120, последние машины выпуска УЖД паровозов. Экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Еще один представитель класса тяжелых узкоколейных паровозов, представленных в музее - паровоз типа 157-469. Они производились с 1928 на Коломенском, а с 1936 года, с небольшими конструктивными изменениями, на Сормовском заводе.

Тяжелый паровоз типа 157, 1928 г.в. пр-во Коломенского завода. Экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Тяжелый паровоз типа 157, 1928 г.в. пр-во Коломенского завода. Экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Музейный экспонат в 1998 г. был привезен из города Балахна, где стоял в качестве памятника у здания Чернораменского транспортного управления. В музее паровоз прошел капитальный ремонт и ходовые испытания, но реставрация его пока не завершена.

На этом перечень основных экспонатов узкоколейных паровых локомотивов музея «Кукушка» можно считать завершенным, но и узкоколейных мотовозов тут тоже хватает.

ЭСУ-2 (Электростанция Самоходная Узкоколейная), используется для снабжения электричеством торфоразработок и, в случае аварии, небольшого поселка, для пассажирских и почтовых перевозок и вождения небольших поездов.

ЭСУ-2 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
ЭСУ-2 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Легкий мотовоз МД54-4 колеи 750 мм выпускался с 1960 года на Калининском экскаваторном заводе и Истьинском машиностроительном заводе до 1974 года. Эти локомотивы во многом были унифицированы с тракторами ДТ-54 и использовались для маневрово-вывозной работы на временных путях, а также часто как основные локомотивы на внутризаводских УЖД небольшой протяжённости.

Мотовоз МД54-4 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Мотовоз МД54-4 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Узкоколейный тепловоз ТУ4-1984, проведший в 2003 году последний пассажирский поезд от Переславля-Залесского.

Тепловоз ТУ4-1984 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Тепловоз ТУ4-1984 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Тепловоз ТУ4-1984 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Тепловоз ТУ4-1984 в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Плужный снегоочиститель системы Бьёрке Тульского машиностроительного завода, 1953 г.п. Отреставрирован и полностью восстановлен.

Снегоочиститель системы Бьёрке Тульского машиностроительного завода, 1953 г.в. в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Снегоочиститель системы Бьёрке Тульского машиностроительного завода, 1953 г.в. в экспозиции музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Участковая автодрезина Уа−4727 Калужского машиностроительного завода, 1939 год. Использовалась для служебных поездок, фактически являлась самоходным вагоном с двигателем от «Жигулей».

Участковая автодрезина Уа−4727 Калужского машиностроительного завода, 1939 г.в. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Участковая автодрезина Уа−4727 Калужского машиностроительного завода, 1939 г.в. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Пассажирские вагоны для УЖД. Зеленый (слева) - это самый древний экспонат музея - пассажирский вагон II/III классов аж 1898 года постройки. Немецкий, завода Гёрлиц. В СССР попал в 1945 году по репарациям.

Немецкий пассажирский вагон II/III классов, 1898 г.в. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Немецкий пассажирский вагон II/III классов, 1898 г.в. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Справа (ПЖД 502, коричнево-красный) - вагон-лавка. Использовались для снабжения отдаленных станций и поселков при них всем необходимым - от хлеба и круп до керосина. Локомотив транспортировал такой вагон с товарами и продавцом по определенному маршруту от деревни к деревне, обеспечивая потребности местных жителей.

Открытый пассажирский вагон, пр-ва Коломенского завода, 1928 г.в. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Открытый пассажирский вагон, пр-ва Коломенского завода, 1928 г.в. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Открытый пассажирский вагон треста «Азнефть», Бакинских нефтепромыслов 1928 года (фото сверху), реконструирован «с нуля» до рабочего состояния в 2010 году и пассажирский вагон ПВ40Т (сувенирная лавка).

Пассажирский вагон ПВ40Т, переоборудованный в сувенирную лавку. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Пассажирский вагон ПВ40Т, переоборудованный в сувенирную лавку. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Пассажирский вагон ПВ40Т, переоборудованный в сувенирную лавку. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Пассажирский вагон ПВ40Т, переоборудованный в сувенирную лавку. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Немножко разной узкоколейной автоэкзотики: грузовая мотодрезина ГМД-4, Демиховского машиностроительного завода, 1960 года постройки.

Грузовая мотодрезина ГМД-4. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Грузовая мотодрезина ГМД-4. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

И пожарная автодрезина ПМД-3-259 Демиховского машиностроительного завода, 1960 года постройки, в момент съемки находилась в стадии реставрации.

Пожарная автодрезина ПМД-3-259. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Пожарная автодрезина ПМД-3-259. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Узкоколейная цистерна для перевозки ГСМ.

УЖД цистерна для ГСМ. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
УЖД цистерна для ГСМ. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

И вагонетка-самосвал, для сыпучих грузов.

УЖД вагонетка-самосвал. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
УЖД вагонетка-самосвал. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Интерьер станции узкоколейной железной дороги Солотча.

Станция Солотча, Горьковской ж.д. Реплика. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Станция Солотча, Горьковской ж.д. Реплика. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

И цеха станционного депо.

Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

Еще немножко общих фото:

Автокран УЖД. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Автокран УЖД. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Состав для ремонта пути с тепловозом ТУ4-1984. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Состав для ремонта пути с тепловозом ТУ4-1984. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Стрелка предусматривала установку внутрь керосинового фонаря. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.
Стрелка предусматривала установку внутрь керосинового фонаря. Экспозиция музея «Кукушка». Фото автора, август 2024 г.

P.S. В качестве послесловия могу отметить, что если сравнивать фотоотчеты коллег о состоянии музея и как выглядели его экспонаты в прошедшие годы, можно увидеть, какая огромная реставрационная работа была проделана сотрудниками. То, что мы можем показать такую технику нашим детям и рассказать, почему, в те годы, УЖД была так востребована - стоит дорого, как мне кажется. А прокатиться всей семьей на самоходной дрезине, попав на знаменитое Пришвинское Блудово болото, стоит тех немалых денег, что за этот аттракцион берут с туристов. Мы же, увы, не осилили ждать своей очереди больше часа, а это значит есть повод вернуться сюда через пару лет, глядишь еще что-то успеют привести в порядок )

P.P.S. сайт музея: https://kukushka.ru/