UFC – главный MMA-промоушен в мире, в котором собрались сильнейшие бойцы планеты.
Кто создал UFC
Отцы-основатели UFC – это Рорион Грейси, старший инструктор академии бразильского джиу-джитсу в Лос-Анджелесе и его ученики: кинорежиссер и сценарист Джон Милиус и бизнесмен Арт Дэйви. Младший брат Рориона, Ройс – потом участвовал в боях и трижды выигрывал турниры. Милиус стал креативным директором, а Дэйви – идейным вдохновителем. Именно Арт в 1992 году предложил организовать турнир по боям без правил. Дэйви занялся поиском инвесторов и рекламой. Он был уверен, что на этом можно будет хорошо заработать.
Они заинтересовали и привлекли более двадцати инвесторов и создали компанию WOW Promotions, которая обеспечивала правовую базу для проведения турнира. Показать его по телевидению согласилась только одна компания – кабельный провайдер SEG. В свое время по нему транслировался необычный теннисный матч между мужчиной и женщиной, так что им было не привыкать к определенному риску и спортивным экспериментам. Ведь никто не знал как бои без правил примет американская публика.
Для предстоящего соревнования креативщики SEG придумали свой ринг – восьмиугольник (октагон) и название – Ultimate Fighting Championships (абсолютный бойцовский чемпионат) с аббревиатурой UFC.
Первый турнир UFC
12 ноября 1993 года на арене Макниколс в городе Денвер (США) состоялся первый турнир по боям без правил, в будущем – смешанным единоборствам – UFC 1. Слоган для привлечения внимания был такой: «Сможет ли боксер побить борца?» В схватках участвовали восемь бойцов, представлявших разные стили и направления боевых искусств: от бокса до сумо. Запрещалось только кусаться и выдавливать глаза. Ограничений по времени не было. Бой длился до нокаута, пока противник не сдастся или секунданты не выкинут полотенце.
Турнир имел бешеный успех. На арене было продано почти 3000 мест, а на телевизионном канале SEG просмотры купили еще почти 87 000 человек. Основатели и их партнеры, которые изначально смотрели на этот проект, как одноразовое мероприятие – решили развивать этот бизнес дальше.
В 1995 году SEG выкупила доли Грейси, Дэйви и Милиуса и стала единственным владельцем промоушена. Дела шли неплохо до 1996 года.
Новый хозяин UFC, который привел промоушен к славе и большим деньгам
В конце 2000 года расходы на организацию боев у SEG значительно превышали доходы от них и, несмотря на растущую популярность ММА, компания хотела избавиться от убыточного проекта. В это же время интерес к нему проявил известный промоутер бокса Дана Уайт. Он убедил владельцев сети казино в Лас-Вегасе, братьев Фрэнка и Лоренцо Фертитта его купить. Те создали компанию Zuffa, через которую в 2001 году за 2 млн долларов UFC и был приобретен. А Дана Уайт стал президентом организации.
Дана Уайт и братья Фертитта
В течение нескольких лет он занимался популяризацией турниров, и они набирали все больше просмотров на платных каналах, но все равно – темпы развития и выручка были недостаточными, чтобы оправдать покупку. В 2004 году убытки Zuffa с момента приобретения UFC составили 34 млн долларов. Тогда Уайт сделал гениальный ход, который дал мощный толчок развитию и популяризации ММА – он придумал телевизионную программу.
The Ultimate Fighter
Новое реалити-шоу получило название The Ultimate Fighter (абсолютный боец). Оно впервые было показано в 2005 году. В нем две команды никому еще неизвестных бойцов тренировались под руководством действующих и бывших чемпионов UFC и участвовали в схватках друг с другом. С победителем финального боя организация подписывала контракт на шестизначную сумму. Шоу стало популярным и вызвало взрывной рост интереса к смешанным единоборствам. Результат не заставил себя ждать.
The Ultimate Fighter
По итогу 2006 года чистая прибыль UFC составила более 200 000 000 долларов. По выручке организация обогнала боксерские промоушены и реслинг, которые раньше казались недосягаемыми.
Кроме того, в 2007 году известный интернет-тотализатор Bodog заявил, что количество ставок на бои по ММА превысили показатели боксерских поединков. А более 1 млн купленных просмотров на кабельном телевидении стали рекордом и показали, что интерес к смешанным единоборствам заметно возрос. В этом же году Zuffa купила японский Pride – главного конкурента UFC, который в итоге становился крупнейшим промоушеном смешанных боевых искусств в мире.
Пик популярности чемпионата пришелся на 2009 – был побит предыдущий рекорд и куплено 1,7 млн. платных трансляций. В 2010 году турниры UFC транслировались в 130 странах, на 20 разных языках.