Нужно ли думать о настройках фотоаппарата или пусть всё решает фотоаппарат? В принципе обе точки зрения вполне оправданы. Но для лучшего понимания важна конкретика. Давно я хотел сделать статью с конкретными примерами, чтобы у меня был готовый ответ на этот вопрос.
Начнём с самого очевидного примера: Фотоаппарат сделал резким не тот объект, который вы планировали сделать резким.
И тут проблема не только в том, что автоматика не справляется, или что фотограф неправильно настроил эту автоматику (хотя такое часто бывает).
А проблема часто в творческом видении. Автоматика не может угадать что именно вы хотели сделать резким, а что размытым. Особенно, если вы задумали что-то нестандартное.
А это второй пример, когда не стоит доверять автоматике.
Этот пейзаж имеет настолько большой разброс по яркости (от тёмных камней до светлых облаков), что фотоаппарат технически не может охватить весь этот диапазон яркостей одним снимком.
И приходится чем-то жертвовать. Можно сделать снимок поярче, и светлые объекты станут белым пятном. Как говорят фотографы, эти участки кадра получатся пересвеченными.
Можно сделать снимок темнее, так мы избавимся от пересветов, но тогда тёмные объекты уйдут в глубокую тень. Можно выбрать что-то среднее, потеряв по чуть-чуть информации и там, и там. Этакий компромисс.
Можно уже при обработке объединять информацию из разных по яркости снимков и склеивать это всё в один кадр - так называемая технология HDR, которая иногда даже реализована прямо в камере.
Какой из этих снимков вам нравится больше? Будет ли ваш выбор совпадать с выбором фотоаппарата, если вы доверитесь автоматике? Наверное, не всегда. Поэтому фотографу часто придётся делать этот выбор самостоятельно.
Но даже если по яркости снимок, сделанный автоматикой вас устраивает, это ещё не всё.
Посмотрим на следующий пример.
Эти снимки получились одинаковыми по яркости, но имеют некоторые различия.
Обратите внимание на воду, на камни и на облака. Они получились разными по чёткости и по резкости. И дело тут вовсе не в наводке на резкость, о которой мы говорили чуть ранее. Ведь на всех снимках максимальная резкость находится в одном и том же месте.
Отличия состоят в том, как выглядят движущиеся объекты, и насколько большая, так называемая, глубина резко изображаемого пространства.
Со временем вы обязательно научитесь понимать и различать эти и другие эффекты на фотографиях. И, конечно, научитесь ими управлять. Но пока самое главное – зафиксировать мысль, что все эти разные варианты выглядят приемлемыми. И выбор между ними должен делать фотограф, исходя из своей творческой задумки, а не перекладывать ответственность выбора на фотоаппарат.
Однако, заставить фотоаппарат принимать за вас решение – это и правда соблазнительно, особенно если вы не видите большой разницы между снимками.
Действительно, не всегда изменения настроек фотоаппарата хорошо заметны на фотографии. Тем более, если у вас мало опыта или технические возможности вашей фототехники ограничены.
Например, частая проблема – фотографируя объективом, который поставляется в комплекте с фотоаппаратом (его ещё называют китовый объектив), новичку сложно понять, что такое глубина резкости и как размыть фон на снимке.
Дело в том, что у китового объектива некоторые возможности ограничены.
Сравните. Как выглядит диапазон размытия, которого можно добиться китовым объективом, и как этот диапазон мы смогли расширить, используя другой объектив.
Правый снимок снят так, чтобы фон получился резким (этого можно добиться обоими объективами). Центральный снимок - это размытие фона, которое способен дать китовый объектив. Левый снимок - размытие, которое можно получить более светосильным объективом.
Обратите внимание, насколько сильнее получилось размыть фон на левом снимке. При этом, светосильным объективом центральный снимок тоже легко можно получить, выставив соответствующее значение диафрагмы.
Но самое неприятное для обладателя китового объектива тут то, что сложно разглядеть разницу между центральным и правым снимком. А ведь это два самых крайних варианта, и если начать сравнивать промежуточные варианты, то увидеть разницу будет ещё сложнее.
И это часто сбивает с толку начинающих фотографов, которые не могут добиться такого же размытого фона, как на примере в каком-нибудь учебнике. Несмотря на то, что они вроде бы делают всё по инструкции.
Так что бывает полезно понять, что виноваты не вы, а ограниченность вашей техники. А понять это можно только изучив основные принципы работы фотоаппарата.
Да, возможно, фотоаппараты будущего смогут имитировать все эти визуальные эффекты с помощью компьютерной обработки. Но всё равно полезно будет понимать, какого эффекта вы хотите добиться, что хотите сымитировать и как проверить, хорошо ли компьютер или ваш смартфон справился с имитацией нужного эффекта.
Что такое глубина резкости, на что влияет фокусное расстояние, как меняется кадр при съёмке на разных выдержках.
Все эти знания очень полезны, но полезны только в том случае, когда вы хотите самостоятельно принимать решения и влиять на конечный результат.
А ведь кроме технических настроек, есть ещё: выбор точки съёмки, композиция, освещение, и много чего интересного.
Но начать нужно с изучения вашего главного инструмента - фотоаппарата. Научиться понимать, на что способен ваш фотоаппарат, а на что он НЕ способен.
Надеюсь, эта статья поможет вам чуть лучше понять, нужно ли вам разбираться в настройках или вам достаточно просто снимать в полностью автоматическом режиме.
Мы с братом стараемся делиться с вами полезной информацией как здесь, так и в своём Телеграм канале. Все материалы оригинальные. Примеры, тексты и видео мы готовим сами. Если нравятся наши каналы, то возможно вам будет интересно узнать, что недавно мы выпустили курс по основам работы с фотоаппаратом. Вся информация есть в телеграме.
Пожалуйста, не судите строго за самопиар. Так уж устроен мир, но мы стараемся никогда не злоупотреблять вашим вниманием, а всегда давать полезную и оригинальную информацию, которой сложно найти где-то ещё.