На вооружении пехоты по большей части состояли ружья, принятые на вооружение при Екатерине II и при Павле I. Ружья образца 1798 года имели калибр 7,75 линий (в английских линиях, ~19,7 мм). 13/25 сентября 1805 года были приняты на вооружение новые образцы: пехотное ружье калибром 7,5 линий (~19,0 мм), егерское ружье того же калибра (немного укороченное по сравнению с пехотным), а также винтовальное унтер-офицерское ружье калибра 6,5 линий (~16,5 мм) и егерский штуцер (короткий нарезной карабин) такого же калибра. Новые ружья вводились постепенно, так что старые и новые ружья использовались одновременно.
Кроме ружей, произведенных в России, в некоторых полках имелись ружья иностранного производства, как закупленные, так и трофейные. Среди них следует особо отметить английские. В 1806 году Россия закупила в Англии 60 000 ружей (получены весной 1807 года), Они считались одними из самых лучших в Европе по качеству стволов и надежности замков. В начале ХIХ века их калибр был одним из самых больших среди пехотных ружей Европы (~19,0 мм). Для сравнения, калибр французских ружей был ~17,5 мм (7 линий и 9 точек во французских мерах длины).
В 1808-1809 годах в войска рассылали требования сообщить калибры находящихся на вооружении ружей. Ответы полков 25 дивизий на эти запросы показывают, что на вооружении пехоты одновременно находились гладкоствольные пехотные ружья 28 разных калибров, от 5 до 8,625 линий (от ~12,7 до ~21,9 мм), гладкоствольные егерские ружья 8 разных калибров, от 5,5 до 8,5 линий (от ~14,0 до ~21,6 мм), винтовальные ружья 15 разных калибров, от 5,4 до 7,667 линий (от ~13,7 до ~19,5 мм), и егерские штуцера 11 разных калибров, от 5,5 до 7 линий (от ~4,0 до ~17,8 мм).
Во многих полках были ружья разных образцов, до четырех и более разных калибров в одном полку. Шеф Либавского мушкетерского полка генерал-майор Яков Егорович Вадковский в рапорте инспектору всей артиллерии генерал-лейтенанту Петру Ивановичу Меллер-Закомельскому от 29 января/10 февраля 1809 года сообщал:
«...во вверенном мне Либавском мушкетерском полку ружья по давнему их существу, начиная с 1700 года состоят в разных калибрах; почему и нельзя большой части оным определить настоящее заключение калибров, но дабы исполнить предписание вашего превосходительства, сортировал я их на три калибра, и оных состоит большаго, сто девяноста, средняго, тысяча шесть сот восемь, меньшаго пятьдесят...».
Штуцера полагались 12 егерям в каждой роте егерских полков и всем унтер-офицерам егерских полков (всего 252 штуцера в полку). Винтовальные ружья полагались четырем унтер-офицерам в каждой роте гренадерских батальонов мушкетерских полков и шефских батальонов гренадерских полков (всего 16 штук в полку). Указом от 26 января/7 февраля 1805 года было предписано, чтобы в гренадерских и мушкетерских полках четыре унтер-офицера в каждой роте (включая роты мушкетерских и фузилерных батальонов) были вооружены винтовальными ружьями, а до тех пор, как недостающие ружья будут изготовлены и присланы в полки, выдать в полки по 32 обычных пехотных ружья. Таким образом, уже 48 унтер-офицеров в каждом гренадерском или мушкетерском полку должны были быть вооружены ружьями, остальные по-прежнему были вооружены алебардами.
Указ от 25 июня/б августа 1808 года предписывал «всем нижним строевым чинам егерских полков иметь ружье с трехгранными штыками, а штуцеров и кортиков не употреблять». Таким образом, с этого времени штуцера, которые находились на вооружении егерских пол. ков, начали заменять на гладкоствольные ружья.
Указ от 28 августа/9 сентября 1809 года предписывал, чтобы в гренадерских и мушкетерских полках все унтер-офицеры, кроме фельдфебелей, были вооружены обычными пехотными ружьями, а фельдфебели должны были по-прежнему иметь алебарды. Алебарды были окончательно отменены указом от 9/21 октября 1811 года, фельдфебели также должны были получить ружья. Эспонтоны офицеров были отменены еще в 1806 году.
Указ от 20 января/1 февраля 1808 года предписывал, чтобы в каждой роте пехотных полков убавили по 12 ружей от количества, полагающегося по штату. Аргументы в пользу такого решения заключались в том, что полки почти всегда находятся не в полном комплекте, а кроме того, всегда есть некоторое количество больных солдат.
9/21 апреля 1808 года был принят на вооружение новый образец пехотного ружья калибром 7 линий (в английских линиях, ~17,8 мм). Это ружье было спроектировано по образцу французского ружья образца 1803 года. Русское пехотное ружье образца 1808 года имело укороченный вариант, которым полагалось вооружать егерей и драгун. Ружья нового образца поступали в войска постепенно, наряду с ними вплоть до окончания наполеоновских войн использовались ружья старых образцов, а также ружья иностранного производства.
Из книги А.Л. Жмодикова «Наука побеждать»: тактика русской армии в эпоху наполеоновских войн. С. 394-396.
Материал тг канала С. Галеева «Наполеон Бонапарт». Подписаться: https://t.me/NapoleonBonapart_publicTG