Найти тему

Василий Сухомлинский, опередивший время

Оглавление

Мы привыкли говорить, что творчество классиков всегда актуально. Но молодежь далеко не всегда согласна с этим. Много лет работая с начинающими учителями и студентами педвуза, я сделал интересное наблюдение. Едва ли не единственный классик педагогики, которого они активно читают – это Сухомлинский. И дело не только в его идеях (о них – чуть ниже), а еще и в его стиле. Прозвучит странно, но Сухомлинский – отец педагогического нон-фикшн. Еще в 60-е годы он писал в стиле, который можно найти в современной научно-популярной литературе по педагогике – емко, кратко, с многочисленными практическими рекомендациями (лайфхаками). Неслучайно, что самая читаемая классическая педагогическая работа называется так, как сегодня могли бы назвать книгу опытные маркетологи в крупном издательстве – «100 советов учителю».

-2

5 главных идей Сухомлинского

1. Воспитание без наказания.

Сейчас вы найдете немало книг не только с похожей идей, но даже с таким же или похожим названием. Наказания только ужесточают детей, портят отношения с педагогами, родителями и сверстниками. Необходимость в наказаниях, по мнению великого педагога, это следствие ошибок в воспитании. Физическое же насилие к детям он считал совершенно недопустимым и крайне губительным для психики ребенка.

2. «Содружество семьи и школы».

Многочисленные исследования показывают, что вовлеченность родителей в школьную жизнь своих детей напрямую сказывается на их успеваемости и вероятности поступления в университет. Василий Сухомлинский настаивал на этом еще 60-70 лет назад. Причем он говорил о необходимости активного педагогического просвещения не только детей, но и родителей. В ХХI веке «родительские университеты» и разнообразные курсы для молодых матерей и отцов – обычное явление, а во времена Сухомлинского такая идея была революционной. Вопрос о том, кто же воспитывает ребенка – школа или семья, перед педагогом никогда не стоял. Только вместе! А еще он постоянно писал о том, что школа должна учить детей жить в семье, быть ответственным родителем, уметь решать конфликты и пр. Так что последнее нововведение с курсом «Семьеведение» в российских школах ему бы наверняка понравилась.

3. Воспитание через диалог и общение.

В эпоху, когда преобладали пассивные и репродуктивные методы обучения, Сухомлинский, по сути, провозглашает необходимость активных и интерактивных методов и технологий.

4. Научить ребенка жить.

Уже в малыше нужно видеть будущего взрослого. Сухомлинский считал, что нужно учить детей переживать горе, понимать свой долг перед другими, понимать себя и других, контролировать свои чувства. Ничего не напоминает? Никто еще не слышал об эмоциональном интеллекте, а великий педагог уже писал о необходимости его формирования и развития.

5. Непрерывность образования.

В середине прошлого века 8 или 10 классов обучения, казалось, хватит на всю жизнь. Сухомлинский же считал, что «человек должен развивать себя всю жизнь». Фактически это популярная и общепринятая в наше время идея lifelong learning.

Василий Сухомлинский был уникальным инноватором, многие идеи которого опередили время на десятилетия. Он предвосхитил многие тенденции не только в системе образования, но и в обществе в целом. Например, мало кто знает, но именно он едва ли не первым в отечественной литературе в целом стал писать о продуктивности и тайм-менеджменте (пусть и не используя эти привычные нам термины). Впрочем, великий вклад Сухомлинского в том, что он создал школу гуманной педагогики, суть которой в том, «чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок», считал педагог.

Алихан ДИНАЕВ

Учитель года России 2018

Больше интересного и полезного на моей странице в ВК — vk.com/dinaev!