В эпоху позднего Средневековья Европа была охвачена небывалым интересом к оккультным наукам и магическим практикам. Алхимики и маги стремились раскрыть секреты природы, найти способ превращения обычных металлов в золото и обрести бессмертие. В этом контексте особую популярность приобрели гримуары – загадочные трактаты о сверхъестественном, среди которых наибольшим авторитетом пользовались книги, приписываемые библейскому царю Соломону.
Эпоха магии и алхимии: от королевских дворов до пражских улиц
Интерес к магии и оккультным наукам достиг своего апогея в позднем Средневековье. Европейские монархи и аристократы активно покровительствовали алхимикам и магам, предоставляя им место при своих дворах. Ярким примером такого увлечения может служить император Священной Римской империи Рудольф II, правивший во второй половине XVI века.
Рудольф II превратил имперскую столицу Прагу в настоящую Мекку для оккультистов всех мастей. Сам император проявлял живой интерес к тайным наукам и радушно принимал любого, кто мог внятно рассуждать о движении небесных тел, секретах трансмутации металлов или создании искусственного человека – гомункула. Прага того времени стала средоточием алхимических лабораторий, астрологических обсерваторий и оккультных библиотек.
Однако средневековая алхимия значительно отличалась от современной науки в своем отношении к знаниям. Если сегодня наибольшую ценность имеют новейшие открытия и достижения, то в алхимии большим авторитетом пользовались именно древние знания. Чем старше был источник информации, тем более ценным он считался. Это создавало благодатную почву для появления и распространения различных гримуаров – книг, якобы содержащих древнюю мудрость и тайные знания.
Гримуары: запретные книги для избранных
Гримуары представляли собой особый тип книг, предназначенных для постижения тайных знаний и магических практик. Эти трактаты были чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и назначению. Некоторые из них представляли собой сборники рецептов магических зелий, другие были посвящены поискам философского камня – легендарного вещества, способного решить все проблемы с богатством и здоровьем.
Одной из самых популярных тем в гримуарах был вызов сверхъестественных существ. Несмотря на активное противодействие католической церкви, многие люди на протяжении веков верили, что заключение контракта с могущественным демоном может стать ключом к счастливой и успешной жизни. Гримуары подробно описывали правила и ритуалы, необходимые для вызова демонов, их подчинения и ведения переговоров с ними.
Авторство большинства гримуаров остается загадкой. Как правило, реальные создатели этих книг предпочитали сохранять анонимность, опасаясь преследований со стороны церкви. Вместо этого они приписывали авторство более авторитетным фигурам. Часто в этой роли выступал Гермес Трисмегист – легендарный мудрец, которому приписывали невероятные познания во всех областях. Нередко авторами гримуаров "назначали" библейских пророков и царей, таких как Моисей или Соломон.
"Ключ Соломона": магическая мудрость библейского царя
Царь Соломон занимал особое место в представлениях средневековых алхимиков и магов. Помимо того, что он был известен как автор библейских притч, Книги Екклесиаста и Песни песней, ему приписывали владение могущественной магией, позволявшей повелевать демонами. Подобные представления о Соломоне существовали не только в христианской традиции, но и в исламе, где Сулейман ибн Дауд (арабское имя Соломона) считался повелителем джиннов.
Неудивительно, что один из самых известных гримуаров носит название "Ключ Соломона". Этот сборник магических трактатов почти полностью посвящен демонологии и считался одним из самых авторитетных источников оккультных знаний в Средневековье.
"Ключ Соломона" фактически представляет собой не одну книгу, а сборник нескольких трактатов, возможно, написанных разными авторами в разное время. Традиционно выделяют "Большой ключ Соломона" и "Малый ключ Соломона". "Большой ключ" считается более ранним произведением, созданным предположительно в XIV-XV веках. Интересно, что автор этого гримуара подчеркивает свою приверженность христианской церкви, утверждая, что все магические действия совершаются с помощью Божественной силы и требуют предварительного покаяния в грехах.
"Малый ключ Соломона": энциклопедия демонологии
"Малый ключ Соломона", известный также как "Лемегетон", был создан позже "Большого ключа" – частично в XVI веке, а окончательно оформился к середине XVII столетия. Несмотря на название, этот гримуар значительно превосходит по объему своего "старшего брата".
"Малый ключ Соломона" состоит из пяти частей, каждая из которых представляет собой самостоятельный трактат. Хотя нет никаких доказательств того, что эти тексты были написаны одним автором (и тем более самим царем Соломоном), они впечатляют своей детальностью и масштабом проделанной работы.
Первая книга "Малого ключа" называется "Гоетия". В ней содержатся описания 72 демонов, которые, согласно легенде, были заключены Соломоном в медный сосуд и брошены на дно озера. Когда вавилоняне нашли и разбили сосуд, демоны вырвались на свободу и разлетелись по всему миру. "Гоетия" предоставляет подробные инструкции по вызову этих демонов и управлению ими.
Вторая книга, "Теургия Гоетия", посвящена духам воздуха. В отличие от демонов из первой книги, эти существа не считаются однозначно злыми. Автор гримуара утверждает, что "эти духи по своей натуре добрые и злые одновременно. Одна часть их – добрая, другая – злая. Ими управляют князья, каждый из которых живет в одной из четырех частей света".
Третья книга, "Арс Паулина", предлагает магам научиться повелевать ангелами. Согласно этому трактату, ангелы управляют дневными и ночными часами, а также знаками зодиака. Каждый ангел имеет в подчинении множество духов, которых тоже можно вызывать и подчинять. Эта часть "Малого ключа" представляет собой причудливое сочетание астрологии и христианской ангелологии, иллюстрированное многочисленными изображениями магических печатей для вызова различных ангелов, включая ангела-хранителя.
Четвертая книга, "Арс Алмадель", своим названием явно отсылает к арабскому миру, который в средневековой Европе считался источником древней мудрости и оккультных знаний. Этот трактат также посвящен ангелам, но на этот раз речь идет о существах, обитающих в "одном из четырех зодиакальных миров".
Пятая и последняя книга "Малого ключа Соломона" называется "Арс Нотория" и заметно отличается от остальных частей. Она состоит преимущественно из молитв и воззваний к Богу с просьбами о даровании силы, защиты и мудрости. Вот характерный пример такого обращения: "О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром – подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь".
"Арс Нотория" считается самой древней частью "Малого ключа", предположительно созданной еще в XIII веке. Возможно, именно этот текст послужил основой для более позднего "Большого ключа Соломона". Интересно отметить, что изначально маги стремились действовать именем Бога, хотя и в обход официальной церкви. Идеи о подчинении демонов, духов и ангелов появились в гримуарах значительно позже.
Несмотря на то, что "Ключ Соломона" уже давно стал объектом научного изучения, он до сих пор вызывает споры как среди историков, так и среди современных оккультистов. Недавно было осуществлено первое полное академическое издание "Малого ключа", но многие загадки этого древнего текста еще ждут своего разрешения.
Понравилось? Поставь лайк!
Обязательно прочти эти статьи:
Багрянец и злато: как Рим и Карфаген схлестнулись за власть над Средиземноморьем
Безумный император: как Коммод погубил золотой век Рима
Женщины-гладиаторы в Древнем Риме: правда или вымысел?
Как немецкий архитектор хотел осушить Средиземное море и объединить Европу с Африкой