В истории искусства есть произведения, которые не только восхищают нас своим мастерством исполнения, но и заставляют задуматься о вечных ценках и идеалах. Одним из таких шедевров является картина «Беседа Иисуса Христа с самаритянкой», созданная выдающейся художницей Ангеликой Кауфман в 1796 году.
На полотне мы видим момент встречи Иисуса Христа с самаритянкой у источника, называемого Колодцем Иакова, недалеко от города Сихема в Самарии. Эта сцена напоминает нам о давнишней вражде между иудеями и самаритянами, которая была характерна для тех времён. Однако на картине мы видим не конфликт, а диалог, который переживает века.
В Евангелии от Иоанна, глава 4, стихи 1–42, описана история, которая произошла с Иисусом Христом.
Во время своего путешествия из Иудеи в Галилею Иисус остановился отдохнуть у колодца, который находился недалеко от города Сихема в Самарии. Этот колодец назывался Колодцем Иакова.
К колодцу пришла самаритянка, которая была известна как прелюбодейка. Она пришла за водой. Иисус попросил у неё воды, и это было неожиданно для самаритянки. Ведь иудеи обычно не обращались к чужестранкам. Между иудеями и самаритянами была давняя вражда, которая доходила до того, что им даже запрещалось пользоваться общими сосудами.
Ангелика Кауфман, одна из самых известных женщин-художниц XVIII века, создала это произведение в стиле неоклассицизма. Её работы отличаются гармоничным сочетанием античных мотивов и современных тем, что делает их актуальными для зрителей разных эпох.
На картине мы видим Иисуса Христа, который остановился отдохнуть у источника. Он выглядит спокойным и умиротворённым, что контрастирует с напряжённой атмосферой, которая царит вокруг. Самаритянка, в свою очередь, выглядит удивлённой и заинтересованной. Она внимательно слушает слова Иисуса и, кажется, готова к диалогу.
Что же происходит на этой встрече? Иисус говорит самаритянке о любви, прощении и милосердии. Он призывает её открыть своё сердце и принять его учение. Самаритянка слушает его с интересом и, возможно, начинает понимать, что её жизнь может измениться к лучшему.
"10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую"
- Женщина ответила Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Чистую воду из колодца называли "живой")
- Иисус ответил ей: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
- а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."Иисус Христос поделился с ней своим учением."27. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиной; однако ни один из них не спросил: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?"28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, говоря людям:
!2! Посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?"
Христос отказался от еды, которую принесли ученики.
"34. Иисус сказал им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
- Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
- Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
- ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
- Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их."
Самаритяне, пришедшие из города, уверовали в новое учение и попросили Иисуса остаться с ними. Он пробыл у них два дня и учил их, и многие поверили ему.
Согласно преданию, самаритянка, беседовавшая с Христом у колодца Иакова, всю свою последующую жизнь посвятила проповеди Евангелия Христова. За свою веру она пострадала в 66 году, когда была брошена мучителями в колодец.
Святая Церковь празднует ее память 20 марта (2 апреля н. ст.). Ее имя — св. мученица Фотина (Светлана) самаряныня (самарянка).
Эта картина напоминает нам о том, что даже в самые трудные времена можно найти путь к примирению и пониманию. Встреча Иисуса Христа и самаритянки — это диалог, который пережил века и продолжает вдохновлять нас на поиск истины и гармонии.
Ангелика Кауфман создала шедевр, который не только восхищает нас своим мастерством, но и заставляет задуматься о вечных ценностях. «Беседа Иисуса Христа с самаритянкой» — это напоминание о том, что любовь, прощение и милосердие могут преодолеть любые разногласия и привести к миру и согласию…
О ней
Мария Анна Ангелика Катарина Кауфман, также известная как Анжелика Кауфман, родилась 30 октября 1741 года в городе Куре, который в то время входил в состав Швейцарского союза и являлся частью Лиги дома Божьего. Она была единственным ребёнком в семье, если не считать сводного брата по отцовской линии.
Её отец, Йозеф Иоганн Кауфман (1707–1782), с ранних лет прививал дочери любовь к живописи. Мать, Клеофея Лутц (1717–1757), занималась её образованием, обучая чтению и письму на нескольких языках, а также музыке.
В 1742 году семья переехала в итальянский город Морбеньо, расположенный в долине Вальтеллина. В 1752 году они обосновались в Комо, где их покровителями стали правящие графы де Салис. С 1754 года они жили в Милане, где их радушно принял герцог Моденский Франческо III д’Эсте.
В 1753 году Ангелика Кауфман создала свой первый автопортрет, изобразив себя в образе певицы с нотами в руках. Позже она написала портреты герцогини Модены Шарлотты Аглаи Орлеанской, архиепископа Милана кардинала Джузеппе Поццобонелли и австрийского дипломата графа Карла Йозефа фон Фирмиана.
После смерти матери в 1757 году Ангелика Кауфман приняла решение посвятить свою жизнь живописи, отказавшись от музыки. В это время она вместе с отцом участвовала в восстановлении приходской церкви Святой Троицы в Шварценберге — родном селе отца, пострадавшем от пожара.
Ангелика Кауфман создала фрески с изображениями апостолов, вдохновлённые работами Джованни Баттиста Пьяццетты. В следующем году она получила заказы на портреты в Мерсбурге и в Новых дворцах графов фон Монфортов в Теттнанге.
В 1758 году Ангелика Кауфман отправилась в путешествие по Италии вместе с отцом. За несколько лет они посетили Лугано, Морбеньо, Милан, Пьяченцу, Парму, Реджо, Модену, Болонью, Флоренцию и Рим. Во время путешествия она активно изучала наследие античности и работы старых мастеров, таких как Корреджо, Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Гвидо Каньяччи, Доменикино, Гверчино, Рафаэль, Рембрандт, Алессандро Тиарини и Франческо Ванни.
В 1762 году Ангелика Кауфман стала почётным членом Академии Клементины в Болонье и Академии художеств во Флоренции. В этом городе она много работала над портретами, в том числе английских аристократов, которые приезжали туда в рамках гран-туров. Примечательно, что для неё была выделена отдельная мастерская, так как в то время считалось неприличным работать в одном помещении с мужчиной. Во Флоренции она познакомилась с художниками Бенджамином Уэстом и Иоганном Фридрихом Раффенштайном.
В 1763–1764 годах Ангелика Кауфман жила в Риме и Неаполе. В это время она создала свои первые картины в жанре исторической живописи («Вакх и Ариадна», «Пенелопа за ткацким станком») и продолжила работу над портретами. В частности, она изобразила искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана, что принесло ей успех. Также она написала портреты актёра Дэвида Гаррика и Джона Паркера, который впоследствии стал первым бароном Борингдоном. Кроме того, она проводила исследования мужской анатомии, что было запрещено для женщин в то время.
В 1765 году Ангелика Кауфман стала членом художественной Академии Святого Луки в Риме. В это же время её портрет Дэвида Гаррика был выставлен в Лондоне и принёс ей известность. Затем она вместе с женой английского посла Бриджит Вентворт Мюррей отправилась в путешествие в Болонью, Венецию и Париж. В Париже она изучала работы Рубенса.
Путешествие Ангелики Кауфман с женой английского посла завершилось в Лондоне, где она прожила пятнадцать лет. Она открыла свою студию в этом городе. В 1766 году она познакомилась с художником Джошуа Рейнольдсом, и они написали портреты друг друга.
В 1767 году Ангелика Кауфман заключила брак с человеком, который выдавал себя за графа Фредерика де Хорна. Однако этот союз не был долгим и был аннулирован всего через несколько месяцев.
В 1768 году Ангелика представила свои работы на выставке Общества художников в Лондоне. Среди них были такие шедевры, как «Прощание Гектора с Андромахой» и «Пенелопа, снимающая лук Одиссея». В том же году она стала одним из основателей Королевской академии искусств в Лондоне.
В 1769 году на выставке академии она продемонстрировала три свои картины: «Гектор, прощающийся с Андромахой», «Венера, указывающая Энею и Ахату путь в Карфаген» и «Ахиллес, обнаруженный Улиссом среди дочерей Ликомеда». Все эти произведения были куплены меценаткой Терезой Паркер.
В 1771 году Ангелика провела несколько месяцев в Ирландии в качестве гостьи лорда-лейтенанта. Там она получила множество портретных заказов, которые стали основой для её творчества.
В 1773 году она была выбрана единственной женщиной среди художников, которые должны были расписать собор Святого Павла в Лондоне. Однако этот проект так и не был осуществлён.
В 1770-х годах Ангелика Кауфман создала множество работ на тему английской истории, включая «Вортигерн и Ровена» и «Элеонора, высасывающая яд из раны её мужа, короля Эдуарда I». Эти произведения стали образцом для национальной исторической живописи.
Дружба с современными литераторами привела к появлению таких работ, как «Инибака, открывающая себя в Тренморе» из «Оссианы» Джеймса Макферсона и «Бедная Мария» из «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна.
В это же время она начала сотрудничать с гравёрами, которые создавали копии с её картин для широкого распространения. Её коммерческая успешность стала очевидной.
В 1780 году Ангелика завершила четыре потолочные росписи: «Изобретение», «Композиция», «Дизайн» и «Живопись» для штаб-квартиры Королевской академии искусств в Сомерсет-хаусе. Этот престижный заказ стал пиком её славы.
В 1781 году она вышла замуж за художника Антонио Дзукки (1726–1795) и вернулась в Рим. Её муж скончался в 1795 году. Ангелика продолжала участвовать в деятельности Королевской академии в Лондоне, но её последняя выставка состоялась в 1797 году. После этого она работала сравнительно мало.
В 1807 году Ангелика Кауфман скончалась в Риме, получив пышные похороны. Многие члены Академии Святого Луки, духовные лица и ценители искусства собрались у её гробницы в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Как и при погребении Рафаэля, две её лучшие картины были пронесены в процессии.
В 1810 году итальянский историк Джованни Баттиста де Росси написал биографию художницы, увековечив её имя в истории искусства.В 1767 году Ангелика Кауфман заключила брак с человеком, который выдавал себя за графа Фредерика де Хорна. Однако этот союз не был долгим и был аннулирован всего через несколько месяцев.
В 1768 году Ангелика представила свои работы на выставке Общества художников в Лондоне. Среди них были такие шедевры, как «Прощание Гектора с Андромахой» и «Пенелопа, снимающая лук Одиссея». В том же году она стала одним из основателей Королевской академии искусств в Лондоне.
В 1769 году на выставке академии она продемонстрировала три свои картины: «Гектор, прощающийся с Андромахой», «Венера, указывающая Энею и Ахату путь в Карфаген» и «Ахиллес, обнаруженный Улиссом среди дочерей Ликомеда». Все эти произведения были куплены меценаткой Терезой Паркер.
В 1771 году Ангелика провела несколько месяцев в Ирландии в качестве гостьи лорда-лейтенанта. Там она получила множество портретных заказов, которые стали основой для её творчества.
В 1773 году она была выбрана единственной женщиной среди художников, которые должны были расписать собор Святого Павла в Лондоне. Однако этот проект так и не был осуществлён.
В 1770-х годах Ангелика Кауфман создала множество работ на тему английской истории, включая «Вортигерн и Ровена» и «Элеонора, высасывающая яд из раны её мужа, короля Эдуарда I». Эти произведения стали образцом для национальной исторической живописи.
Дружба с современными литераторами привела к появлению таких работ, как «Инибака, открывающая себя в Тренморе» из «Оссианы» Джеймса Макферсона и «Бедная Мария» из «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна.
В это же время она начала сотрудничать с гравёрами, которые создавали копии с её картин для широкого распространения. Её коммерческая успешность стала очевидной.
В 1780 году Ангелика завершила четыре потолочные росписи: «Изобретение», «Композиция», «Дизайн» и «Живопись» для штаб-квартиры Королевской академии искусств в Сомерсет-хаусе. Этот престижный заказ стал пиком её славы.
В 1781 году она вышла замуж за художника Антонио Дзукки (1726–1795) и вернулась в Рим. Её муж скончался в 1795 году. Ангелика продолжала участвовать в деятельности Королевской академии в Лондоне, но её последняя выставка состоялась в 1797 году. После этого она работала сравнительно мало.
В 1807 году Ангелика Кауфман скончалась в Риме, получив пышные похороны. Многие члены Академии Святого Луки, духовные лица и ценители искусства собрались у её гробницы в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Как и при погребении Рафаэля, две её лучшие картины были пронесены в процессии.
В 1810 году итальянский историк Джованни Баттиста де Росси написал биографию художницы, увековечив её имя в истории искусства.
Творчество Ангелики Кауфман, художницы, создававшей живописные произведения на библейские, исторические, литературные и античные мифологические темы, развивалось в рамках эстетики неоклассицизма.
Сама Кауфман позиционировала себя как мастер исторической живописи, что было необычно для своего времени, когда этот жанр считался исключительно мужским. В XVIII веке живопись воспринималась как исключительно мужское занятие.
Историческая живопись занимала важное место в академическом искусстве того времени. Однако под руководством сэра Джошуа Рейнольдса Королевская академия приложила все усилия, чтобы поддержать Кауфман в её стремлении к этому жанру.
Несмотря на популярность в британском обществе и успех как художницы, Кауфман была разочарована отсутствием интереса к исторической живописи у англичан. В конце концов она решила покинуть Британию и отправиться на континент, где историческая живопись была более известна и пользовалась большим уважением и поддержкой меценатов и коллекционеров.
Историческая живопись считалась наиболее возвышенным жанром в академической теории искусства. Её задачей было создание произведений на основе исторических, мифологических, литературных сюжетов и текстов Священного Писания. Для этого требовалось глубокое знание библейской и классической литературы, теории искусства, а также практическая подготовка, включающая изучение пластической анатомии, истории костюма, оружия и других специальных областей.
Большинство женщин не имели доступа к такой подготовке, особенно к рисованию с обнажённых моделей. Однако Кауфман смогла преодолеть гендерные ограничения и приобрести необходимые навыки, что позволило ей стать успешной художницей в жанре исторической живописи.
Кауфман быстро приобрела известность в Европе. В 1762 году она стала членом флорентийской Академии искусств, а в 1765 году — членом Академии Святого Луки в Риме. В 1768 году она была принята во Французскую и Британскую Королевские академии. В 1810 году известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси написал её биографию, после чего её жизнь стала сюжетом для многих популярных романов. Образ Кауфман стал прототипом главной героини романа Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» (1807).
Чарльз Уилсон Пил, художник, патриот и основатель американской художественной династии, назвал свою дочь в честь известной художницы Ангелики Кауфман (1741–1827).
Работы Кауфман были популярны благодаря гравюрам Ф. Бартолоцци и его ученика Г. И. Скородумова, которые создали технику цветного пунктира, наилучшим образом передающую нюансы живописи.
Этьен Морис Фальконе был почитателем творчества Кауфман. Сама же Ангелика испытала влияние идей не только Винкельмана, но и Антона Рафаэля Менгса.
Однако слава Кауфман не была безоговорочной. Хотя она и принадлежала к эпохе неоклассицизма и даже проявляла некоторые тенденции романтизма, в её творчестве преобладали черты салонного сентиментализма, которые в то время воспринимались положительно как «превосходный римский вкус».
Творчество Кауфман во многом перекликается с работами другой художницы — Элизабет Виже-Лебрен. Их сближают как критические оценки, так и обвинения в салонности.
В 2007 году в Шварценберге, Форарльберг (Австрия), был основан Музей Ангелики Кауфман. Ежегодно меняющиеся экспозиции посвящены различным аспектам и темам её творчества.
На выставке 2019 года «Анжелика Кауфман — неизвестные сокровища из частных коллекций Форарльберга» многие её картины были представлены публике впервые, так как большинство её произведений принадлежит частным коллекционерам.
Музей расположен в старом фермерском доме «Kleberhaus», построенном в типичном архитектурном стиле региона.
В честь Ангелики Кауфманн назван кратер на Венере.
Художница была известна и в России своего времени. В 1798 году Г. Р. Державин написал оду «К Анжелике Кауфман».
В 1774 году, когда Этьен Морис Фальконе работал над памятником Петру I в Санкт-Петербурге, он делился своими впечатлениями от работ Кауфман с английским путешественником Рэкселлом и сообщал, что «является обладателем почти всех её произведений».
Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, создавала миниатюры на стекле, используя в качестве образцов гравюры с картин Кауфман.
Гравюры с произведений Кауфман служили вдохновением для скульпторов. В частности, их использовал Ф. И. Шубин при работе над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.
В Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится несколько картин Ангелики Кауфман.
До промышленной революции гравюры с произведений Кауфман были широко распространены, что позволило её наследию широко распространиться в декоративно-прикладном искусстве. Её работы можно увидеть в архитектурных украшениях, росписи мебели, обоев, тканей, вееров, но особенно в росписи фарфора (ваз, посуды, статуэток, табакерок, картельных трубок, шкатулок и ювелирных украшений).