Помимо моей основной специализации по помощи клиентам в самореализации в профессии и достижении комфорта в отношениях с близкими, я работаю еще с верующими людьми, преимущественно православными христианами, у которых есть кризис веры или религиозного мировоззрения.
Сфера смыслов одна из четырех важных сфер жизни человека и порой внутренние конфликты в ней не менее, а даже порой более болезненны, чем конфликты в сфере деятельности, отношений или связанных со здоровьем.
Кризис веры и мировоззрения относится к таковым. Подробнее я писала об этом здесь.
Сегодня я хочу рассказать об успешном опыте работы с клиентом, которая обратилась ко мне в состоянии религиозного невроза, со страхами, недоверием и охлаждением веры. Публикую выдержки из отзыва с согласия клиента. Имя изменено. Любые совпадения с реальными людьми являются совпадением.
Вероника из религиознойй семьи, она с детства ходила в храм, но в последнее время у нее были сложности в общении со священниками. Она не могла пойти на исповедь, часто проповеди вызывали у нее сопротивление, было недоверие людям в церкви. Когда она общалась с верующими людьми, ей казалось, что вера их поддельная, что Бога специально придумали, чтобы не было так больно и страшно жить.
От определенных событий в жизни вера Вероники сильно пошатнулась. По ее словам, все в церкви вызывало недоверие и отторжение. Она перестала верить в силу молитвы. Самое мучительное ощущение на протяжение многих лет было, что Бог ее не слышит. Ей хотелось докричаться до Него, но это казалось бессмысленным.
Вместе с тем, она задавала себе вопрос: «Почему до сих пор столько людей ходят в церковь? Что побуждает их это делать? Есть ли люди с настоящей верой? Как встретить таких?».
Я испытала сострадание и сочувствие к Веронике, когда она обратилась ко мне с этими переживаниями. Веронике хотелось найти Бога.
Конечно, это не только психологический, но и духовный запрос. Его важно решать совмещая психологические и духовные методы, например, молитвой, углублением в религиозную традицию, консультации с духовными наставниками, которым доверяешь. Вместе с тем, в запросе Вероники было много психологических переживаний: желание обрети свою целостность, понять, что она сама хочет в отношениях с Богом, увидеть, в каком состоянии сейчас ее религиозность, что там внешнего, а что внутреннего, дать внутреннее право людям в церкви быть в той религиозной традиции, как им это подходит и обрести меру своего выражения веры без попыток сравнивать себя с ними.
Сама я тоже проходила через кризис веры и знаю, насколько это болезненно. Помимо психологического, у меня есть образование теолога, поэтому я берусь работать с такими запросами.
Мы работали с Вероникой на протяжении семи месяцев 1 раз в месяц.
В вопросах кризиса веры есть то, что касается духовного окормления и общения с духовным наставником, а есть то, что может делать психолог: понять, в чем состоит внутренний конфликт, осознать, какие потребности не могут удовлетвориться, прожить сложные чувства, дать эмоциональную поддержку и больше информации о том, как люди проживают кризисе веры и мировоззрения. Это дает клиенту возможность преодолеть одиночество, ощущение собственной плохости и никчемности. Также это позволяет понять, с какими этапами он будет сталкиваться в проживании кризиса, увидеть причины, ощутить свою нормальность и увидеть путь выхода.
Т.к. в окружении Вероники не было священника, кому она доверяла и с которым могла бы консультироваться как с пастырем по духовным вопросам, я предложила ей изучать публикации священников, которые у нее вызывают доверие в интернет-пространстве, например, материалы по кризису веры, религиозному неврозу. Она знакомилась и выбирала для изучения те, которые ей откликались.
Психологическую помощь мы строили таким образом: Вероника написала вопросы, которые ее сейчас больше всего интересуют и каждую консультацию мы разбирали один вопрос. Мы работали с ее чувствами и переживаниями, чтобы снизить стресс, я подсвечивала, какие ее потребности похоже не удовлетворяются, как она пытается это решить, увидеть, что помогает и что можно делать по-другому. Обращала внимание на ее ценности и сильные стороны. Помогала понять, чего именно она хочет в отношениях с Богом, чего боится в состоянии кризиса веры и как она может себе помогать, что может делать немного по-другому.
Также я дала ей домашние задания на осознание своих ожиданий в отношениях с Богом.
К окончанию нашей работы через семь месяцев она поделилась, что поняла, что у ее кризис во многом связан с отношениях с людьми в церкви, а не сколько в общении с Богом. Она увидела, что в ее вере очень много невроза и что она может быть свободнее во внешних проявлениях веры. Она нашла один из вариантов обращения к Богу через письмо. Оказалось, что ей очень сложно сосредоточиться на тексте молитвы при чтении, особенно про себя. Такого рода молитва выматывала остатки ее душевных сил. В письме же она увидела, что ее мысль течёт плавно и настраивает душу на искреннюю молитву.
Она поняла, что имеет право выбрать себе церковь, священника, которому сможет доверить свою душу. Также она осознала, что может дать себе время на это.
Самым главным приобретение в ходе нашей работы стала ее способность без сопротивления обратиться к Богу в любой момент жизни. При этом окрепла вера. Появилось ощущение, что Он рядом.
Меня очень трогает та внутренняя работа, которую проделала Вероника. Рада, что мне удалось сопровождать ее на этом интересном и нелегком пути.
Приглашаю вас в свой телеграм-канал "Знаю себя". Переходите по ссылке и нажимайте вступить.
Автор: Мария Звонарева
Психолог, Психолог по самооценке
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru