"Уволить меня – это разнарядка сверху"
В ростовском МВД Николай Цорматов служил в звании капитана полиции. Его уволили со службы из-за заявлений о том, что отдельные сотрудники силовых структур препятствуют расследованию. По его словам, поводом стала проверка после доноса руководителя пресс-службы МВД по Дагестану Гаяны Гариевой. Отец Анны подчеркивает, что у него нет претензий к силовым структурам в целом или отдельным ведомствам, а лишь к конкретным участникам расследования.
Официально Николая Цомартова уволили за то, что он позволял себе негативные высказывания, "дискредитирующие" органы: Следственный комитет, МВД и ФСБ России по Республике Дагестан. Он не согласен с такой формулировкой и планирует оспорить увольнение в суде, однако продолжать службу в органах не будет.
"Мне все равно не дадут нормально работать, хотя на местах всесторонняя поддержка мне оказывалась, коллеги понимают, что уволить меня – это разнарядка сверху. Опротестовать увольнение я хочу, лишь чтобы восстановить справедливость относительно того, как это было сделано, и чтобы добиться всестороннего расследования исчезновения дочери", – говорит Николай.
Травля очень подкосила нас
Семья девушки старается предать дело огласке в надежде, что это поможет в поисках. Масштабная поисковая кампания привела к тому, что об исчезновении Анны знают даже в Объединенных Арабских Эмиратах. Подписчица канала по поиску Анны, который ведут ее родители, прислала фото, сделанное в метро Дубая: на нем девушка, очень похожая на Анну Цомартову. Сразу после этого родители направили запрос в посольство РФ в ОАЭ с просьбой помочь в поисках дочери.
Сами Николай и Диана Цомартовы поехать в Дубай не могут: они "невыездные" из-за службы во внутренних органах. Николая хоть и уволили, но он все еще не может покидать страну, Диана Цомартова остается действующим сотрудником МВД. Мама Анны не смогла найти в себе сил пообщаться с корреспондентом "Окна".
"Ей сейчас очень тяжело, – описывает Николай состояние жены. – Мы как можем держимся ради других наших детей. У нас кусок души оторвали, и эта неизвестность о судьбе Ани нас убивает. При этом открываем интернет, а там про нас пишут, мягко говоря, неприятные вещи, покрывают матерными словами, девочек [жену и дочь Анну] называют истеричными и дебильными, мне угрожают физической расправой за недовольство следствием. Люди зачем-то создают издевательские видеоклипы, публикуют фото наших маленьких детей. Эта травля очень подкосила нас".
На днях на имя Дианы Цомартовой пришло уведомление от следственных органов о том, что в деле назначена новая экспертиза – так называемых контрольных смывов с 40 машин и другого транспорта, который в день пропажи Анны находился или выезжал с территории санатория ФСБ в Каспийске. Согласно документу, образцы отправлены на экспертизу в Кисловодск в августе.
"Экспертиза смывов спустя семь месяцев? Я просил следствие сделать это еще 14 февраля! Что они там найдут после стольких месяцев?" – задается вопросом отец Анны.
Он убежден, что расследование затягивают в том числе для того, чтобы через год с момента исчезновения приостановить дело: "Раньше сделать это они официально не могут, а вот через год смогут "приостановить" поиск моей дочери".
***
- Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил сотрудникам центрального аппарата ведомства выяснить, как продвигается расследование дела пропавшей. Мать Цомартовой жаловалась на бездействие полицейских и сообщала о травле со стороны сотрудников МВД. Она писала, что сотрудники пресс-службы МВД РФ по республике Дагестан "активно распространяли ложь" о суициде ее дочери, мешая предварительному расследованию.
- В конце февраля родители Анны Цомартовой обратились к президенту Владимиру Путину, требуя объективного расследования ее исчезновения. О реакции на обращение ничего не известно.