Найти в Дзене
Зеркало Леонардо

Легенда о Свинолицей Даме: Почему лондонцы были одержимы женщиной с лицом свиньи?

Оглавление

Летом 1815 года, когда Лондон бурлил в празднованиях после победы над Наполеоном, на улицах города разыгралась не менее захватывающая история. На переполненной Пикадилли, среди карет и восторженных прохожих, внимание толпы вдруг привлекла одна карета. Кто-то утверждал, что через окно мелькнуло звериное рыло, торчащее из элегантного чепца. Это была она — таинственная свинолицая дама, чей образ уже долгие месяцы тревожил воображение лондонцев. Толпа быстро окружила карету, требуя остановки. Но извозчик, видя растущее напряжение, рванул вперед, стремясь сбежать от нарастающего шума и любопытства.

Лондон, 1815 г. Ажиотаж вокруг кареты со "Свинолицей Дамой"
Лондон, 1815 г. Ажиотаж вокруг кареты со "Свинолицей Дамой"

Эта сцена — лишь часть масштабного безумия, охватившего Лондон в начале XIX века. В те времена общественная пресса, еще только начинавшая набирать силу, сыграла ключевую роль в том, чтобы превратить старинную городскую легенду в национальную сенсацию.

От Фольклора к Феномену

Истории о женщине с лицом свиньи появлялись задолго до того, как они взбудоражили Лондон. Первые рассказы датируются XVII веком. Один из них повествует о голландской домохозяйке по фамилии Якобс, которая отказала бедной женщине с детьми в милостыне. Оскорбленная нищенка прокляла будущего ребенка Якобс, и та, согласно легенде, родила дочь со свиным лицом.

Похожая история связана с именем Таннакин Скинкер, богатой голландки, чья мать также отказала в милостыне нуждающемуся, после чего родила дочь с жуткой внешностью. О Скинкер сложено несколько баллад и частушек, ставших популярными в XVII веке.

К XIX веку свинолицая дама стала уже не просто персонажем фольклора, но чем-то вроде городского монстра. Она не вызывала такого страха, как оборотни или привидения, но все же пробуждала у людей смутное беспокойство и неприязнь. Однако настоящую популярность этой легенде придали газеты.

На этой цветной гравюре предположительно изображена мисс Аткинсон, женщина из высшего класса, с головой свиньи.
На этой цветной гравюре предположительно изображена мисс Аткинсон, женщина из высшего класса, с головой свиньи.

Взлет Прессы и Свинолицая Дама

В начале 1815 года свинолицая дама неожиданно стала «знаменитостью» благодаря лондонским газетам, которые раздули слухи до невероятных размеров. В номере The Times от 9 февраля 1815 года одна женщина через колонку объявлений заявила, что готова заботиться о «даме с лицом, причиняющим ей страдания», надеясь получить за это хорошее вознаграждение. Через неделю в той же газете появилось еще одно объявление, на этот раз с предложением руки и сердца. Неизвестный мужчина утверждал, что готов вступить в брак с дамой, несмотря на ее внешность.

Газеты, с одной стороны, потешались над читателями, опубликовав статью, в которой осуждали тех, кто верил в существование свинолицей дамы. Однако они не могли удержаться от упоминания этой городской легенды, продолжая подогревать интерес к ней.

Социальные Тревоги и Символика

Почему же даже самые уважаемые издания продолжали писать о свинолицей даме, несмотря на очевидную абсурдность истории? Ее образ стал олицетворением множества тревог того времени. Для многих лондонцев она символизировала страх перед социальными переменами, классовыми различиями и тем, как общество воспринимает инвалидность или физические отклонения. Легенда о даме с лицом свиньи показывала, как легко можно нарушить тонкий фасад приличий и норм, за которым скрывались глубокие предрассудки.

Как отмечает исследователь Иган, даже если бы свинолицая дама была хорошо образованной, скромной женщиной из вежливого общества, общество не приняло бы ее: «Судя по письмам и отчетам того времени, реакция на неё, вероятно, была бы весьма жестокой».

На этой цветной гравюре на дереве изображена дама со свиным лицом.
На этой цветной гравюре на дереве изображена дама со свиным лицом.

От Легенды к Напоминанию

К лету 1815 года ажиотаж вокруг свинолицей дамы начал угасать, но её образ остался в лондонском фольклоре. Чарльз Диккенс в 1861 году отметил: «В каждом веке, я полагаю, была дама со свиным лицом». И хотя эксплуататорские шоу и сенсационные слухи о подобных персонажах почти исчезли к концу XIX века, история свинолицей дамы продолжает напоминать нам о том, как легко общество может стать жестоким к тем, кто не вписывается в общепринятые стандарты.

Сегодня, как говорит историк Ливингстон, нас всё ещё интересуют люди, чьи тела отличаются от нормы. Но мы надеемся, что теперь общество относится к таким людям с большим уважением и интересом к ним как к личностям, а не просто как к странному явлению.