Найти тему
Расписной Дом

Топ-3 нижегородских росписей

Оглавление

Нижегородские росписи — это одно из народных художественных промыслов России, характерных для Нижегородской области. Они включают несколько разных стилей и техник декоративной росписи по дереву и другим материалам. В основе нижегородских росписей лежат традиции народного искусства, где важную роль играют символика, колорит и использование природных мотивов.

Хохломская роспись

Один из самых известных стилей росписи по дереву в мире. Хоть этот вид росписи и зародился на территории Нижегородской области, его часто считают общерусским промыслом. Для хохломской росписи характерен специфический "золотой" фон, который создается не за счет настоящего золота, а благодаря специальной технике покрытия. Основные мотивы — это стилизованные листья, ягоды, цветы, иногда птицы и животные. Традиционные цвета — черный, красный, золотой и реже — зеленый.

Декоративное блюдо. Хохломская роспись, кудрина. Авторы: Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова. Семенов, Горьковская область. 1969
Декоративное блюдо. Хохломская роспись, кудрина. Авторы: Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова. Семенов, Горьковская область. 1969

Хохломская роспись была известна уже в XVII веке. Огромные чаши, миски, кувшины, кадки, разных форм ложки, выточенные и вырезанные из дерева, натирали специальным грунтом с оловянным порошком, писали по нему традиционные растительные орнаменты и после просушки покрывали слоем прозрачной олифы, благодаря которой просвечивающий серебристый грунт обретал золотистость.

Чашка. Хохломская роспись. Нижегородская губерния, Семеновский уезд. XIX век.
Чашка. Хохломская роспись. Нижегородская губерния, Семеновский уезд. XIX век.

Со временем олифа темнела, придавая старым хохломским изделиям своеобразный коричневатый колорит. Но и сквозь него видны мастерски написанные травные узоры, подчеркивающие округлые формы предметов.

Чаша. Хохломская роспись. Семеновский уезд, Нижегородская губерния. XIX век
Чаша. Хохломская роспись. Семеновский уезд, Нижегородская губерния. XIX век

Это искусство прошло долгий путь развития. Пик успеха и популярности хохломского промысла пришелся на 1970-1980 гг. Подробнее об истории хохломского промысла и видах хохломской росписи можно прочитать в наших статьях на этой канале.

А здесь мы лишь покажем еще несколько великолепных работ мастеров разных годов, чтобы вы смогли насладиться этим разнообразным, ярким, высокохудожественным видом росписи.

Куркина А. И. Ваза. Хохломская роспись, верховое письмо. 1960
Куркина А. И. Ваза. Хохломская роспись, верховое письмо. 1960
Булганина Ольга Сергеевна. Боченок с крышкой. Фабрика "Хохломская роспись". Горьковская обл., г. Семенов. 1967
Булганина Ольга Сергеевна. Боченок с крышкой. Фабрика "Хохломская роспись". Горьковская обл., г. Семенов. 1967
Доспалова Екатерина Николаевна, Грачева Валентина Павловна. Поставок.
Фабрика "Хохломская роспись". Горьковская обл., г. Семенов. 1969
Доспалова Екатерина Николаевна, Грачева Валентина Павловна. Поставок. Фабрика "Хохломская роспись". Горьковская обл., г. Семенов. 1969
Булганина Ольга Сергеевна. Чаша. Горьковская обл., г. Семенов. 1970
Булганина Ольга Сергеевна. Чаша. Горьковская обл., г. Семенов. 1970

Городецкая роспись

Городецкая роспись легко узнаваема по ярким цветам и богатым орнаментам. Основные элементы — это цветочные композиции, животные (чаще всего лошади, птицы), сцены из народной жизни (например, крестьянские праздники). Роспись выполняется крупными мазками, с применением простых форм, что делает её узнаваемой.

Городецкая роспись. Источник: Виртуальный Русский музей
Городецкая роспись. Источник: Виртуальный Русский музей

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Донце прялки. 1870-е гг. Мастер А.В.Мельников. Государственный Русский музей
Донце прялки. 1870-е гг. Мастер А.В.Мельников. Государственный Русский музей

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, "оживки" белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность. Николай Иванович Огуречников научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику.

Коллекция прялок.Государственный Русский музей
Коллекция прялок.Государственный Русский музей

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки.

В первой половине XX века городецкая роспись приходит в упадок, что было связан с Первой и Второй мировыми войнами, т.к. многие мастера ушли на фронт, погибло много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.

В конце 1960-х годов Аристарх Евстафьевич Коновалов восстанавливает промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.

С 1995 года благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая на родине «старца Прохора с Городца», работавшего с Андреем Рублевым и создавшего святые образа, была создана иконописная мастерская, положившая начало возрождению иконописи в «малом Китеже» — древнем Городце.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет". 2005 г. Источник: Виртуальный Русский музей
Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет". 2005 г. Источник: Виртуальный Русский музей

Иконы в мастерской «Городецкой росписи» изготавливаются в строгом соответствии с технологией древней иконописи с применением естественных природных красителей, выдержанного дерева и соблюдением изобразительного канона иконописных образцов Священного Писания.

Полховско-Майданская роспись

Полоховско-Майданская роспись. Источник: сайт Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области
Полоховско-Майданская роспись. Источник: сайт Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области

Этот вид росписи появился в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской губернии в первой половине прошлого века. Считается, что крестьяне села Полховский Майдан переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, которые производили деревянную посуду у себя в монастыре с конца XVIII в. Однако, изначально деревянную посуду не раскрашивали. Тем не менее, известно, что в 1916 г. кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат, после чего и посуду, и игрушки начали покрывать выжженным рисунком, как это делали и мастера Сергиева Посада. Совсем скоро контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов и яркими анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Затем выжженный рисунок заменили рисунком тушью, а с начала 1980-х годов применяется роспись по фону обожженному паяльной лампой.

Коробки. Село Полховский Майдан, Горьковская область. 1930–1940-е. Источник: Виртуальный Русский музей.
Коробки. Село Полховский Майдан, Горьковская область. 1930–1940-е. Источник: Виртуальный Русский музей.

Полховско-Майданская роспись применяется в основном для украшения деревянных изделий, таких как матрешки, шкатулки, игрушки, сувениры. Характерные элементы росписи — это цветочные узоры (роза, шиповник, мак, ромашка, тюльпан) и наивно нарисованные условные сельские пейзажи с закатным состоянием природы («зорькой»). Свободное кистевое письмо существует в разных варианта, так, например, роспись с наводкой (обводка черным контуром), роспись со светлыми краями без наводки. 

Нижегородские росписи отличает их связь с крестьянской культурой и бытом. Большинство этих стилей появились в деревнях, где крестьяне украшали свою посуду, мебель и другие предметы быта. Все росписи выполнены вручную, и каждый мастер вкладывает в свою работу собственное видение и художественное чувство.

Таким образом, нижегородские росписи — это не просто декоративное искусство, но и важная часть культурного наследия России.

Автор статьи: Ирина Де Висенте