Найти тему
Гараж Гоголя

Что не так с грузоперевозками: как простые водители становятся дефицитом

Почему перевозчики теряют водителей? И что с этим делать?

Представьте себе: вы собрались на важную встречу, вызвали такси, а оно не приезжает. Ждёте. Уже минут 20. Как ни крути, вам важен результат, а не причина. Так вот, в мире грузоперевозок сейчас всё ещё хуже. Там груз не просто ждёт, он простаивает, потому что за рулём — пустое кресло. Что происходит?

Кризис водителей: откуда ветер дует?

Транспортные компании России бьют тревогу: водителей грузовиков катастрофически не хватает. Представьте себе цифры: по разным данным, страна недосчитывается от 60 до 100 тысяч шофёров. Вдумайтесь — сотни тысяч грузов не доставлены вовремя, потому что некому сесть за руль.

Анастасия Платонова, руководитель кадрового агентства, утверждает, что с 2020 года количество вакансий выросло на порядок. Сложилось впечатление, что многие из нас пересели на диваны вместо водительского кресла. Основная категория, за которой все гоняются — это водители с категориями "С" и "Е". Вывод: дальнобойщиков становится всё меньше, а запрос на них растёт как на дрожжах.

А куда все водители подевались?

Вы думаете, что за рулём фуры сидеть весело? Анна Грахова из ГК «АльфаЛизинг» объясняет: условия работы дальнобойщика — это вам не прогулка в парке. Тяжёлая дорога, долгие часы за рулём и конкуренция с... курьерами! Да-да, курьерские компании буквально отбирают кадры. Посудите сами: доставлять посылки на электросамокате куда легче, чем сутки за рулём в снег и дождь, верно? А вот и ещё один сюрприз: частичная мобилизация. Водители уходят в армию, и кому теперь возить ваш любимый диван из IKEA?

А что с зарплатами?

Знаете, какой ещё интересный факт? Зарплаты растут! Но не так быстро, как хотелось бы водителям. Владимир Толкачев, глава компании «БайкалСервис ТК», говорит, что водители не торопятся менять работу. Люди привыкают к своим машинам и маршрутам. Даже повышение зарплаты не всегда помогает, потому что смена авто может стать неприятным сюрпризом. А вдруг новый грузовик не такой удобный, или маршрут хуже? И вот, вместо того чтобы заработать побольше, дальнобойщик предпочитает стабильность.

Почему ситуация только хуже?

Ну и вишенка на торте: рынок доставки изменился. Логистические цепочки растягиваются, и это не про растянувшиеся на диване водителей, а про растущие потребности отрасли. С 2020 года грузов больше, а фур — нет. Да и интернет-магазины разрастаются как грибы после дождя, вместе с ними — склады, распределительные центры. Всё это создаёт давление на рынок труда.

К слову, к 2030 году, по прогнозам, дефицит водителей может вырасти до 1,5 млн человек. Представьте только! И это несмотря на попытки возрождения профильных учебных заведений и даже возможные программы переквалификации через автошколы. Но этого недостаточно, чтобы закрыть все вакансии.

Как нам с этим жить?

Если ничего не делать, ситуация будет только ухудшаться. Решение? Возвращение профтехучилищ для обучения водителей категорий D и СЕ, как предлагает Грахова. А ещё — популяризация профессии. Серьёзно, кто из нас с детства мечтал стать дальнобойщиком? Хотя работа важная, образ шофёра грузовика не слишком привлекателен для молодых. Платонова из кадрового агентства «Шерлок» уверена, что школы могут вдохновить молодёжь и начать с включения в программы профпереквалификации категорий для управления крупногабаритным транспортом.

Но пока курьеры продолжают забирать кадры у фур, дороги пустеют, а ваши заказы могут застрять где-то на складе. Не время ли задуматься о поддержке отрасли и создании новых возможностей для тех, кто готов бороздить просторы дорог?

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе того, что происходит в мире логистики, и не забывайте оставить комментарий — что бы вы предложили для решения проблемы?

С вами был ваш Гараж Гоголя. До скорого!