Мне часто говорят и пишут, что я богоборец или даже воинствующий атеист, который не понимает, что такое духовное развитие или поиск истины. На самом деле, это совершенно не так. Я не пытаюсь доказать, что Бога не существует, а переселение душ — это выдумка буддистов. У меня нет цели увести от веры верующих (извините за тавтологию). Я просто против темных суеверий, разного рода мифов и предрассудков, не подкрепленных ничем.
Многие религиозные люди в каждой моей статье суют мне цитаты из «Библии» или просят найти путь по этой книге. А если я не желаю и не хочу делать этого по древнему сборнику мифов 2-х тысячелетней давности, то некоторые люди даже агрессивно себя ведут. И тогда у меня возникает встречный вопрос.:
»А читали ли они сами, что-то кроме Библии? Пытались ли они хоть как-то расширить свой кругозор или сознание?
Я вот читал и «Библию», и массу других книг, которые написаны, между прочим, великими мыслителями. И многие были атеистами не просто потому, что они так захотели, а потому что пришли сами к таким выводам.
В этой статье я расскажу о лучших книгах и попробую кратко рассказать о чём они.
Поехали!
Блез Паскаль «Объясняя религию»
Книга Блеза Паскаля «Объясняя религию» (или «Apologie de la religion chrétienne») является частью его более широкой работы, известной как *Pensées* («Мысли»). В этой книге Паскаль рассуждает о религии, вере и разуме, представляя свои размышления о значимости религиозного опыта и внутреннем противоречии человеческой природы. Он стремится объяснить, почему христианская вера, несмотря на все её парадоксы, является логичной и обоснованной. Но не спешите причислять его к верующим. Это что ни на есть самая антирелигиозная книга. Хотя на первый взгляд это так не кажется.
«Человек бесконечно превосходит человека» — Паскаль указывает на сложность человеческой природы и способность разума выходить за пределы собственных ограничений, что подтверждает необходимость в чем-то большем, чем человек, то есть в Боге.
«Сердце имеет свои основания, о которых разум не знает» — эта знаменитая фраза отражает мнение Паскаля о том, что вера в Бога — это не только логический выбор, но и глубокое эмоциональное и духовное переживание, выходящее за пределы рационального понимания.
«Человек — не ангел и не зверь, и несчастье в том, что кто хочет быть ангелом, становится зверем» — Паскаль подчеркивает противоречивую природу человека, который находится между стремлением к высшему идеалу и склонностью к падению.
В этом произведении Паскаль не только критикует атеизм и скептицизм, но и предлагает идеи, которые стали основой для экзистенциальной философии, связывая человеческое состояние с необходимостью веры и поиска смысла жизни.
То есть вера по Паскалю эволюционно обоснована и не важно есть Бог или нет, люди всё равно будут его искать, пока эта нужда не отпадет.
И я с ним полностью согласен.
Альпер М. "Бог и мозг: Научное объяснение Бога, религиозности и духовности"
Книга исследует, как человеческий мозг воспринимает религиозные и духовные переживания с точки зрения нейробиологии. Альпер рассматривает религию и веру как эволюционную адаптацию развивая идеи того же Паскаля, а не что-то сверхъестественное. Основная цель книги — понять, какие механизмы в мозге отвечают за религиозные убеждения и почему духовность имеет такое глубокое влияние на людей.
Вот кратко:
Нейробиология религиозности. Альпер объясняет, что духовные переживания могут быть результатом активности определенных областей мозга, таких как височные доли, которые ответственны за восприятие сверхъестественного.
Религия как эволюционная стратегия. Автор рассматривает гипотезу, что религия может способствовать социальному сплочению и выживанию группы, что сделало веру полезной в эволюционном смысле.
Мозг и иллюзия Бога. Альпер утверждает, что религиозные переживания можно объяснить научно, без необходимости прибегать к сверхъестественным объяснениям.
Цитаты:
«Мысли о Боге и религиозные ритуалы являются продуктами работы человеческого мозга, который запрограммирован искать ответы на необъяснимое».
«Наш мозг предрасположен к восприятию духовных переживаний как реальных, что объясняет глубину и значимость религии для человечества».
Таким образом, мы прослеживаем идею, что религиозность и вера в чудеса пока ещё нам нужна, например, чтобы закрыть дыры и пробелы в естественных знаниях и законах природы.
Петр Богосьян "Руководство по созданию атеистов"
Эта книга фокусируется на том, как помочь людям, верящим в религию или сверхъестественное, критически переосмыслить свои убеждения с помощью инструментов, которые автор называет "стрит-эпистемологией". Цель книги — вооружить читателей методами рациональной аргументации и скептицизма, которые позволят им побуждать других к переосмыслению веры, используя разговорные стратегии.
Стрит-эпистемология — метод ненавязчивого диалога, направленного на исследование оснований веры человека.
Критическое мышление — важность вопросов о доказательствах и логике, лежащих в основе религиозных убеждений.
Сомнение как добродетель — атеизм рассматривается как естественный результат рационального скептицизма.
Цитаты:
"Моя цель — не убедить людей, что Бога не существует, а помочь им задаться вопросом, почему они верят в Бога".
"Человек должен уметь подвергать свои убеждения сомнению, если он хочет найти истину".
Эта книга способна «отрезвить» даже самого упертого религиозного фанатика, если он будет читать её вдумчиво и отнесется серьезно как к священному писанию.
Джерри Койн "Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы"
Эта книга рассматривает сложные отношения между научным методом и религиозной верой. Основной тезис Койна заключается в том, что наука и религия несовместимы, поскольку они опираются на совершенно разные подходы к пониманию мира.
Наука основана на эмпирических данных, логике и проверке гипотез. Она изменчива и адаптируется к новым открытиям. Религия же, по мнению Койна, основана на догмах и вере, которые часто противоречат научным фактам и кое-где даже подстраиваться под них.
Койн утверждает, что наука и религия предлагают разные ответы на одни и те же вопросы, например, происхождение жизни или Вселенной. Наука требует доказательств, а религия — веры без доказательств.
Койн рассматривает влияние религии на общество и считает, что религиозные убеждения, не подкрепленные доказательствами, могут оказывать вредное воздействие, особенно когда речь идет о принятии решений на государственном уровне или в медицине.
Цитаты из книги:
«Наука может изменить свои убеждения на основе доказательств, религия же не может, потому что это будет равносильно отказу от веры»
«Проблема не в том, что религия дает ложные ответы, а в том, что она отказывается от поиска правды»
«Мы не можем позволить религиозной вере управлять нашими действиями, когда дело касается общественного блага и прогресса»
Койн обращает внимание на необходимость отделения религии от науки и политики, чтобы избежать конфликта между личной верой и общественными интересами. Он считает, что вмешательство религии в политику несет не просто будущее расслоение в обществе, но о многократно увеличил в нем несправедливость и неравенство.
Корлис Ламонт "Иллюзия бессмертия"
Автор рассматривает идею жизни после смерти с научной и философской точек зрения. Ламонт анализирует различные концепции бессмертия, особенно в контексте религиозных верований, и утверждает, что вера в загробную жизнь основана на эмоциональных потребностях, а не на объективных доказательствах. Его основной аргумент заключается в том, что смерть — это окончательный конец существования личности, и никакое бессмертие невозможно.
Ламонт разбирает идеи христианства, индуизма и других мировых религий, указывая на отсутствие доказательств в пользу вечной жизни.
Автор утверждает, что стремление к бессмертию возникает из страха перед смертью и неизвестностью, и что люди изобрели концепцию загробной жизни, чтобы справиться с этим страхом.
Цитаты из книги:
«Бессмертие — это не более чем иллюзия, созданная человеческим страхом перед концом»
«Смерть — это естественный и окончательный конец индивидуального существования, а не переход к другой форме бытия»
Джеймса Рэнди "Плутовство и обман: экстрасенсы, телепатия, единороги и другие заблуждения"
А вот эта великолепная книга исследует различные псевдонаучные и сверхъестественные явления, подвергая их критическому анализу. Я часто опираюсь на неё в своих статьях.
Рэнди, известный скептик и разоблачитель мистификаций, показывает, как легко люди могут быть введены в заблуждение и манипулированы ложными убеждениями. Он фокусируется на таких темах, как экстрасенсорика, телепатия, ясновидение и другие феномены, доказывая их несостоятельность через научный подход и эксперименты.
Рэнди утверждает, что большинство экстрасенсов и медиумов используют мошеннические методы, такие как холодное чтение и трюки, чтобы убедить людей в своих способностях.
Книга включает множество историй о разоблачении мошенников, которые заявляли о наличии у них сверхъестественных сил, но на деле использовали обман для своих целей.
Цитаты:
«Каждое чудо требует тщательного изучения, прежде чем его можно назвать таковым»
«Вера в паранормальное — это не свидетельство магии, а свидетельство уязвимости человеческого ума»
Рэнди как никто другой знал, что никаких магов и экстрасенсов не существует, ведь он пообещал миллион долларов тому, кто первый докажет свои способности в условиях наблюдаемого опыта. Прожив 92 года и оставаясь скептиком до последнего, он так и не увидел ни одного сверхъестественного явления, хотя объездил с лекциями весь мир.
Неоднозначный вывод
Я очень хорошо понимаю, что порой принять идеи этих книг сложно и даже страшно. Но именно это и мотивирует меня искать истину. Многие верующие даже не притронуться к этим книгам, не говоря уж о том, чтобы принять некоторые идеи из них.
И это я ещё не рассказал о таких книгах как:
1. Д. Деннетт - Снять заклятие. Религия как естественный феномен
2. Дмитрий Казеннов - Жизнь без бога
3. Евгений Елизаров - Сотворение мира или эволюция
4. Харрис С. - Конец веры. Религия, террор и будущее разума
5. Р. Докинз - Бог как иллюзия
И многих многих других.
И, как вы понимаете, если дочитали до этого предложения, мои взгляды формировались не на слепой вере или неверии. И не на атеистах, которые «верят», что Бога нет. Я просто всегда говорю, что поиск истины никогда не бывает легким. Это самый сложный путь, но мне он интересен. И, естественно, я не остановился на том, что предлагает Библия или вышеперечисленные книги. Я просто посмотрел на позиции с разных сторон, и, конечно, на этот счет мне ещё есть о чем рассказать.