Сегодня мы расскажем о необычном человеке, чья жизнь послужила сюжетом для известного американского фильма «Игры разума». Наверное, многие видели эту картину с замечательным Расселом Кроу в главной роли.
Джон Форбс Нэш (1928−2015). Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр», американский математик, новатор в области теории игр, дифференциальных уравнений и геометрии. Большую часть жизни прожил с диагнозом паранойя и шизофрения.
Его сторонились женщины – он женился на самой красивой девушке курса. Ему поставили диагноз «параноидальная шизофрения» – он боролся с душевным недугом тридцать лет и победил. Математика представлялась ему скучнейшей из наук – он стал выдающимся ученым ХХ века. Многие коллеги считали его умершим – он возник из небытия на церемонии вручения Нобелевской премии как лауреат в области экономики.
Удивительный Джон Форбс Нэш.
Маленькому Джону было очень скучно учиться, и он частенько прогуливал школьные занятия. Позднее коллеги скажут о его цепком уме: «Он знал ответ еще до того, как прозвучит вопрос». Джон раздражал учителей бесконечными спорами и неудобными вопросами. Он воспринимал науки как нечто целое и легко смешивал законы физики с правилами грамматики. Мог встать посреди урока и выйти из класса, если изложение материала казалось ему тягомотным.
В 14 лет Джон наотрез отказался ходить на уроки математики. К несчастью учителей, к нему в руки попала книга Эрика Т. Белла «Великие математики», и у школьных педагогов не осталось шанса хоть как-то заинтересовать строптивого мальчишку. Джон прочитал книгу и «без посторонней помощи доказал малую теорему Ферма», как он сам позднее рассказывал. Теорема показалась ему легкой, поэтому неинтересной.
Оставался единственный способ помочь Джону закончить школу – это перевести его на частичное домашнее обучение. Мать, в прошлом учительница английского языка и латыни, взяла эту обязанность на себя. Вместе с Джоном училась его младшая сестра Марта. Других друзей у него не было. Да и зачем? Ему хватало книг.
Но Джон не был полностью оторван от реальности и видел, что семья еле-еле сводит концы с концами. Детство и отрочество Джона пришлось на Великую депрессию и Вторую мировую войну. Он родился 13 июня 1928 года в городе Булфилд штата Западная Вирджиния. Здесь его отец нашел работу инженера-электрика. Джон тоже собирался стать инженером-электриком, чтобы помочь содержать семью. Но экономический и политический кризис пошел на убыль. Можно было подумать о научной карьере. Ведь учёные тоже неплохо зарабатывают, если совершают великое открытие, и с этим не поспоришь.
В 1945 году Джон Нэш поступил в Политехнический институт Карнеги и, как он сам рассказывал, на удачу записался на отделение химии. Юноша не имел чёткого представления, чем же ему заняться. Но экспериментальная химия оставила юношу равнодушным, ведь он должен был работать с пипетками и пробирками, а не умом.
Сокурсники конкурировали за право получить рекомендацию в престижный Принстон, а Джон уже впустую потерял год. Отчаявшись, он поддался на уговоры и перевелся на математическое отделение. Первое время Джон посещал занятия, его способность находить нестандартные решения была отмечена преподавателями, но ему казалось, что математики мало зарабатывают. Повторилась школьная история: все – на лекции, Нэш не выходит из своей комнаты, говоря, что лекции – потеря времени.
Казалось, что в Принстон он никогда не сможет поступить. Но, незадолго до подведения итогов, Джон написал работу и получил рекомендацию длинной в одну строчку: «Этот человек – гений».
В Принстон 19-летний Нэш приехал, защитив степень бакалавра и магистра, и оказался одним из самых юных диссертантов. Среди соучеников он слыл белой вороной: держался в стороне, смущался возраста (ребята постарше уже успели поработать криптографами во время Второй мировой войны), ни к одной математической школе не принадлежал, за ним не стояли именитые учителя. А между тем его окружали великие умы столетия: Эйнштейн, Нейман и Моргенштерн. Последние двое опубликовали знаменитую книгу «Теория игр и экономическое поведение».
Через два года Джон Нэш допишет к их работе двадцать семь рукописных страниц, за которые через 45 лет ему дадут Нобелевскую премию.
Авторы «Теории игр» выдвинули идею, что любое социальное явление можно представить как взаимодействие двух игроков. Но они не смогли сформулировать, как эту теорию использовать в обыденной жизни и что она может дать обществу.
Это сделал Джон Нэш.
В художественном фильме «Игры разума» открытие Нэша проиллюстрировано на примере отношений между мужчинами и женщинами. Компания парней хочет найти подружек на вечер. В комнату входит девичья стайка, внимание ребят привлекает самая красивая среди них. Если все юноши будут думать только о себе и кинутся к красотке, то останутся ни с чем. Во-первых, начнут толкаться и мешать друг другу, во-вторых, повернутся спинами к другим девушкам. В результате они не смогут проявить себя достойно перед красавицей, ведь в толпе не до галантностей, и к тому же их отвергнут остальные подруги, так как никому не хочется быть «утешительным призом». Нэш предложил приятелям другое решение, которое позволило бы остаться в выигрыше всем. А именно: обратить свои взоры на других девушек. «Пожертвовать» вниманием красавицы, чтобы добиться главной цели: найти пару на вечер.
Смысл открытия Нэша заключался в новой стратегии –- поступать таким образом, чтобы получить выгоду для себя и для команды. Так можно добиться наилучшего результата в любом деле. Забота только о личных интересах столь же непродуктивна, как и борьба за всеобщее благо без учета потребностей каждого участника. Соблюдение баланса личной и коллективной выгоды было названо «равновесием Нэша».
Сейчас этот принцип активно используется в различных сферах жизни – от аукционов и коммерческих сделок до макроэкономики и внешней политики государств. Но те в годы открытие Нэша нарушило равновесие его собственной жизни. Впрочем, понял он это не сразу.
Защитив докторскую диссертацию, Джон Нэш некоторое время преподавал в Принстоне, а затем перевелся в Массачусетский технологический институт. Гениальность плохо вязалась с образом учёного. Коллеги, слушая лекции профессора Нэша, шептались: он несет чушь! Понять ход его мысли было дано единицам. Большинство смогло оценить лишь придуманную Джоном игру в усложненные крестики-нолики, в которую на переменах играл весь институт, расписывая мелом шестигранные плитки пола. Но близких друзей у Нэша не было, он был изгоем в научной среде.
С женщинами у холостого и молодого доктора математики тоже не складывалось. Кому понравится кавалер, который начинает знакомство с фразы: «Давайте сэкономим друг другу время: сделаем вид, что все слова уже сказаны, и перейдем в постель».
Вряд ли кто-то узнал бы о подружке Нэша – медсестре Элеоноре Стиэр, если бы не случился скандал. Джон отказался признать отцовство и заявил, что не намерен материально поддерживать мать ребенка. Элеонора тоже выказала нежелание общаться с папашей. Спустя много лет Нэшу припомнят эту «аморальную» историю. Обвинители «забудут» уточнить, что события разворачивались во времена политических чисток в США. Нэш попал под каток репрессий из-за своей работы о теории игр.
Как ни странно, «равновесие Нэша» подрывало устои капиталистического общества, где главенствовал принцип: «Частные интересы превыше всего!» Нэш доказывал эффективность плановой экономики, по сути – марксистской идеи. На эти же годы пришлось начало «холодной войны». Сенатор Д. Маккарти организовал «охоту на ведьм»: были составлены списки неблагонадежных граждан США, которые якобы сочувствовали коммунистам; расследование носило внесудебный характер, презумпция невиновности отсутствовала как класс, подозреваемому припоминали все грехи молодости. Репрессиям подвергались в том числе и члены семей неблагонадежных граждан. Своим «аморальным» поступком Нэш спас Элеонору и сына от преследования.
Возможно, эти страхи были началом будущих шизофренических галлюцинаций Нэша. Как известно, его видения были связаны именно с политикой. Но «комиссии Маккарти» – часть истории США. Не исключено, что у Нэша были основания для страхов. Во всяком случае, от него отказалась не только Элеонора – вменяемые коллеги тоже держались подальше от Джона. Впоследствии, чтобы не портить реноме государства, эту страницу биографии ученого стали замалчивать. Нэш тоже не торопился доказывать обратное: право на спокойную старость дорогого стоит. Согласно теории игр, государство и ученый получали максимальную выгоду при обоюдном молчании.
Всё же Джон Нэш женился в 1958 году на девушке из хорошей семьи, и в том же году журнал «Fortune» называл Нэша «восходящей звездой новой математики». На горизонте замаячила профессорская кафедра в Принстоне. Нэш прокомментировал грядущее назначение неожиданно: «Зачем мне Принстон? Меня ждет трон императора Антарктики». Фразе никто не придал значения: у гениев и чувство юмора должно быть своеобразным. Коллеги шутили: если бы Нобелевскую премию давали за открытия в математике, Нэш давно стал бы лауреатом-рекордсменом. Словом, год выдался звездным и счастливым. Следующий 1959 вверг молодого учёного в бездну.
Из автобиографии Нэша: «Психические расстройства начались у меня в первые месяцы 1959 г., в то время, когда моя жена Алисия забеременела. Результатом этого стало мое увольнение из МТИ. Проведя 50 дней под «наблюдением» в больнице, я в конце концов отправился в Европу и пытался получить статус беженца».
За скупыми строчками – череда драматических событий. Однажды доктор Нэш пришел в институт со свежим номером «The New York Times» и сообщил коллегам, что на одной из страниц зашифровано послание инопланетян, которое он расшифровал. Через некоторое время письма с «секретной информацией» от Нэша были отправлены официальным лицам США, а заодно Хрущеву в СССР и Мао Цзедуну в Китай. Ответ не заставил себя ждать: доктора математики принудительно поместили в психиатрическую клинику под Бостоном.
В ту пору американские психиатры «поклонялись» фрейдизму и заключили, что помешательство Нэша связано с беременностью жены. Их психоанализ плохо вязался с тематикой мании преследования пациента: Нэш убегал не от жены, а от военных ведомств США. Затем врачи поставили диагноз «параноидальная шизофрения». Сам Нэш – человек очень четких и ясных формулировок – назвал тридцать лет душевной болезни неожиданно обтекаемо: периодом «иллюзорного мышления».
Учёный решился уехать в Европу. Жена Алисия, оставив новорождённого сына родным, поехала за мужем. Джон метался по Европе, прося политического убежища, однако везде получал отказ. С одной стороны, европейцев настораживало состояние Нэша, с другой — давление оказывали власти США, не желавшие, чтобы пусть ненормальный, но всё-таки гений вышел из сферы их влияния.
В конце концов, во Франции Нэша арестовали и депортировали в США. Учёный окончательно ушёл в мир иллюзий — его слова и записи выглядели как бессвязный бред, вчерашние коллеги слушали его исключительно из сострадания.
В январе 1961 года измученные родные Джона снова кладут его в психбольницу, где ему проводят жёсткий курс инсулиновой терапии.
После выписки Нэш снова отправляется в Европу, но уже без Алисии — не выдержав, супруга подала на развод. Их общего сына она вырастит одна. Сыну от отца передадутся талант математика и шизофрения.
Тем коллегам, у которых хватило мужества не отказаться от поддержки Нэша, удалось найти для него психиатра, сумевшего стабилизировать состояние учёного.
На несколько лет он вернулся к относительно нормальной жизни, но затем последовал новый срыв.
К началу 1970-х годов от бывшей «восходящей надежды Америки» остался странный человек в поношенной одежде, который порой не мог найти и место для ночлега. В этой ситуации Джона спасла бывшая жена, принявшая его к себе.
В течение многих последующих лет студенты Принстона называли его «Фантомом» — он внезапно появлялся в аудитории и записывал на досках формулы, понятные только ему одному.
В 1980-х, когда о Джоне Нэше как действующем учёном все стали забывать, начало происходить то, чего никто не ожидал. Математик стал возвращаться из мира иллюзий и галлюцинаций, его речи становились всё более осмысленными, а формулы на досках стали не бредом сумасшедшего, а мыслями гениального математика.
Врачи пожимали плечами и разводили руками. Джон Нэш непонятным для них образом сумел выиграть поединок с шизофренией.
«Я думаю, если вы желаете избавиться от психического заболевания, то должны, ни на кого не надеясь, поставить себе серьёзную цель сами. Психиатры же хотят оставаться в бизнесе», — позднее писал математик.
Он перестал обращать внимание на «голоса», и они постепенно исчезли вместе со своими странными идеями, которые так долго транслировал Джон.
Нэш сосредоточился на математике и вскоре вернулся на тот уровень, какой был у него до болезни. «Сейчас я мыслю здраво, — писал учёный, — но это не вызывает у меня ощущения счастья, которое должен испытывать любой выздоравливающий. Здравый ум ограничивает представления учёного о его связи с космосом».
В 1994 году Нобелевский комитет присудил Джону Нэшу премию в области экономики «за анализ равновесия в теории некооперативных игр». Нобелевской премией была отмечена работа Нэша, созданная в 1949 году.
Традиционную лекцию лауреата Джону Нэшу прочитать не дали. Организаторы опасались, что состояние Нэша превратит это мероприятие в конфуз.
В 2001 году после 38 лет развода Джон и Алисия Нэш снова поженились.
Джон Нэш с головой ушёл в любимую математику, продолжая свои изыскания.
В 2002 году правительство Норвегии учредило Абелевскую премию по математике. Награда, названная в честь норвежского математика Нильса Хенрика Абеля, была задумана как аналог Нобелевской награды, которая, как известно, математикам, не вручается.
В 2015 году Абелевская премия была присуждена Джону Нэшу за вклад в теорию нелинейных дифференциальных уравнений.
Таким образом, Джон Нэш стал первым учёным, который был удостоен и Нобелевской, и Абелевской премии.
Этот триумф стал блестящим завершением великой научной карьеры и удивительной жизни.
Игры разума удивительны, и никто не знает, чем они закончатся. Нэш победил в этих играх и, безусловно, заслуга учёного в этой победе огромна, больше, чем медиков.
Мы продолжим наши рассказы о деятелях науки, культуры, эстрады, искусства и спорта, сумевших преодолеть жизненные невзгоды, выдержавшие удары судьбы.
Эти люди служат нравственными ориентирами для нашей команды, работающей для создания справедливого инклюзивного общества в нашей стране.
Заходите на наш сайт, вступайте в наше сообщество в VK, следите за нашими новостями.
Уважаемые подписчики и гости канала:
В Центре социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», Санкт-Петербург, с 1 июня по 8 декабря 2024 года работает программа по оказанию людям с инвалидностью бесплатной услуги по сопровождению при содействии занятости.