Согласно сообщению пресс-службы Ростеха, компания «Туполев», входящей в ОАК, создает «Инновационный конструкторский центр», который будет заниматься решением уникальных задач по модернизации среднемагистрального пассажирского авиалайнера Ту-214.
Сообщается, что в связи с запуском данной программы, «Туполев» открывает набор талантливых и креативных специалистов, готовых предложить свежие идеи и разработки в области авиастроения.
В Ростехе подёргивают, что в состав создаваемого конструкторского центра под проект модернизированного самолета Ту-214 на конкурсной основе войдут до 25, как опытных конструкторов, так и молодых специалистов, а также не исключено, что в данном проекте примут участие и готовые инженерные команды.
Им предстоит решить различные конструкторские задачи, в том числе по снижению веса, увеличение дальности полета, снижение трудоемкости при сборке самолета, а также другие поставленные задачи.
Работу инновационного центра возглавит первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев, говорится в сообщении Госкорпорации.
Стоит отметить, еще в начале августа этого года появилась информация, что крупнейший в России авиаперевозчик - группа компаний «Аэрофлот», отказалась от закупки самолетов новой постройки Ту-214 из-за ряда конструктивных недостатков. Об этом тогда заявил сам глава «Аэрофлота» Сергей Александровский.
Ранее же «Аэрофлот» подписал соглашения и в рамках программы развития отечественной авиаотрасли планировалось закупить 40 вновь построенных бортов Ту-214. Однако позже их количество снизилось с 40 до 11 самолетов, а теперь «Аэрофлот» вообще отказался от них в ожидании многострадального «импортозамещенного» российского флагмана МС-21.
По слова Александровского, одним из основных недостатков Ту-214 сегодня является то, что самолет рассчитан на трех членов экипажа, что в настоящее время не соответствует современным мировым требованиям для гражданских воздушных судов в этом классе.
То есть авиакомпания затребовала «Тушку» без бортинженера, которого в свою очередь еще с конца 80-х годов отсутствует во всех западных лайнерах Boeing и Airbus, а его функции теперь выполняет бортовая автоматика, которая в свою очередь повышает экономическую эффективность эксплуатации самого самолета, ежедневно выполняющего коммерческие авиаперевозки.
Позже стало известно, что группа «Аэрофлот» предъявила к «Туполев» больше 100 требований по устранению тех или иных конструктивных недостатков по Ту-214. Тем не менее о каких именно требованиях идет речь, ни в ОАК ни в группе Аэрофлот не разглашают. В самом Ростехе видимо также предпочитают не поднимать эту тему.
Тем не менее, согласно последнему сообщению от Ростеха о создании якобы «Инновационного конструкторского центр» в первую очередь говорит об отсутствии компетенций и проблемы с квалифицированным кадровым составом по проекту модернизации Ту-214.
Более того, теперь все же в открытую начали говорить, что конструктив этого самолета имеет серьезные проблемы с весом, включая не малый вес устаревшей авионики, а также другого различного бортового оборудования и систем, разработанного еще в 80-90-ых годах прошлого века.
К примеру, вес так ранее называемого "прямого конкурента" Boeing линейки 737-900, с пассажировместимостью до 215 человек при дальности до 6 тыс. км., составляет чуть более 44,5 тонн.
Вес же пустого Ту-214, с пассажировместимостью до 210 человек при заявленной дальности до 6,5 тыс. км, составляет 61 тонну. То есть разница в весе очевидна и причем она существенная.
Думаю, ни для кого также не секрет, что туда же можно отнести и требование по экономической и эксплуатационной эффективности пермских двигателей ПС-90А, которые в свою очередь устанавливаются и предлагается устанавливать на вновь построенные Ту-214.
То есть несмотря на свою заиленную надёжность и модульность конструкции двигатель линей ПС-90А морально устарел. А с учетом его повышенного расхода топлива и более дорого обслуживания, туда же можно отнести и стоимость расточников запчастей, которые по словам Александовского сегодня закупить является еще одной проблемой. По этой причине авиаперевозчики у которых на хранении остались Ту-204/214 не спешат поднимать его в воздух.
Как бы там ни было, но то что работы в данном направлении все же ведутся, уже не может не радовать. Тем более на фоне того, что сегодня проект импортозамещенного МС-21, поставки которого ранее в очередной раз были сдвинуты на 2025 год, испытывает трудности и вряд ли пойдет в серию в заявленные сроки.
Напомню, что в рамках прошедшего Восточного экономического форума (ВЭФ), первый вице-премьер Денис Мантуров поделился, что МС-21 действительно имеет серьезные проблемы, и в первую очередь с весом.
По словам г-на Мантурова, дальность полета лайнера МС-21 теперь не соответствует ранее заявленным характеристикам, так как самолет стал гораздо тяжелее заложенных параметров.
Также ранее в Ростехе сообщили, что в процессе эксплуатации серийного газоперекачивающего агрегата ПД-14ГП вылезли проблемы с ресурсом двигателя, а вернее с валом отбора мощности, на котором по сути завязан весь конструктив модульной конструкции силовой установки.
В Госкорпорации сообщили, что проблему якобы будет решена, и теперь в ОДК разработали и отработали уже новую технологию производства, что конечно же собственно также не может не радовать.
Ранее эту же проблема вылезла и в Пратовских двигателях тысячной линейки, которые собственно также использовались при разработке МС-21-300, а точнее проблема на начальном этапе была замечена в двигателях версии PW1100G для A320neo.
Тем не мене, американцы эту проблему все же решили, думаю и нашим конструкторам будет это под силу, особенно учитывая последние заявления Ростеха по данной проблеме. Однако для этого потребуется еще дополнительное время, так как этапы сертификационных испытаний пока никто еще не отменял.
Учитывая все эти факторы, включая старт работ по глубокой модернизации Ту-214, а также то, что самолет уже в воздухе и способен осуществлять авиаперевозки без каких-либо ограничений, несмотря на свою устаревшую конструкцию, тут стоит отметить, что сегодня у многострадальной «Тушки», которой ранее предвещали стать прямым конкурентом В737, в рамках новой программы модернизации данного воздушного судна, действительно появился еще один шанс завоевать рынок, причем не только российский.