Как-то лет 15 назад из книги воспоминаний Георгия Данелия "Тостуемый пьёт до дна" я прознал, что ещё до "Совсем пропащего" у него были поползновения променять комедийный жанр на экранизации классики: сначала ему захотелось снять "Преступление и наказание" (но эту замысел у него на правах начальника и корифея "отжал" Лев Кулиджанов), а потом переключился на историческую повесть Л. Н. Толстого "Хаджи Мурат". Был даже написан совместный с Расулом Гамзатовым и Владимиром Огневым сценарий, но в итоге что-то пошло не так, проект завернули и причину этого режиссёр так никогда и не узнал. Вот цитата непосредственно из его книги:
— Нам нужен большой павильон, а производственный отдел не дает! — пожаловался я директору „Мосфильма“ Владимиру Николаевичу Сурину. — По какой картине?
— По „Хаджи Мурату“.
— Тебе что, не сказали?
— О чем?
— Вас закрыли!
— Когда?!
— Уже месяц почти. Извини!...
Кто и почему нас закрыл? (Это не смог выяснить даже Расул Гамзатов)....
Больше никаких подробностей я с тех пор не встречал (другие источники просто пересказывали ранееизложенное в мемуарах), даже было подозрение, что всё это байки... однако на днях в старой газете от 16 июня 1966 года мне попалась статья, по крайней мере подтвердившая, что виды на "Хаджи Мурата" в советском кинематографе действительно были:
ТОЛСТОЙ ВСЕГДА СОВРЕМЕНЕН
(к экранизации "Хаджи Мурата")
Кинорежиссер Георгий Данелия, завоевавший прочную репутацию приверженца современной темы в кино, впервые обратился к классике. Автор таких популярных фильмов, как «Серёжа» и «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве* и «Тридцать три», избрал для дебюта в этой новой для себя области повесть Льва Толстого «Хаджи Мурат».
Такой крутой поворот может показаться случайным. Но есть ряд обстоятельств, доказывающих закономерность режиссёрского выбора. Немаловажна, например, такая деталь, что первой работой Данелия в кино была экранизация совместно с И. Таланкиным одной из глав «Войны и мира». Если же вспомнить, что психологизм, стремление проникнуть в диалектику души является одной из сильных сторон режиссуры Данелия, внутренняя обусловленность его обращения к Толстому станет ясна.
В интервью корреспонденту ТАСС Е. Стишовой режиссер сказал, что экранизация «Хаджи-Мурата» — его давняя мечта. Сохранить, насколько это возможно, дух Толстого — таков главный принцип экранизации, над сценарием которой вместе с Георгием Данелия работают поэт Расул Гамзатов и кинодраматург Владимир Огнев. Одним из основных мотивов фильма будет, как и в повести, мотив бессмысленности и абсурдности войны. Толстой не нуждается в модернизации для того, чтобы быть современным.
Первые кадры фильма, возможно, будут отсняты уже в этом году.
Прочитав эти строки, я бросился искать подтверждение тому, что упомянутые режиссёры-однокурсники сняли что-то совместнопомимо "Серёжи", но ничего такого в их официальных фильмографиях не нашлось, а в восторженном отзыве Данелия на киноэпопею С. Бондарчука, опубликованном в 1965 году в журнале "Искусство кино", про собственные подступы к "Войне и миру" он не заикнулся. Вот такая новая загадка нарисовалась!
Хотелось бы конечно прочитать сценарий (чтобы сравнить с первоисточником и поискать причины отказа в подтекстах), но его, похоже, так и не опубликовали, а рукопись, судя по всему, Литфонд уже загнал с молотка:
(с) Albert Magnus специально для kin0guru