Одним из самых известных французских актёров является испанец Хуан Морено, который с помощью своих родителей когда-то был завезён во Францию, где он из мальчика по имени Хуан ловко превратился во французского паренька Жана.
Фамилия тоже оказалась слишком длинной, из неё были выкинуты ненужные запчасти, после чего Морено стал Рено.
Сейчас Франция сильно сдала свои позиции и действительно большой кассовый хит у неё был 8 лет назад. Это фильм «Безумная свадьба», но в 90-х и нулевых каждый год во Франции какое-нибудь местное кино взрывало прокат и довольно часто в подобном кино мелькал именно Жан Рено.
Сегодня хотелось бы вспомнить о столь харизматичном любителе носить круглые темные очки и остановиться на нескольких его работах поподробнее.
Стартовала карьера Жана Рено в самом конце 70-х. Он появился в мало кому нужных фильмах на десятом плане, где его не заметили даже те три человека, которые видели эти ленты.
Первая относительно крупная роль Рено связана с постановщиком Люком Бессоном. Именно он позвал его в свой проект «Последняя битва».
Это было маленькое кино и в космос после него ни карьера Рено, ни Бессона не ушла, а ведь Жану Рено было уже 35 лет на момент съемок.
Как в общем-то не стал Рено сильно известным и после следующего фильма Люка Бессона «Подземка», где у него была тоже небольшая роль. Но его все-таки заметили и сниматься на третьем плане актер стал уже не только у своего друга Люка Бессона.
Настоящим же прорывом для актёра стало участие в съёмках «Голубой бездны».
Фильм стал огромным хитом французского проката, и Жана Рено наконец-то заметил обычный зритель.
«Голубую бездну», кстати, снял всё тот же Люк Бессон, и во многом поэтому взлёт карьеры Жан Рено связывают как раз с ним.
Но есть ещё один режиссёр, который для звёздного статуса Жан Рено во Франции сделал не меньше, а возможно даже больше.
Зовут этого постановщика Жан-Мари Пуаре.
В конце 80-х Жан-Мари Пуаре и Кристиан Клавье работали над фильмом «Операция Тушонка».
Написав сообща сценарий, они бегали по французским студиям и телевизионным каналам, в надежде, что их писанина кого-то впечатлит и в них бросят много денег.
Предполагалось, что главные роли в фильме сыграют Кристиан Клавье и Жерард Депардье.
Но Пуаре и Клавье тогда не были кому-то нужны. Они только что провалились с фильмом «Мои наилучшие друзья», и студия Гамон соглашалась выделить на фильм самый минимум.
Увидев такой минимум, Жерар Депардье вспомнил, что у него есть какие-то неотложные дела, и из фильма быстро убежал.
Клавье позднее скажет, что в кино совсем никто не верил. Все известные французские актеры, к которым они обращались после сбежавшего Депардье, отказывались под разными предлогами.
И по байке обратить внимание на Жана Рено предложила подруга Кристиана Клавье.
Связались с актёром через Люка Бессона, который уже переправил сценарий Рено и тот быстро дал своё согласие. Обойдясь в 3 миллиона долларов, операция «Тушёнка» взяла только во французском прокате 7 миллионов долларов.
Это меньше, чем вышедшая рядом Никита, в которой тоже засветился Жан Рено, но попав на телевидение, первый показ фильма «Операция Тушонка» собрал у экранов почти 13 миллионов французов.
Жан Рено во Франции быстро становился звездой. И главное, Рено сдружился уже не только с Люком Бессоном, но и с Кристианом Клавье и режиссёром Жан-Мари Пуаре. И они пригласили его и в свой следующий проект «Пришельцы».
Во Франции этот фильм называют местными трансформерами, из-за того, что рекламных интеграций в нем было столько, что когда-то местные критики разносили фильм только из-за этого момента.
Считается, что половину 10-миллионного бюджета ленты авторы отбили еще до выхода ее в прокат, только за счет огромного количества рекламы в фильме.
Во французском прокате фильм стал самым кассовым за всю историю без учета инфляции.
Даже спустя 30 лет со дня выхода пришельцы занимают пятое место в истории по количеству зрителей, посетивших французские кинотеатры.
В общемировом прокате пришельцы собрали 98 миллионов долларов, 78 из которых пришли из Франции, в США же комедия насобирала меньше одного миллиона.
С этим связан забавный момент. Над выпуском картины в американском прокате работал известный постановщик Мэл Брукс, ответственный за фильмы «Космические яйца», «Всемирная история» и «Робин Гуд. Мужчины в трико».
Он полностью изменил все диалоги в фильме и превратил комедию о французских рыцарях в типичную для американцев пародию.
Когда результат его трудов увидел режиссёр Жан-Мари Пуаре, он был в ярости и потребовал всё исправить.
Студия Miramax, занимавшаяся прокатом фильма в США, уволила Брукса и заказала новый дубляж.
Всё это привело к тому, что фильм вышел в американский прокат спустя 3 года, лишь в 1996 году. А Мэл Брукс всё равно получил за свою работу 500 тысяч долларов.
Скорее всего, Жан Рено сразу бы пошёл по рукам французских студий, которые снимали бы его каждый день во всех выходящих фильмах, но этому помешал Люк Бессон, который, дожидаясь съёмок "пятого элемента", решил снять небольшой фильм "Леон", куда немедленно завёз Жан Рено.
Ему ещё и пришлось воевать с американскими инвесторами, для которых сумасшедший успех "пришельцев" ничего не значил.
Леон, располагая бюджетом в 16 миллионов долларов, в прокате взял 46 миллионов, 19 из которых пришли из США.
Каким-то большим успехом такие цифры не назвать. Но Жана Рено заметили и в Голливуде. И теперь уже зная, что он очень известный актер в Европе, его стали звать в голливудские фильмы на роли второго плана.
И первоначально голливудская карьера Рено шла очень неплохо. Выбирал он проекты, которые впоследствии срывали в прокате банк. Неплохо выступил в прокате следующий после Леона фильм «Французский поцелуй».
При бюджете в 40 миллионов долларов он собрал 102 миллиона.
А в 96 году у Рено случились сразу два кассовых хита. Один европейский, один американский.
В США прокат взорвал боевик Тома Круза «Миссия невыполнима», где у Рено была эффектная роль второго плана. А вот во Франции хитом стал приключенческий «Ягуар».
Повторить успех пришельцев новый фильм Рено не смог, но всё равно в одном лишь домашнем прокате картина освоила 15 миллионов долларов.
97 год у Рено прошел не очень здорово. Засветился актёр в одном французском и в одном итальянском проекте. Оба они выступили посредственно.
Комедия «Колдовская любовь» во Франции насобирала всего 5 миллионов долларов, а общемировые сборы "места на кладбище" не смогли превысить планку в 1 миллион.
А вот 98-й год для французского-испанца стал уже более успешным. В прокат попали сразу три фильма, два американских и один французский.
Подвёл всех только боевик «Ронин», который полностью провалился в прокате, не сумев отбить свой 55-миллионный бюджет.
В самом начале года во французские кинотеатры заехал сиквел «Пришельцев», получивший под заголовок «Коридоры времени». Обошелся он почти в три раза дороже первой ленты и в 1998 году стал самым дорогим фильмом французского производства.
На старте проката вторые "Пришельцы" побили почти все французские рекорды, но на длинной дистанции фильм быстро сдулся. Французский зритель посчитал, что он сильно уступает первой ленте и кинотеатры быстро опустели.
Благодаря рекордному старту вторые пришельцы всё равно по итогам проката собрали только во Франции 55 миллионов долларов. Ещё почти 20 поступило с мировых рынков.
При бюджете в 25 миллионов долларов это в любом случае хороший результат, но всё-таки студия ожидала большего и с третьим фильмом на который рассчитывали Рено, Клавье и постановщик Жан-Мари Пуаре возникли некоторые проблемы.
Ну а в американский прокат в конце 98-го приехала "Годзилла" Роланда Эмериха.
Всем наверное известно, что роль в этом фильме Жан Рено предпочёл Матрице, и именно Рено хотели заполучить в роли агента Смита, но он от предложения отказался.
Сейчас конечно всем очевидно, что ему надо было выбрать Матрицу, а не Годзиллу. Но в те годы всё было совсем не так однозначно.
Просто представьте, что два непонятных режиссёра, за плечами которых только сценарий к полностью провалившимся "наёмным убийцам" и постановка маленького фильма «Связь», рассказывают о том, как, вероятно, будет выглядеть, по их мнению, экшн-составляющая фильма.
Слушая таких специалистов, от фильма шарахались все подряд, а не только Жан Рено.
Ну а Годзилла в прокате выступила вроде бы неплохо, собрав 379 миллионов при бюджете в 130.
Вот только студия ожидала гораздо большего, и с Годзиллой связывают рекордные затраты на маркетинг для 90х.
Есть и ещё один интересный момент. У Годзиллы не было тестовых показов. Студия так боялась утечек дизайна Годзиллы, что от них отказалась.
Позднее руководство студии заявляло, что это было главной ошибкой при создании фильма.
Продюсеры считают, что они смогли бы поправить многие моменты фильма, ориентируясь на мнение зрителей.
Но в те годы все решили, что это слишком большой риск, хотя по итогу дизайн все равно попал в руки прессы через одну компанию, заплатившую за рекламу своей одежды в фильме.
Критики Годзиллу на выходе просто "стёрли в порошок". Лишь 15% положительных рецензий. И зрительская оценка в США всего 5 баллов из 10, хотя у нашего зрителя на кинопоиске она почти 7 баллов из 10.
Начало нулевых Рено тоже встретил неплохо. С одним из своих самых известных фильмов, "Багровыми реками".
Фильм обошёлся в 14 миллионов долларов, а в прокате собрал 60.
И большим достижением этой ленты стало то, что хитом она стала не только во Франции, но и в Германии и Италии, где фильм попал в первую десятку по итогам года.
А вот дальше дела у актёра пошли неважно.
В 2001 году в прокат попали «Пришельцы в Америке» и «Васаби».
«Пришельцы в Америке» это как раз та проблема, которая возникла после просевших сборов вторых «Пришельцев».
Режиссер Жан-Мари Пуаре хотел выпустить третью часть о приключениях героев в самом начале нулевых. Однако студия, недовольная кассой второго фильма, поставила условие сделать для американского зрителя ремейк.
После чего ему давали добро на третью французскую часть.
Переработанный сценарий первого французского фильма, который лег в основу пришельцев в Америке, не понравился Жан-Мари Пуаре.
Он пытался отказаться от постановки, но из-за контракта и обещаний продюсеров, касающихся завершения французской трилогии, в итоге согласился поставить ленту.
"Пришельцы в Америке" с треском провалились в прокате. Из четырёх картин о французских пришельцах они обладали самым внушительным бюджетом в 35 миллионов долларов.
Собрать в мире удалось лишь 16, а в Америке, для которой и был снят этот фильм, сборы составили всего 4 миллиона долларов.
Жан-Мари Пуаре ненавидит это кино. Он утверждает, что получилось оно таким плохим из-за ужасного сценария и американских продюсеров, которые запрещали любые попытки импровизации и правок.
Именно провал "пришельцев в Америке" он обвиняет в отмене третьей части пришельцев в начале нулевых, так что третьему французскому фильму, который так хотел поставить Жан-Мари Пуаре, зелёный свет дали лишь в 2015 году.
При этом первоначальный сценарий пришлось сильно поменять из-за возраста актёров и перерыва, который не позволял сделать прямое продолжение второго фильма.
Попал фильм на экраны в 2016 году, спустя 18 лет после выхода сиквела, и «Пришельцы 3. Взятие Бастилии» тоже провалились, получив самые низкие оценки от критиков и зрителей в серии.
В 2003 году Жан-Мари Пуаре ушёл из кино, и в 2016 вернулся только ради этого фильма. На момент съёмок постановщику было уже 70 лет.
Васаби, который так любит наш зритель, в прокате тоже выступил неудачно.
При бюджете в 15 миллионов евро он собрал лишь 10 миллионов долларов. Но из-за всех нынешних официальных разговоров о его продолжении, можно предположить, что на носителях у фильма все было отлично, как и с продажами на телевидении.
В 2002 году Рено мощно затонул ещё с двумя проектами, американским "Роллерболом" и французской "Историей Любви".
Роллербол стал одним из главных провалов нулевых и по итогу отправил за решётку постановщика Джона МакТирнана, когда-то выдавшего "Крепкого орешка" и "Хищника".
А "История любви" просто оказалась во Франции никому не нужна.
2003 и 2004 годы тоже Рено подарили одни кассовые провалы. Одним из которых стал сиквел "Багровых рек".
Успех первого фильма в европейском прокате многим вскружил голову, и на сиквел потратили уже денег в два раза больше, 30 миллионов долларов.
За этот фильм Жан Рено получил свой крупнейший на тот момент гонорар 5 миллионов долларов, возможно это и самый большой гонорар в его карьере, но у большинства фильмов актёра его гонорар узнать затруднительно и он нигде не обозначен, поэтому утверждать этого я не могу.
В прокате фильм при своем огромном бюджете, который на экране не видно даже если смотреть очень внимательно, собрал 32 миллиона долларов.
Рядом погибла и комедия «Невезучий», которая при бюджете в 27 миллионов взяла в прокате тоже 27 миллионов.
В её случае дело явно в каком-то неадекватном бюджете для подобной картины.
24 миллиона из 27 пришли из домашнего проката и для Франции это очень хорошие цифры.
Так как и здесь понять куда делись столько денег невозможно, существует вероятность, что их забрали Жан Рено и Жерар Депардье, которые очень сильно хотели покушать.
Падение актёра продолжил "Корсиканец", который вновь свёл Рено с Кристианом Клавье.
Так как во Франции их дуэт всегда зрителю нравился, только в домашнем прокате "Корсиканец" собрал 19 миллионов долларов, но для бюджета в 18 миллионов это снова было слишком мало.
Следом за корсиканцем провалился итало-французский фильм "Империя Волков", который при бюджете в 24 миллиона кое-как в прокате насобирал лишь 11 миллионов долларов.
Кто-то может подумать, что французский прокат был не способен окупить эти фильмы. И их снимали какие-то наркоманы или клинические идиоты. Но это не так.
Точнее снимать эти ленты могли клинические идиоты, но Франция окупить их работу могла.
Совсем рядом 80 миллионов только по Франции собирала "миссия Клеопатра", 50 миллионов срывало второе "Такси", "Хористы", "Амели", комедии "Хамелеон", "Это правда если я вру" и многие другие картины.
То есть бюджет в 20-25 миллионов позволял отбивать только французский прокат.
Ну а Жан Рено, попытавшись прервать такую серию провалов, вновь отправился в США. Актер подписался на роли второго плана в фильме "Код да Винчи" и "Розовая пантера".
С розовой пантерой ему еще и очень повезло, так как от этой роли отказался Джеки Чан, почему-то посчитавший её слишком оскорбительной для азиатов.
Код да Винчи стал огромным хитом, Пантера прошла хуже, но она продемонстрировала хорошие результаты на носителях.
Так что авторы, немного урезав бюджет, дадут шанс проекту со второй частью, а вот она уже в прокате полностью провалится.
С треском провалился и последовавший за «Розовой пантерой» военный фильм «Эскадрилья Лафайет».
60-миллионный американский фильм собрал всего 13 миллионов долларов, после чего, если не считать вторую «Розовую пантеру», Рено в американском кино стал заезжать на третий план или даже на 23-й.
Как в комедии «Формула любви для узников брака».
Она стала чуть ли не единственным успехом актёра с конца нулевых по наши дни.
Гонорары его со стандартных 2-4 миллионов с наступлением десятых свалились до отметки в 500 тысяч евро. Столько он к примеру получил за "22 пули", "облаву" или "шефа."
"22 пули" наверное и вовсе стал последним фильмом Рено как актёра первого плана, который хоть и провалился в прокате, но сделал это с уважением. При бюджете в 18 миллионов он собрал 18 миллионов.
Второй территорией по кассовым показателям после Франции стала Россия, где "22 пули" освоил 3 миллиона долларов. Во Франции же это было 10 миллионов.
Еще по миллиону выделили Испания и Германия. С остальных территорий уже пришли совсем копейки.
Я не зря заострял внимание на том, что в первом фильме Люка Бессона в 83 году Жану Рино уже было 35 лет.
Так получилось, что во Франции он стал звездой уже в 45, а мировая известность пришла к актёру, когда ему было уже за 50. И хотя Жан тоже пытался стать как Лиам Нисом боевым пенсионером в свои 60 с плюсом, ни один из этих фильмов в прокате не выстрелил.
В таком возрасте в любом случае диапазон ролей сильно сужается, а Рено ещё и толком не успел закрепиться в Голливуде. Поэтому он в последние годы снимается только во французских и европейских проектах.
А если актёр заезжает в американское кино, то это уже дешёвые бэшки вроде «Малышки с характером», которые имеют зрительскую оценку в целых 4 балла из 10.
Всё это не значит, что у Рено была какая-то плохая карьера. Карьере Жана Рено позавидуют почти все европейцы и большая часть Голливуда. Но всё-таки немного обидно, что взлетел он поздно и у него было не так много времени.
Спасибо за внимание, оставайтесь на связи.