Иран и Израиль - две страны, которые имеют сложную историю взаимоотношений, простирающуюся на многие века. В прошлом они были союзниками и партнерами, но в последние десятилетия отношения между ними значительно ухудшились и перешли в стадию враждебности.
Евреи проживали на территории современного Ирана с давних времен, и в прошлом этнические и исторические связи между этими народами были довольно тесными. В 70-е годы прошлого века Шаханшахское Государство Иран и Израиль поддерживали дружественные отношения и сотрудничали в различных областях, включая экономику и оборону.
Однако политические изменения и религиозные перемены в Иране в результате исламской революции 1979 года привели к радикальным изменениям в ирано-израильских отношениях. Установление исламского режима в Иране и его антисионистская позиция привели к ухудшению отношений с Израилем и нарастающим напряжениям в регионе.
Сегодня Иран и Израиль официально считают друг друга врагами и могут быть вовлечены в конфликты и ситуации напряженности на Ближнем Востоке. Геополитические, религиозные, исторические и другие факторы оказывают влияние на их отношения, и примирение между этими двумя странами может быть длительным и сложным процессом.
История ирано-израильских отношений действительно является сложной и многогранной. Поддержка и дружественные отношения между иранскими властями династии Пехлеви и еврейской общиной в Персии после прихода к власти в 1925 году привела к отмене дискриминационных законов и интеграции еврейских школ в систему образования.
Однако в то же время сионистская идеология и стремление к созданию еврейского государства в Палестине были восприняты иранскими властями враждебно. Этот конфликт отразился на политической сфере, приведя к аресту и казни деятеля иранского сионизма Шмуэль Хаим по обвинениям в шпионаже в пользу Великобритании.
Иран также сотрудничал с Третьим рейхом, и иранские интеллектуалы приняли нацистские идеи о превосходстве арийской расы, что отражалось в их взглядах на еврейское и арабское население страны. Эти сложные отношения и дилеммы отражали многочисленные аспекты политики и идеологии в то время.
Иранский Шиндлер
Фактически, несмотря на сложные отношения между Ираном и Израилем и рядом противоречий и идеологических разногласий, иранцы также проявляли гуманизм и помощь еврейскому населению в различные периоды истории. Важным примером того, как дипломатические усилия спасли тысячи евреев во время Второй мировой войны, является дипломатическое участие консула Ирана в Париже, Абдул-Хусейна Сардари.
Абдул-Хусейн Сардари проявил героизм и человеческую сострадательность, спасая множество евреев, включая неиранских граждан. Его действия и помощь в спасении находившихся в опасности людей свидетельствуют о наличии уникальных нравственных ценностей и поступков и потребности в защите уязвимых в трудные времена. Эти примеры демонстрируют, что даже во время конфликтов и военных действий, гуманизм и доброта могут преодолеть национальные и идеологические противоречия для спасения человеческой жизни.
Создание Еврейского государства
Иран долгое время демонстрировал стойкое противостояние и негативное отношение к Израилю и его территориальным претензиям. Осуждение провозглашения независимости Израиля в 1948 году и отказ признания его в Организации Объединенных Наций (ООН) свидетельствуют о том, что Иран стоял на антиизраильской позиции и выступал за поддержку Палестины и арабских стран в этом конфликте.
Участие Ирана в противостоянии и голосование против плана раздела Палестины на два государства, а также направление материальной помощи арабским странам во время Войны за независимость Израиля в 1947-1949 годах подчеркивают его антагонистическую позицию по отношению к Израилю на международной арене. Мобилизация добровольцев и поддержка антиизраильских усилий также отражают негласную поддержку иранского руководства на тот момент.
Это грустное социально-историческое явление, когда антиеврейские настроения и рост насилия в арабских странах, связанные с созданием Израиля и его победой в войне, привели к вынужденной эмиграции еврейского населения, включая многих членов еврейской общины в Иране. Насилие и антиеврейские настроения могут создать опасную и деструктивную обстановку для меньшинств в обществе и привести к бегству и поиску безопасности в других странах.
На момент создания Израиля в 1948 году огромное количество персидских евреев, составлявших значительную часть общества Ирана, было вынуждено покинуть свои дома и искать убежище в других странах. Этот событие стало частью сложной истории взаимоотношений и миграции евреев во времена геополитических и социальных перемен.
Налаживаем контакты
Создание Израиля и установление дипломатических отношений между Ираном и Израилем является важным периодом в истории ирано-израильских отношений. После признания Израиля Турцией в 1949 году иранские власти также проявили инициативу в установлении контактов с Израилем через посредничество США и путем обсуждения вопроса официального признания на международной арене.
Официальное признание Ираном Израиля в марте 1950 года, хотя и в де-факто форме, отразило сдвиг в политике иранского руководства и было важным шагом в развитии их взаимоотношений. Перестановка проведена во время новогодних каникул меджлиса, чтобы избежать дальнейшего политического и религиозного спора в стране.
Существование версии о том, что признание Израиля было обусловлено коррупцией и получением взяток, указывает на сложность и иногда затемненную этическую сторону политических процессов. Важно продолжать анализировать и понимать историю и динамику ирано-израильских отношений для более полного представления о развитии взаимоотношений между этими двумя странами.
Общий враг
Важно рассматривать сложные исторические события и динамику ирано-израильских отношений с разных точек зрения. После государственного переворота в Египте, появления новых идеологий и распространения влияния СССР на Ближнем Востоке, Израиль и Иран оказались на одной стороне.
Израиль стал близким партнером США к началу 1950-х годов, а Иран присоединился к Багдадскому пакту, созданному Великобританией, США и Турцией. Важно отметить, что в период Шестидневной войны в 1967 году Иран продолжал поставки нефти в Израиль, а во время войны Судного дня в 1973 году даже передал Армии обороны Израиля несколько самолетов "Фантом". Они также сотрудничали в создании спецслужбы курдских сепаратистов в Ираке, которые были противниками Саддама Хусейна.
Эти события указывают на сложную и многоаспектную природу ирано-израильских отношений, которые были определены не только враждебностью, но и сотрудничеством и общими интересами в регионе.
Экономические связи
Это интересный период в ирано-израильских отношениях, когда обе страны строили взаимовыгодный торговый партнерство и экономические отношения, принеся пользу обоим сторонам. Интенсивные торгово-экономические связи между Ираном и Израилем привели к развитию и реализации различных совместных проектов, включая расширение транспортной инфраструктуры, обмен товаров и техническую помощь.
Иран и Израиль достигли значительных успехов в различных областях сотрудничества, от медицинских услуг до инфраструктурного развития. Взаимовыгодные торговые отношения и совместные проекты стали фактором процветания эврейской общины в Иране, демонстрируя их активное участие в национальной жизни и экономике страны.
Однако нестабильные политические события и революция в Иране в 1979 году, а также смена власти, привели к изменению динамики ирано-израильских отношений и разрыву торговых связей между этими странами.
Совершенно секретно
Эти сведения подчеркивают сложность и уникальность ирано-израильских отношений, особенно в области безопасности и военного сотрудничества. Строительство различных систем вооружения и военных проектов совместно, включая истребитель "Арье" и разработку противокорабельных ракет, свидетельствует о плодотворном сотрудничестве в военной сфере.
Также интересно отметить, что по некоторым данным, Израиль активно помогал Ирану в развитии его ядерной программы. Обе стороны находили общие интересы и цели в области безопасности и защиты, несмотря на конфликты и напряженности между ними.
Близкие связи между израильскими спецслужбами и иранской Службой информации и безопасности государства (САВАК), хотя и вызывали много споров и обсуждений, демонстрируют сложные и довольно удивительные аспекты взаимодействия между этими двумя странами, особенно в контексте безопасности и разведки.
Иран и Израиль: история неформального сотрудничества
На протяжении определённого периода времени Иран и Израиль поддерживали сотрудничество, которое, однако, оставалось неформальным и скрытым от широкой общественности. Это было обусловлено несколькими факторами.
Шах Мохаммед Реза Пехлеви, правивший Ираном в то время, стремился сохранить хорошие отношения с арабскими странами и претендовал на лидерство в регионе. В то же время большинство иранцев критически относились к евреям. Чтобы скрыть контакты между двумя странами, визиты представителей Ирана в Израиль осуществлялись через Турцию, а персонал иранского представительства в Израиле числился как находящийся в Швейцарии.
Интересно, что Израиль даже не был приглашён на празднование 2500-летия Персидской империи в 1971 году, опасаясь бойкота со стороны арабских стран. Такой формат отношений, который можно назвать «любовной связью без брачного контракта», раздражал Израиль.
Тем не менее, в Иерусалиме понимали, что шах был лучшим вариантом, чем оппозиционные ему силы. Хотя шаху приходилось осуждать действия Израиля в Палестине и заявлять арабским журналистам о скором изменении политики, в Израиле понимали, что он лучше, чем его противники.
Возможно, Израиль радовался тому, что шах ставил арабов на место, но при этом неоднократно осуждал оккупацию арабских территорий. Таким образом, несмотря на неформальный характер сотрудничества, оно имело важное значение для обеих стран.
Этот пример показывает, как политические обстоятельства могут влиять на формат и характер международных отношений, заставляя страны искать нестандартные решения для достижения своих целей.
Антисемитизм и антиизраильская риторика в Иране: Исторический контекст и последствия
Иранский антисемитизм и враждебное отношение к Израилю имеют давние корни, которые уходят во времена правления последнего шаха. Однако эта риторика особенно обострилась после Исламской революции 1979 года под руководством аятоллы Рухоллы Хомейни. Бушующие в то время клерикальные мусульманские круги вынашивали глубокую неприязнь к Израилю, обвиняя его в попытках завладеть экономикой Ирана и его богатствами. Хомейни и его сторонники заявляли, что все беды Ирана — результат деятельности "зловещих агентов" Израиля.
После того как новые власти пришли к власти в результате революции, они приняли ряд радикальных мер, выразившихся в полном разрыве отношений с Израилем. Все совместные проекты были немедленно прекращены, а здание израильского представительства в Тегеране было разгромлено и передано Организации освобождения Палестины.
К сожалению, эта враждебность не обошла стороной и иранскую еврейскую общину — начались гонения. Власти казнили нескольких еврейских лидеров по обвинению в связях с Израилем, а также в "ведении войны против Бога". Что касается имущества, то еврейская община потеряла активы на сумму, превышающую один миллиард долларов. Произошло и лишение представления в меджлисе — парламенте Ирана.
Весь этот период стал крахом для еврейской общины в Иране, численность которой сократилась с почти 100 тысяч до всего 30 тысяч человек вскоре после революции.
Эта тема до сих пор остаётся чрезвычайно болезненной и значительной в контексте истории и современных международных отношений Ирана. Понимание и осмысление таких исторических событий важно для объективной оценки текущего политического и социального климата в стране.
Комплексные отношения Ирана и Израиля в контексте ближневосточной политики
Несмотря на кажущуюся враждебность, отношения между Исламской Республикой Иран и Государством Израиль в определенные периоды истории были неоднозначными и содержали элементы как прямой конфронтации, так и непубличного сотрудничества.
После успешной Исламской революции 1979 года и обретения власти режимом аятоллы Хомейни, Иран не сразу начал активно действовать против Израиля на международной арене. Хомейни даже предотвратил отправку иранских добровольцев на помощь палестинцам во время Ливанской войны 1982 года.
С другой стороны, Израиль быстро признал новый иранский режим, сохраняя при этом контакты, особенно по вопросам еврейской эмиграции. Интересно, что Израиль рассматривал исламских фундаменталистов как меньшее из двух зол по сравнению с арабскими режимами. Премьер-министр Ицхак Рабин даже считал, что Иран может быть «лучшим другом Израиля» на Ближнем Востоке.
Все стало еще более сложным, когда в 1980-1988 годах развернулись события ирано-иракской войны. В эти годы Израиль, действуя через посредников и свои спецслужбы, осуществил поставки современного вооружения в Иран на общую сумму около трех миллиардов долларов, вопреки американскому эмбарго. Эти действия можно объяснить общим врагом двух стран — Ираком под руководством Саддама Хусейна.
Это напоминает о том, что на международной арене часто враг моего врага может стать моим временным союзником, показывая, как геополитическое положение стран может вызывать неожиданные союзы в условиях меняющейся политической конъюнктуры.
Эскалация напряженности: роль Ирана в конфликтах на Ближнем Востоке в 1990-е и 2000-е годы
1990-е годы ознаменовались значительным обострением отношений между Ираном и Израилем. Этот период отметил собой начало нового этапа в истории ближневосточных конфликтов, когда Иран значительно увеличил свою поддержку радикальных группировок.
Поддержка "Хезболлы" и влияние на Ливан
Одним из ключевых моментов стало активное вовлечение Ирана в поддержку "Хезболлы" — шиитской милитаристской организации в Ливане. Эта поддержка проявлялась не только в финансовом аспекте, но и в прямой военной помощи, особенно заметной во время Второй ливанской войны в 2006 году. Этот конфликт многие эксперты называют прокси-войной между Израилем и Ираном.
Сотрудничество с ХАМАС и развитие военных технологий
Кроме шиитских группировок, Иран установил связи и с суннитскими радикалами, в частности, с палестинским движением ХАМАС. Параллельно страна активно работала над развитием своих военных технологий, что в итоге привело к созданию баллистической ракеты "Шахаб-3", способной достигать территории Израиля.
Риторика и действия новой иранской лидерской элиты
Риторика против Израиля также остро обострилась. Аятолла Хаменеи, сменивший Хомейни, назвал Израиль "раковой опухолью" и призвал к его уничтожению. Призывы к "Священной войне" и лозунги "Смерть Израилю!" регулярно звучали на публичных собраниях, что еще больше накаляло атмосферу на Ближнем Востоке.
Эти события стереотипизировали Иран как основного агрессора в глазах Израиля, возводя его в статус главной угрозы безопасности. Наследие этого периода имеет долгосрочные последствия для региональной стабильности и международных отношений на Ближнем Востоке.
Эскалация отрицательной риторики: Иран под руководством Ахмадинежада
Возведение Махмуда Ахмадинежада в должность президента Ирана в 2005 году предвестником новой волны противоречий и усилении антисемитских настроений на государственном уровне.
Иран как центр отрицания Холокоста
Одним из самых спорных аспектов правления Ахмадинежада является его жесткая риторика в адрес Израиля и отрицание Холокоста, которое он называл "мифом, созданным сионистской пропагандой". Эта позиция не только вызвала резкую критику со стороны международного сообщества, но и усилила изоляцию Ирана на мировой арене.
Контроверсные заявления Ахмадинежада
В числе прочего печально известного, президент Ирана заявлял, что если Холокост и имел место, то в его основе лежат преступления европейцев и американцев, и, следовательно, именно на их территории следует создать еврейское государство. Такие утверждения продолжали разжигать уже существующие напряженности в регионе.
Поддержка антисемитских материалов
Кроме того, иранские власти под руководством Ахмадинежада поддерживали распространение "Протоколов сионских мудрецов" — антисемитского подложного документа, который, по заявлениям его сторонников, якобы доказывает стремление евреев к мировому господству. Это способствовало дальнейшему углублению антисемитских настроений в стране.
Ирано-израильские противоречия: Невозможно ли решить "вечную проблему"?
Противоречия между Ираном и Израилем остаются одной из самых острых и долгосрочных проблем на Ближнем Востоке, глубоко укоренившись в региональной политике и внешнеполитических стратегиях обеих стран.
Разделение на "хороших евреев" и "плохих сионистов"
Даже умеренные политики Ирана, такие как президент Мохаммад Хатами, который считается либеральным деятелем, продолжили критиковать политику Израиля, придерживаясь различия между евреями и сионизмом. Хатами говорил: "У нас нет трудностей с евреями, но мы против сионизма — разновидности фашизма". Это разделение подчеркивает сложность идентификации и разграничения в рамках дипломатических и общественных дискурсов.
Текущее положение в регионе
Основными затруднениями в решении этого конфликта являются отсутствие интереса к его эскалации со стороны мирового сообщества, включая США, и тенденции к стабилизации роль Ирана как системного игрока на Ближневосточной арене. Роль США особенно значительна, поскольку как основной партнер Израиля Америка заинтересована в предотвращении масштабных военных конфликтов.
Прокси-войны и ядерная программа
Прокси-войны продолжаются через поддерживаемые Ираном группировки, такие как ХАМАС и "Хезболла". Кроме того, ядерная программа Ирана остается одним из главных источников напряженности. Израиль, опасаясь возможности использования против себя иранского ядерного оружия, неоднократно предпринимал акции против иранских ядерных объектов, включая ликвидацию важных фигур в иранской ядерной индустрии, как это было в случае с ученым Мохсеном Фахризаде в 2020 году.
Общность судьбы: видения примирения между Ираном и Израилем
В контексте длительного и противоречивого противостояния между Ираном и Израилем, существуют голоса, звучащие за кулисами основных политических событий, которые выражают надежду на примирение. Один из таких голосов — Реза Пехлеви, сын последнего иранского шаха, который был свергнут в ходе Исламской революции 1979 года. Являясь представителем иранской оппозиции, Пехлеви подчеркивает возможность и важность восстановления отношений между двумя народами.
Идеи примирения от потомка свергнутого шаха
Пехлеви утверждает, что правящие фундаменталисты в Иране с одинаковым равнодушием относятся к интересам как иранского, так и еврейского народов. Это мнение поделяет многие иранцы в изгнании, которые считают, что текущий режим препятствует мирному сосуществованию в регионе.
Цитата Резы Пехлеви
"На протяжении многих лет я говорил, что судьбы народов Ирана и Израиля уникальным образом переплетены. У нас есть общие надежды на мир, но нам отказывает в этом общий враг — Исламская Республика."
Это высказывание отражает глубокую убежденность Пехлеви в том, что между Ираном и Израилем возможно налаживание отношений, основанных на взаимопонимании и сотрудничестве, если в Иране произойдут изменения в политическом режиме.
Возможности для будущего
Видение Резы Пехлеви отражает более широкую надежду на то, что изменения в Иране могут привести к новой эре в отношениях на Ближнем Востоке, где примирение станет возможным не только между правительствами, но и между народами. Это напоминает о важности содействия диалогу и поиске мирных решений в регионе, который долгие годы оставался ареной конфликта и недоверия.